Не правомочное задание

    
Командиру авиационного соединения, возвратившемуся из отпуска, в кабинете, заместители докладывали обстановку.
- Два дня назад, - говорил заместитель, - начальник гарнизона поставил задачу отправить вертолёт в турбазу Солнечная для перевозки отдыхающих. После моего отказа выполнить незаконное распоряжение, он сослался на указание первого секретаря обкома партии. С разрешения командующего вертолёт и экипаж были подготовлены к полёту вчера в восемь ноль-ноль, но телефонных звонков по этому поводу не было.
- Вам следовало известить начальника гарнизона о готовности к выполнению задания. Напомнить, что использование военного вертолёта не по назначению, не законно. – Ответил командир.
Зазвонил телефон коммутатора администрации. 
- Здравствуйте, Алексеев, слушаю!
Сообщение по телефону было коротким.
- Вас понял, - ответил полковник, и положил трубку.
- Первый секретарь распорядился о моём прибытии к нему в девять часов вместе с вами.
- Так уже без двадцати девять! – Сказал заместитель по политчасти. – Нужно спешить.
Без опоздания офицеры зашли в приёмную первого секретаря. Дверь в кабинет «хозяина» была распахнута. Он стоял не далеко от открытой двери и видел прибывших офицеров.
- Сергей Иванович, здравствуйте, мы прибыли по Вашему распоряжению! – Алексеев громко обратился к первому секретарю.
- Проходите в зал заседаний бюро. – Посмотрев тусклым взглядом на офицеров, ответил высокий руководитель.
Офицеры поняли: бюро областного комитета партии проводится из-за небывалого снегопада в регионе.   
Хозяйка приёмной, красивая блондинка средних лет, в розовом костюме, рассказала, как туда пройти.
Оказалось, что это рядом с приёмной. Офицеры вошли в зал.
На потолке небольшого зала ярко сверкали четыре хрустальные люстры.  Перед невысокой сценой для президиума, за столами, расставленными «ёлочкой», в тишине сидели люди. Зал был наполнен ожиданием чего то неприятного. 
Офицеры сели с краю за свободный стол. Вскоре, из двери в углу сцены вышел Сергей Иванович. С ним  были двое мужчин в серых костюмах, с лицами, не выражающими эмоций.
Недавно на пленуме областного комитета Сергей Иванович был избран первым секретарём. 
- Полковник Алексеев здесь? -  Громко и властно он обратился в зал.
Полковник встал. Люди, присутствующие на заседании, обернулись в его сторону.
- Садитесь сами за штурвал вертолёта! - Грозно продолжил первый секретарь, - немедленно вылетайте в Солнечную.  Прибыв туда, мне доложите.  Будете перевозить отдыхающих.
- Вы свободны! – Сурово закончил он.
Офицеры молча вышли из зала.
- Интересно! – Заметил заместитель по политчасти. - Он мог бы сказать это по телефону, или когда Вы, Пётр Аркадьевич, доложили ему о нашем прибытии.
- Но, в том случае, присутствующие на заседании, не увидели бы его власти, - вмещался заместитель.
Из своего кабинета Алексеев по телефону связался с командующим. Доложил о требовании первого секретаря обкома, о том, что погода не лётная, сильные снегопады продолжаются.
- Пётр Аркадьевич, принимай решение сам. - Услышал ответ. – Нам  понятно, что его указание не правомерно, но ему об этом не скажешь. Не выполнить, посчитает игнорированием партийной власти. Его звонок в Москву решит Вашу дальнейшую службу. Выберите для полёта самого подготовленного вертолётчика.
Алексеев поставил задачу командиру воинской части, имеющей вертолёты, на подготовку командира звена майора Васильева, с которым летал неоднократно, и вертолёта к тринадцати часам.
Одев меховой лётный костюм, выехал на аэродром. Снег валил хлопьями. Уазик, медленно преодолевая сугробы, покрывшие шоссе, объезжал буксующие машины.
Алексеев увидел снегоуборочные автомобили с военными номерами.
- Ночью мне звонил первый секретарь горкома партии с просьбой помочь убрать снег на въездах в город, что бы город не оставить без подвоза продуктов из сёл, -  вспомнил полковник.
Командир был под впечатлением указания Сергея Ивановича на заседании бюро обкома.
- Он не знает организационной структуры авиационного соединения. Ему невдомёк, что авиационные части базируются ещё в пяти регионах. –Размышлял полковник. - Не представляет, что в соединении, кроме вертолётов, в войсковых частях есть другие летательные аппараты. Ему не ведомо, что командир соединения не имеет допуска к полётам на всех типах. Он не знает, что я не вертолётчик. Но, почему же он, не побеседовав со мной, не разобравшись в причине не вылета вертолёта в предыдущий день, грубо, в присутствии большого количества областных руководителей, дал не правомерное указание? 
Поставленная  задача отрывает меня от руководства боевой подготовкой частей соединения! - Обида осуждала действия партийного руководителя. - Ему невдомек, что командиру соединения перевозить пассажиров, это то же самое, что вместо организации изготовления деталей, к станку поставить начальника управления промышленности.
На аэродроме Алексеева встретил командир части. Доложил о готовности вертолёта и экипажа, о том, что зональный центр управления воздушным движением вылет не разрешил «по погоде». Синоптик на метеорологических картах показал воздушные массы, определяющие фактическую погоду, и доложил  прогноз на сутки.
Метеорологический минимум командира звена Васильева соответствовал погоде аэродрома. Погода на маршруте и в конечном пункте была ниже его минимума.
- Мне нужно обязательно взлететь. – Решил полковник. – В этом случае  смогу доложить о невозможности выполнения задания из-за погоды на маршруте.
- Я должен поговорить с зональным центром. – Обратился Алексеев к командиру части.
- Дежурный ЗЦ подполковник Сомов! – Прозвучало в трубке.
- Товарищ подполковник, я полковник Алексеев, прошу Вас дать добро на вылет. – Спокойно и уверенно сказал командир. – Я лётчик-истребитель первого класса, летаю постоянно, перерыва полётов в сложных условиях нет. Понимаю, что погода не для перелёта в горы. Но, обстановка требует, что бы я взлетел на вертолёте с майором Васильевым.  Он опытный лётчик, фактическая погода соответствует его минимуму. Мы взлетим, я оценю возможность продолжения полёта. – Если погода не будет соответствовать, то возвратимся и сядем. - Сделав короткую паузу, добавил, – если разрешения не будет, то я всё равно взлечу. Этого требуют сложившиеся обстоятельства. Прошу Вас дать разрешение.
- Хорошо. Идите к вертолёту. Я сейчас передам разрешение по диспетчерской линии, – услышал Алексеев.
- Спасибо. До свидания, – ответил он.
При выруливании вертолёта на взлётно-посадочную полосу Алексеев стоял в проёме двери в пилотскую кабину.
- Смотрите,  снегопад прекратился! – С восторгом громко обратился к экипажу полковник. – Погода пойдёт на улучшение.
При взлёте видимость была не больше 250 – 300 метров. На высоте 60 метров вертолёт  развернулся на курс следования.
Земля просматривалась только  «под собой». Видимость вперёд была нулевой. Алексеев увидел, как под вертолётом, метрах в пяти, промелькнули провода линии ЛЭП. 
Он понял, что чудо помогло избежать столкновения!
Часто летал здесь на самолётах с местного аэродрома, по этому,  хорошо знал рельеф и наземные препятствия.
       - Впереди гора высотой восемьсот тридцать метров.  Разворачивайтесь на сорок пять градусов вправо с набором, иначе столкнёмся с горой! – Громко скомандовал полковник.
Отвернув от расчётного курса, вертолёт вошёл в облака. На высоте 1600 метров экипаж вертолёта увидел голубое небо и яркое солнце.
 - Товарищ полковник, разрешите пройти по маршруту за облаками. – Обратился майор Васильев к Алексееву. – Горючего у нас много, дополнительный бак заправлен «по заглушку». Если облачность будет в горах, вернёмся.
- Выполняйте! – Ответил полковник. – Вы можете дать мне карту, что бы я вёл визуальную ориентировку при появлении «просветов»?
Он сидел на откидном сидении в салоне лицом к иллюминатору. Внизу он видел застывшие волны белых облаков, слепящих яркостью. Земли не было видно минут двадцать, тридцать. Позже в облаках появились разрывы.
 По мере приближения к горам количество «окон» становилось больше. Сличая карту с пролетаемой местностью, Алексеев заметил, что вертолёт уклонился от линии маршрута километров на пять.
- Заданная линия пути слева километрах в пяти, - сообщил экипажу.
- Да, я вижу и доворачиваю влево, - ответил майор.
Лётчики не знали «работают ли» там другие вертолёты, где садиться,  куда перевозить пассажиров?
- Нужно приземлиться в районном центре Качур. Встречусь с руководством,  уточню обстановку. – Сказал полковник.
Вертолёт летел на высоте 1600 метров горизонтально, но земля всё ближе и ближе приближалась к нему.  Начинались горы.
Просветы в облаках увеличивались. При подлёте к  Качуру остались клочья таявших облаков, как белые мазки художника на картине.
Приземлились на футбольном поле стадиона. Алексеев вышел из вертолёта и направился в сторону домов рядом со стадионом.
Здесь никогда не садился ни один вертолёт. К нему бежала ватага любопытной детворы, и спешили двое мужчин.
- Где здесь находится городское начальство? - Обратился к ним офицер, протягивая руку для рукопожатия.
Через пять минут на автомобиле Жигули его подвезли к зданию горкома партии. Молодая дама, представившаяся секретарём горкома, сообщила, что руководство находится в посёлке Горном, это близко от Солнечной.
Попытка телефонного звонка успеха не имела. В телефонной трубке слышались только гудки.
- Наверное, связь повреждена, - заключила женщина.
От неё командир узнал, что туристов перевозит вертолёт гражданской авиации, базирующийся в горном посёлке Лесная поляна.
Алексеев на Жигулях возвратился к «вертушке». Пожав руку водителю, он поднялся в вертолёт.
- Летим в Солнечную, - обратился к экипажу, – действовать будем по ситуации. Нужно связаться с командиром гражданского вертолёта, на котором перевозятся туристы из Солнечной.
Создав лопастями снежную пургу, вертолёт поднялся в небо. Над вертолётом в голубом безоблачном  небе сияло яркое солнце. Под ним узкой лентой, вилось русло горной реки.
В отдельных местах лента становилась, то шире, то уже, то рвалась на полоски разной ширины, окаймляя серым цветом маленькие островки, покрытые искрящимся снегом. Цвет русла был не одинаков. Он был то тускло серым, то белым.
Алексеев, впервые близко увидел горную реку. Он много выполнил полётов над горами. Но с высот, на которые его поднимал сверхзвуковой истребитель, эту красоту увидеть не возможно. Сейчас с наслаждением он любовался зимней красотой горного пейзажа.
- Я «связался» с вертолётом,  - обратился командир экипажа к Алексееву.
- Спросите его, где садиться в Солнечной, и его высоту, чтобы с ним не столкнуться, – ответил полковник. Через минуту, другую, стало известно, что необходимо приземлиться у автомобильной трассы. Место можно определить по нескольким автобусам, ожидающих туристов.
После приземления необходимо оставить включённой бортовую радиостанцию, и быть готовыми взлететь после взлёта вертолёта в Солнечной. Вертолёты должны лететь друг другу навстречу по единственному пути - над руслом реки. Вертолёт из Солнечной, на высоте сто метров. Вертолёт Васильева, не ниже двухсот. В Солнечной посадка на  баскетбольную площадку.
 – Их вертолёт облегчён, приспособлен к полётам в горах.  – Сказал майор Васильев. – Наш утяжелён дополнительной бронёй. Он недавно прилетел из Афганистана.   
Алексеев до этого момента не задумывался над особенностями и опасностью полёта вертолёта в горах. Теперь он понял, что взлёт с пассажирами в Солнечной будет сложен не только из-за падения тяги воздушного винта на большой высоте, но  и большого веса.
- По прилёту я должен обратить внимание командира экипажа на количество пассажиров, исходя из веса топлива в баках. – Размышлял Алексеев.
При подлёте к посёлку Горный командир экипажа первым заметил автобусы, стоящие у крутого склона горы.
- Здесь же некуда садиться! – Громко заволновался полковник. – Автобусы стоят на краю обрыва.
- Я сяду рядом с ними, уверенно ответил Васильев.
Вертолёт снижался почти вертикально. Глиссада снижения была направлена на край обрыва, под ним была глубокая пропасть. 
Земля быстро приближалась. Алексеев молча, напряжённо смотрел вниз. Когда до заснеженного обрыва оставалось метров тридцать, вертолёт поднял носовую часть. Возрос шум работающих двигателей, вертолёт затрясся и, снижение почти прекратилось.
Посадка была выполнена ювелирно. Перед вертолётом в двух метрах был край пропасти.
- Не ошибся я в выборе лётчика! - Восторженно подумал  Алексеев.
Чтобы быть готовыми к немедленному взлёту, двигатели борттехник не выключил.  Экипаж ждал доклада летевшего вертолёта из Солнечной.
- Они взлетели, - сообщил Алексееву Васильев.
- Взлетайте! – Ответил полковник.
Закручивая снег лопастями, вертолёт завис на метре от земли, через секунду уже был над пропастью глубиной  метров двести и, полетел над руслом реки. Вскоре, экипаж увидел внизу белый вертолёт, летящий навстречу.
По мере приближения к пункту посадки ущелье, вдоль которого выполнялся полёт, становилось всё уже и уже. Макушки гор упирались в небо. Вертолёт летел у их подножья. Лес на склонах гор был так близко от вращающихся лопастей, что казалось – они вот-вот коснутся деревьев. Ширина ущелья не позволяла, в случае необходимости, развернуться назад.
Командир вертолёта указал рукой на левый склон, на котором лежали деревья, сломленные, в одном направлении. Зрелище было ужасным. Полковник понял, что это последствия схода снежной лавины.
- Сколько животных погибло под ней? – С огорчением подумал офицер.
Вдалеке показались строения пункта назначения. Началось снижение. Вскоре стало видно многоэтажное здание, ниже его маленькая площадка, и разноцветный людской ручеёк, протянувшийся к ней.
- Это очередь на вертолёт для отлёта из турбазы. – Сказал борттехник.
- Что же они все ждут одновременно. – Поддержал разговор Алексеев. -  Можно было бы составить график отлёта и список команд, чтобы не стоять часами на морозе.
Вертолёт снижался к краю очереди. С высоты метров пятьдесят стало видно место, с которого летал гражданский вертолёт. Это была расчищенная баскетбольная площадка. Вертолёту нужно было приземлиться между щитами с корзинами для забрасывания мячей.
Вокруг стояли высокие деревья, покрытые снегом.
- Здесь посадка сложнее, чем на обрыв, - подумал полковник.
Не дожидаясь остановки вращающихся лопастей, Алексеев спрыгнул на землю. От массы людей, стоящей в очереди, отделился мужчина в пальто и меховой шапке.
- Я директор турбазы, Лосев Пётр. – Представился Алексееву.
Алексеев, пожав ему руку, рассказал цель прилёта, поинтересовался количеством пассажиров.
После выключения двигателей из вертолёта вышел экипаж. Они увидели, что место, куда приземлились, похоже на дно колодца, срубом которого были снежные сугробы, возвышающиеся над вертолётом и высокие деревья.
Пятиэтажное здание стояло на возвышенности метрах в пятидесяти от площадки приземления. По курсу взлёта очень близко виднелся вертикальный склон горы, уходящей высоко вверх. Он был голым, только кое-где на его неровностях лежал снег.
Алексеев предупредил Васильева о необходимости расчёта количества пассажиров.  Сказал, что будет с площадки руководить посадкой сигналами, подаваемыми руками.
- Какая минимальная скорость необходима вертолёту для разворота в наборе высоты? – Спросил Алексеев, показав рукой на горную стену впереди.
- Семьдесят километров, - ответил вертолётчик. Конечно, близковата стена. После взлёта с места  буду вертикально набирать высоту выше деревьев, а для увеличения длинны разгона скорости «уходить» назад.
- Меньше берите пассажиров, чтобы взлетать безопасно! – Напомнил командир соединения.
Первая партия туристов расположилась в вертолёте. Алексеев заглянул в него. Пассажиры сидели не только на  скамейках, но  и  на полу. Некоторые из туристов были с детьми. Почти у каждого из них были лыжи, рядом лежали походные сумки.
Подошёл к пилотской кабине слева, показал рукой, чтобы Васильев сдвинул дверь назад. Тот, приоткрыв её наполовину, слушал полковника, обеспокоенного большим количеством пассажиров.
- Не волнуйтесь, товарищ полковник! В вертолёте топлива мало. Всё будет нормально! – Ответил командир вертолёта.
Вертолёт плавно набрал высоту выше макушек деревьев, полетел в сторону хвоста. Удалился на несколько десятков метров назад и, подняв хвост, полетел вперёд с разгоном скорости и плавным набором высоты.
Алексеев с волнением следил за полётом вертолёта. Когда вертушка развернулась на сто восемьдесят градусов, и горная  стена осталась сзади вертолёта, он с директором турбазы направился в его кабинет, что бы доложить по телефону первому секретарю обкома.
Пётр Лосев, соединившись с приёмной первого секретаря, передал телефонную трубку Алексееву.
- Соедините, пожалуйста, меня с Сергеем Ивановичем, - попросил полковник.
- Он отдыхает дома. Когда будет в кабинете,  доложу о Вашем звонке из Солнечной, - был ответ.
Алексеев отказался от чая, предложенного директором базы. Нужно было идти на площадку для приёма вертолёта.
Когда он пришёл на площадку, гражданский вертолёт загружался пассажирами. Командир вертолёта подошёл к полковнику. Разговор был не долгим, потому что пассажиры заняли свои места.
Гражданский пилот сообщил, что у экипажа заканчивается санитарная норма рабочего времени и поэтому,  высадив пассажиров, они улетят через перевал на свою площадку.
- Вертолёт легко набрал высоту выше деревьев и с такой же лёгкостью начал разгонять скорость для разворота.
- Вот, что значит облегчённый вертолёт, предназначенный для перевозки пассажиров в горах, - подумал Алексеев.
Вертолёт Васильева выполнил несколько рейсов. Светлое время подпирали приближающиеся сумерки.
- Берите последних пассажиров на сегодня. Остальных перевезёте завтра. – Сказал полковник майору. – Я полечу  то же. Нужно решать вопросы ужина и размещения на отдых.   
После посадки пассажиров в вертолёт майор доложил полковнику, что экипаж готов к вылету. Поднявшись в вертолёт, Алексеев от увиденного размещения пассажиров оторопел. Люди сидели не только на полу, но и на топливном баке, установленном в салоне.
- Вы, что? – Обратился полковник к командиру экипажа. – Вертолёт перегружен, взлетать нельзя!
- Товарищ полковник, не волнуйтесь, топлива в баках чуть больше аварийного остатка. Лишнего веса нет! Разрешите взлёт! – Уверенно говорил Васильев командиру соединения.
В голове Алексеева шла борьба между двумя рассуждениями. Первое было о том, что необходимо руководствоваться негласным лётным правилом: «сомневаешься – не выполняй», то есть, взлетать только после выхода из вертолёта нескольких человек.
Второе рассуждение, что Васильев опытный и отличный вертолётчик, нужно довериться его мнению.
Верх взяло второе. Полковник занял место в проёме двери пилотской кабины, потому что в салоне сесть было некуда. 
Перед набором высоты, вертолёт на несколько секунд завис над землёй на высоте один метр, после чего начал набирать высоту вертикально.
Полковник видел, что набранная высота ниже верхушек деревьев, а вертолёт полетел вперёд с незначительным набором высоты без предварительного движения назад, как в предыдущих взлётах.
Верхушки деревьев впереди были на высоте вертолёта, но слева вертолёт был ниже вершин дерев. 
- Может произойти касание винта о ветки деревьев. – Подумал Алексеев. - Но, и остановиться уже не возможно!
Вертолёт тряхнуло, Алексеев увидел, как винт рубил ветки дерева слева.  Появился не приятный для слуха частый чавкающий звук.  Двигатели работали ровно, машина летела устойчиво, стрелка на приборе скорости двигалась к нужной цифре семьдесят. Полковник с волнением смотрел на отвесную стену горы, уходящей в небо, и на стрелку прибора скорости. Казалось, что скорость увеличивается медленнее, чем сокращается расстояние до неё. Вертолёт медленно набирал нужную скорость.
На долгожданной скорости семьдесят километров Васильев ввёл машину в разворот. Она летела так близко от горной стены, что концы лопастей винта почти касались её не ровной  поверхности.
- Пронесло! – Подумал Алексеев, когда стена осталась сзади вертолёта.
Теперь его мучил вопрос, что с лопастями? Может быть, нужно садиться? Подобрать подходящее место по курсу полёта и приземляться в русло реки? 
Своё мнение высказал Васильеву. Тот открыл свою дверь.  В вертолёт ворвался громкий неприятный, периодический чавкающий звук.
- Повреждена одна лопасть. – Заключил лётчик. - Двигатели работают нормально, обороты постоянные, лететь не долго. Долетим, на земле увидим повреждение.
Алексеев переживал за пассажиров, жизнь которых была в руках Васильева. Он думал о тех последствиях, которые будут после вынужденной посадкой на русло реки.
- Скоро начнутся сумерки, наступит ночь, ночёвка в вертолёте в мороз будет не единственной трудностью. - Думал полковник. - Вертолёт летит без связи с пунктами управления. Когда  придёт помощь? Как эвакуировать людей, попавших в беду?   
Мысли бешено носились в голове командира соединения. Он представлял свой стыд перед командующим и Главкомом за мягкотелость в утверждении решения командира вертолёта на полёт. Взвесив все нюансы, связанные с возникшей обстановкой, решил продолжать полёт.
– Будем продолжать полёт! – Громко обратился к экипажу. – Но, при падении тяги винта, будьте готовы к посадке в русло руки. Командир вертолёта, постоянно подыскивайте место безопасного приземления по курсу полёта.
Вдали показалась знакомая посадочная площадка. Время подлёта к ней казалось экипажу замедленным. Всем хотелось скорее завершить неудачный полёт.
Алексеев обернулся назад. На него смотрели испуганные глаза пассажиров.
- Не волнуйтесь, сейчас будет посадка! Полёт завершится нормально. – Успокоил туристов.
Посадку так же, как и прежде, Васильев выполнил классически на край обрыва. Пассажиры освободили вертолёт, направились к автобусам, которые их ожидали.
Экипаж ходил вокруг вертолёта, задрав головы. Смотрели на концы лопастей винта.
- Смята законцовка одной лопасти! – Громко сказал бортмеханик. – Ничего страшного! Есть запасная. Завтра утром заменю.
- Удачно всё завершилось. – Ответил полковник. – Вертолёт был перегружен. Сегодня нам всем повезло, сделайте выводы на будущее!
- Да, товарищ полковник, - сокрушался майор, - Вы были правы, я сильно просчитался со своим решение на взлёт.
Поужинав, и разместившись в одном из деревянных домиков турбазы, Алексеев поинтересовался у директора, сопровождающего его, где расположился экипаж вертолёта.
Зайдя в комнату экипажа, он увидел, «обшарпанность» стен и тесноту. В помещении было неуютно и холодно.
Поговорив с офицерами, направился к директору. Он попросил найти для экипажа вертолёта место лучше того, где их разместили. Объяснил, что от качества отдыха лётчиков зависит безопасность полётов.
 Убедившись в переселении экипажа в хорошие условия, пошёл в свой домик.
Под ногами поскрипывал снег, лёгкий морозец покусывал нос и уши. Фонари на столбах не горели. Над его головой ярко мерцали звёзды. Горный чистый воздух  позволял видеть их чётко, Некоторые из них казались близкими, висящими на макушках высоких, раскидистых елей, присыпанных пушистым снегом. Картина природы была естественна. Она внушала покой настроению Алексеева после волнений, пережитых недавно.
Пришло утро. Солнечное и морозное. Экипаж в назначенное время ждал полковника.
У вертолёта, кроме экипажа, его встретил офицер авиационной технической базы. Он доложил о прибытии ночью двух топливозаправщиков и четырёх спецмашин для уборки снега в посёлке. Прибытие спецтехники для уборки снега для Алексеева было неожиданностью.
- Видимо по приказанию Сергея Ивановича, -  подумал он.
- Загружать в вертолёт не более двенадцати человек, считая двоих детей за одного взрослого! – Строго приказал полковник, и, помолчав, добавил – Независимо от остатка топлива.
Он потребовал от директора турбазы представить списки пассажиров на каждый рейс, исходя из его указаний количества пассажиров на полёт. Каждой группе было определено и объявлено время посадки в вертолёт. Отпала необходимость всем отдыхающим стоять в длинной очереди на посадку. Полёты выполнялись в спокойной обстановке. Алексеев перед каждым взлётом проверял количество пассажиров, руководил посадками вертолёта.
Оставались два вылета до окончания перевозки отдыхающих пассажиров. Алексеев, считая себя двенадцатым, возвратился на площадку, на которой происходила пересадка пассажиров в автобусы.
Он решил проверить работу снегоуборщиков в посёлке. В посёлок выехал на «Волге», предложенной администрацией посёлка.
Посёлок утопал в снегу. Аэродромная техника чистила снег на площади перед памятником Ленину и на прилегающих улицах. Там же работало несколько гражданских снегоуборочных машина.
- Зачем перегонять спецтехнику с военного аэродрома за двести пятьдесят километров, если время уборки площади ни на что не влияет? – Досадовал полковник. – Не очищен от снега аэродром – не боеготов авиационный полк!
Его волновала обстановка в частях соединения. Из здания администрации посёлка по «межгороду» соединился с заместителем. От него узнал, что Главком требует немедленного возвращения в места дислокации вертолёта и спецтехники.
Полковник отдал необходимые распоряжения офицеру, старшему колонны автомобилей. О прекращении работы спецтехники известил заместителя председателя исполкома области, прибывшего в посёлок. 
Тот возмущался, требовал продолжать работу, сказал, что немедленно доложит Сергею Ивановичу. Алексеев спокойно выслушал его.
- Я выполняю приказ Главкома. Все вопросы решайте с ним! – Ответил полковник и поехал на место приземления вертолёта.
Ждать пришлось недолго. Вертолёт приземлился. Из него вышли пассажиры. Командир экипажа доложил, что туристов в Солнечной нет, все перевезены.
После заправки вертолёта топливом, лётчики поднялись в воздух и полетели «домой». Погода была ясной. Алексеев сидел в салоне. Он размышлял о выполненном задании, о том, что он выполнил беззаконное решение первого секретаря. Думал о том, что на выполнение этого распоряжения потрачен лимит топлива и ресурс вертолёта, предназначенного на боевую подготовку. Он об этом очень сожалел.
- Сейчас, узнав, что спецтехника возвращается на аэродромы, не очистив посёлок, Сергей Иванович вспоминает меня не добрым словом. – Подумал Алексеев.
Толи от шума двигателей и воздушных винтов, а может быть, от психологической усталости, у него заболела голова. Ему пришлось за минувшие сутки испытать и, стрессы и, переживания. 
По возвращению на аэродром ему доложили, что просил позвонить заместитель по политчасти.
Из телефонного разговора он узнал, что Сергей Иванович возмущён прекращением снегоуборки, и приказал в шестнадцать часов прибыть к нему на совещание.
- Я не успею приехать в город  к установленному времени, к тому же, я должен переодеться. - Ответил полковник. – Поезжайте один, и доложите, что я ещё не возвратился, нахожусь в воздухе.

Послесловие
На торжественном собрании в доме культуры 23 февраля начальник военного гарнизона, выступал с докладом. Он отметил, что в успехах воинских частей гарнизона, большая роль принадлежит заботе о воинах краевому и городскому комитетам партии.
Б.Аверин
13.06.16.


Рецензии
Какая рискованная и ответственная работа у лётчиков! Их надо на руках носить, они ведь Герои!У нас в крае в этом году из-за наводнения много посёлков северных было отрезано от Большой земли))) Студентов и больных вывозили на
вертолётах, моя племянница устроилась на бензобаке и изрядно угорела. Это очень опасно! Прочла с большим интересом! Жаль, что лётчиков не наградили за подвиг!
Успехов Вам и не злой зимы!))

Ида Дубровская   31.10.2016 11:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.