Двиняне и Ломоносов. Часть 2
"
Огромный поток товаров, начиная от низовьев Волги и далекой Персии, шел на Север по всем рекам, впадающим в Двину, оживляя и обогащая край, создавая экономическую базу того высокого уровня народной культуры, которым отличался тогдашний Север.
По широкой реке двигались нескончаемые караваны судов, плоты и баржи с хлебом, пенькой, салом, воском, медом, смолой и другими товарами.
Деловито сновали маленькие парусные лодки и гребные баркасы.
Проходили до самых Холмогор большие многомачтовые торговые суда.
И когда Петр прибыл на Север, он нашел тут много толковых, привычных к морю людей,
понимавших его замыслы.
Север стал родиной русского кораблестроения!!!
В десяти верстах от Курострова, на притоке Двины- Вавчуге, возникли верфи Бажениных, получившие государственную поддержку.
Русские мастера строили большие торговые корабли и яхты, и уже 1702 году с баженинских верфей были спущены два казенных фрегата- "Курьер" и "Святой дух".
Рядом с верфями на Вавчуге появились различные мастерские- столярная, литейная, такелажная, слесарная, чертежная.
Здесь были канатная, прядильная и парусное заведения.
Почти все необходимое не только для строения судов,но и для оснастки производились на месте, наглядно свидетельствуя о высоком техническом уровне местных мастеров!
Северное крестьянство не знало крепостной кабалы. Над ним не мудровал мелкий землевладелец или служилый вотчинник, обирая его и подавляя волю его.
И хотя крестьянский северный мир, конечно, испытал общий гнет феодально- крепостнической системы, но развивался с большей самостоятельностью, умел подчас постоять за себя и даже дать отпор боярскому, а потом и чиновничьему произволу.
Отсюда было легче выбиться, найти свою дорогу талантливому человеку из народа.
"Архангельский мужик стал разумен и велик не только по своей, и божьей воле".
Ему чрезвычайно повезло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком, мужиком- поморцем, не носившим крепостного ошейника.
Таким деятельным и предприимчивым " мужиком- поморцем" и был Ломоносов, "черносошный крестьянин"- Василий Дорофеевич Ломоносов.
Человек достаточный и рачительный во всем, он не пренебрегал пахотой и держал скот.
На усадьбе Ломоносова был вырыт пруд, где разводили рыбу и держали водоплавающую птицу, что по тем временам было в редкость.
Дом Ломоносова стоял "на угоре".
Напротив, за рекой Курополкой, расстилался низкий Нальостров, где у Ломоносовых были свои "пожни".
Василия Ломоносова влекло к морю.
По сведениям, собранным еще в конце 18 века академиком Иваном Лепехиным, Василий Дорофеевич Ломоносов " промысел имел по морю, по Мурманскому берегу и в других приморских местах для ловли рыбы трески и палтусины на своих судах, из коих одно немалой величины чукарь или галиот с корабельной оснасткой.
Он всегда имел в том рыбном промысле счастье, а собою был простосовестен и к сиротам податлив, а с соседями обходителен, только грамоте не учен.
Свой галиот Ломоносов назвал "Чайкой". По преданию, Василий Дорофеевич был первым помором, который построил и оснастил судно такого типа.
Василий Дорофеевич был крепкий, мужественный, рассудительный человек. Женился он обдуманно и довольно поздно, лет двадцати восьми, дочери дьякона соседнего матигорского прихода Елене Сивковой.
От нее и родился у него единственный сын- Михайло."
Свидетельство о публикации №216061501222