Шествие
Шествие.
Проснувшись ночью от какого-то странного ощущения, я подошел к окну. Жил я неподалеку от Сенатской площади. Каждый раз выглядывая в окно, я наслаждался живописным видом: памятник Петру Первому величественно возвышался над площадью, а рядом державно красовался огромный Исаакиевский собор. При свете фонарей эта картина выглядела еще более прекрасно. Даже в такой поздний час, мимо проезжали сани и кареты. Луна безмолвно освещала улицы Петербурга. Покрытые снегом они блестели, словно их осыпали серебром.
Под этой таинственной тишиной таилось что-то неладное. Моё внимание привлекли четыре юноши, собравшиеся на площади. Переговариваясь между собой, они постоянно оглядывались. Можно было предположить, что молодые люди совершили преступление и ушли от погони, но зачем тогда им собираться на площади, притом хорошо освещенной. Это была тайна, покрытая мраком.
Вскоре они разошлись в разные стороны. Немного пораздумав о ситуации, я лег спать.
Проснулся я от выстрела, прозвучавшего за окном. Выглянув на улицу, моему вниманию было представлено следующее действие: гвардейский полк разгоняет огромную толпу протестующих. Те пытались отбиться, но чувствуя, что преимущество на стороне царской армии, медленно, но уверенно стали отступать. В центре толпы я заметил одного из тех молодых людей, что собирались ночью. Шальная пуля попала ему прямо в ногу. Упав на землю, у него уже не было возможности стрелять или отступать. Он не мог встать, но тут его схватил один из товарищей и стал оттаскивать в безопасное место. После этого происшествия на снегу еще были видны следы крови. На площади лежало несколько сотен трупов .
Всю эту картину я наблюдал из окна своей квартиры. Это было очень похоже на восстание декабристов 1825 года, и об этом событии будут говорить в ближайшие пару лет. Площадь перекрыли, поэтому, чтобы добраться до работы, мне пришлось выходить через заднюю дверь дома, которая вела к очень узкому проспекту, в котором смог бы пройти не каждый Петербургский чиновник. Как я и предполагал, об этом событии напечатали в газете. В новом выпуске “Ведомостей” я узнал о том, что это были последователи идей декабристов. А те четверо молодых людей были зачинщиками данного инцидента, за что их всех ожидала ссылка. В газете также были указаны их имена: Глеб Земский, Роберт Кладовский, Василий Воробьев и Пьер Морье...
Глава 2
Пьер Морье
Родители Пьера были иммигрантами из Франции. Его отец работал художником-декоратором в Александринском театре. Мать была оперной певицей. Пьеру во время иммиграции было 5-6 лет. Он прекрасно владел русским и французским языками. Проявлял любовь к музыке, театру. Эта любовь складывалась из увлечений родителей. Пьер часто наблюдал за работой отца, присутствовал практически на каждом выступлении матери.
С 8 лет Пьер стал учиться в гимназии. Учителя отмечали его старательность и целеустремленность. Еще в детстве мечтал писать пьесы для театральных постановок. Усердно читал, особенно ему нравились произведения Шекспира. В течение своего обучения писал небольшие пьески для школьных постановок. К концу обучения у Пьера уже имелось парочка законченных серьезных произведений, но он из-за своей неуверенности постоянно откладывал их печать. Также читал работы Вольтера на французском. Отсюда и образовались его политические взгляды. Пьер был общительным, находил общий язык со всеми. В поздний период обучения в гимназии у него в жизни произошел очень бурный роман, закончившийся печально. Его возлюбленная была вынуждена уехать в Москву. Из-за расставания Пьер потерял интерес к жизни и долгое время не мог прийти в себя.
Закончив гимназию, оставив все обиды и переживания в прошлом, он поступил в Петербургский университет на факультет философии. Видя окружающую действительность, хотел добиться от власти отмены крепостного права. День и ночь он продумывал план действия, продолжая изучать работы Вольтера. Найдя сообщников со схожими идеями и взглядами, а именно Глеба Земского, Василия Воробьева и Роберта Кладовского, они стали организовывать шествие, целью которого стало бы оказание какого-то влияния на царя, чтобы тот отменил крепостное право. Именно Пьер был зачинщиком этого шествия…
Глава 3.
Глеб Земской
Глеб родился в Нижнем Новгороде. Его отец Владимир происходил из знатного дворянского рода. Он был строг, деспотичен и жесток. Глеб достаточно часто видел такую картину: мать, вся в слезах, выбегает из кабинета супруга, забегает в чулан и там закрывается, читая при этом “Отче Наш”, а муж в это время швыряет бумаги по всей комнате, очень зверски ругаясь. Притом жена Владимира не имела к его проблемам никакого отношение, но вот такой человек, вымещающий всю злость на своих близких. Тяжело было жить в такой домашней обстановке, тем более ребенку. Глеб на удивление рос тихим и спокойном, благородным. Не сказать, что в детстве он проявлял какой-то интерес к музыке или живописи, но уже было видно что из мальчика, даже в такой обстановке, растет добрый и честный человек. Однажды, когда отец снова вышел из себя и снова стал оскорблять мать Глеба, мальчик не растерялся, ему уже надоели такие выходки, набравшись смелости, он сказал отцу, что он о нём думает. После этих слов Владимир замолчал. На его лице вырисовывалось чувство стыда. Тихим голосом он попросил всех, включая своего секретаря, разгребающего старые архивы и не обращающего внимания на всё происходящее, покинуть кабинет. Выходя из комнаты, мама своей скромной улыбкой подтверждала правильность моего поступка. Вечером отец лежал на постели весь белый, будто больной. Так и оказалось. На следующий день он заболел, и всю неделю за ним ухаживали многочисленные служанки, без устали меняющие его компрессы. Все хозяйственные дела взвалились на маму. Спустя неделю все вернулось на свои места, но отец перестал устраивать выходки, стал гораздо тише и спокойнее. Все эти события видел и участвовал в них мальчик 10 лет.
Параллельно с домашними хлопотами и обязанностями, Глеб учился в гимназии, куда его отдали в восемь лет. Показывал успехи в математике, биологии, географии. Именно здесь сформировалась его любовь к живописи, а впоследствии к архитектуре. Наблюдал за проделками своих одноклассников, но не участвовал в них, так как не видел в этом смысла. В поздние периоды гимназии страдал от одиночества, оттого что не мог найти девушку , которая была бы мила его сердцу. Это чувство долго не угасало в нем. И до поступления в университет в его жизни не было никаких романов.
Закончив гимназию, Глеб отправился в Петербург для продолжения обучения. Прощание с родителями было болезненным для юноши, но он понимал, что надо продолжать учиться. Поступил Глеб в Императорскую Академию художеств. Мечтал стать архитектором. Во время учебы он в влюбился в девушку, которая училась вместе с ним в одной академии. У них завязался крупный и очень прочный роман. На одном из балов Глеб познакомился с французом Пьером. Взгляды француза показались достаточно правдивыми и реалистичными, поэтому он согласился поддержать его, а также содействовать с ним. Возлюбленная Глеба отговаривала юношу от этой идеи, но было поздно. Союз был собран, а план действий закончен. Оставалось только воплотить это в реальность…
Глава 4.
Роберт Кладовский
Роберт родился в Петербурге в обедневшей дворянской семье. Его отец и мать еле-еле сводили концы с концами. Вся семья увязла в долгах. Из-за такого напряженного образа жизни отец Роберта умер от инфаркта, когда мальчику было четыре года. Этот момент сделал ребенка печальным на всю жизнь. Мать обратилась к своему брату, военному и художнику за помощью с долгами. Он помогал как мог. И потихоньку им удалось расквитаться с долгами, и в жизни Роберта появился какой-то просвет. Они с мамой обрадовались снятию долговой канители, но понимали, что это ничего не стоило жизни отца для ребенка и жизни мужа для матери.
Благодаря связям дяди, в 8 лет Роберта определили в Кадетский корпус. Вначале он не показывал успехов в учёбе, учился как все. Но в возрасте 13 лет всех офицеров привлек один факт: Роберт был гениальным стратегом. Его иногда сравнивали с Кутузовым! Робертовские планы всегда были очень практичны. По подсчетам генеральского штаба, при помощи этих планов можно было бы достигать поставленной цели с наименьшими потерями. За такой талант юношу не раз отмечали на общих сборах. Но душевная печаль из-за потери отца, из-за того, что он не мог смотреть за становлением сына великим стратегом, не сходила многие годы. У девушек он пользовался популярностью как солдат, и как тонкая душевная натура. Но найти ту единственную он не мог. Хороших друзей у него было мало, в основном все его окружение составляли знакомые. Он никогда не был душой компании, мало говорил, еще реже подшучивал.
Взяв отпуск, он познакомился с Глебом Земским на одном из балов. На этом же балу присутствовал Пьер Морье и Василий Воробьев. Прочувствовав бедноту на своей шкуре, Роберт, конечно, не мог не разделять их взглядов. Таким образом он присоединился к ним и к их плану. Он разрабатывал стратегию. В его план входили получение как можно меньших потерь и быстрое отступление в случае натиска со стороны царской армии. Главная цель всего шествия- подпись царем ряда указов о крепостном праве. Просто так подписывать договоры император не стал бы, поэтому они хотели заставить его сделать это под дулом ружья.Роберт внес огромный вклад в этот проект. Он верил, что это шествие сможет как-то повлиять на царя, чтобы он освободил крестьян или хотя бы издал указ о нормах обращения господ со своими крепостными.
Глава 5.
Василий Воробьев
Василий родился в семье художника. Вместе с родителями жил в Киеве. Детство хорошо запомнилось Василию. Семья жила дружно, родители любили друг друга и любили сына. Но у них не было стабильного заработка. Поэтому периодически приходилось серьезно экономить. Отец все свое время посвящал искусству и семье. Создавалось такое впечатление, что других занятий у него и не было. Мать постоянно была дома, на балы не было времени и средств. Даже при таком образе жизни , ребенок воспитывался в любви и ласке, с детства ему прививали любовь к искусству, в особенности живописи.
Когда ребенок пошел в гимназию, финансовое положение семьи улучшилось. Отец сделал несколько картин, которые были проданы за достаточно неплохую сумму. В гимназии Василий вел себя очень прилежно. От отца ему передались способности к живописи. Но еще большее удовольствие ему приносила музыка. После уроков Василий незаметно прокрадывался в кабинет музыки и играл какую-то тихую и спокойную мелодию, откуда она была взята, никто до сих пор не знает. Заметив это, учитель музыки сам предложил добровольно приходить на занятия после школы. Эти событием можно ознаменовать становление Василия музыкантом. В более поздний период обучения в гимназии стал сам писать свои произведения для фортепиано. Он был полностью погружен в музыку. Отец с матерью одобряли увлечение сына.
Окончив гимназию, Василий отправился в Петербург, где поступил в один из классов Русского музыкального общества. Учился он усердно, “впитывал” все знания, которые давали учителя. За профессиональные занятия музыкой, он имел популярность среди дам, что ему в принципе нравилось. Василий сильно любил балы. На одном из них, он познакомился с последователями декабристов, чьи идеи и взгляды он разделял.“ Пусть меня сошлют в Сибирь, но я никогда не откажусь от своих взглядов! Среди простого люда тоже есть таланты и талантища, которые не могут проявить себя из-за политики царя. Я был бы очень рад если бы это шествие как-то повлияло на него… “- так он писал в своем дневнике. Он был человеком искусства, и ради искусства был готов пожертвовать собой…
Глава 6.
Действия влекут последствия.
После шествия, судьба молодых людей сложилась печально. Их быстро выследили, как и остальных участников данной авантюры. В суде у них не было ни единого шанса оправдать приговор. Их ожидала 25-летняя ссылка. Молодые, талантливые, с огромными перспективами они стали каторжниками, которые даже после освобождения не смогут нормально продолжать свою жизнь. Они были лишены всех дворянских титулов. Мучительная ссылка подорвала здоровье Василия настолько, что он через три года умер. Друзья скорбили по нему, часто вспоминали его. Глебу, Пьеру и Роберту удалось выжить в этих суровых условиях и, отбыв срок, они были освобождены. Мне повезло, я сумел встретиться с Пьером. Я записывал его мысли и рассказы в свой блокнот. С помощью накопленного материала о жизни этих бесстрашных юношей, я сумел написать книгу и отправить её в печать. Вышла замечательная история о человеческих судьбах, о людях, не равнодушных к будущему своей страны, о шествии, которое спустя несколько лет забыли, хотя оно имело огромный размах. Но это событие навсегда останется в моей памяти и на страницах этой книги.
Свидетельство о публикации №216061501165