Размышления о кризисе власти

ИЛИ ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ?!

      Я прожила уже достаточно длинную жизнь, моё беззаботное детство окончилось в годы ВОВ, но благодаря родителям с малых лет я осознала, что жизнь свою строить надо самому и никогда ничего ни у кого не просить!
Моя мама 1901 г.р. умерла на моих руках в 1992 году, хотя врачи после моего рождения поставили ей диагноз расширение аорты и отвели срок жизни не более 5 лет, если будет лежать и не поднимать более 3-х кг. Помню, как во время Войны мама плакала, что не получает карточки на хлеб в связи с тем, что не работает….
     Но благодаря тому, что до последнего дня жизни она трудилась, можно сказать домработницей, то прожила без помощи врачей 92 года в своём уме, а мы  – её дети хорошо учились и достигли больших успехов в своей профессии. Мы надеялись, что она проживёт 100 лет и перейдёт в ХХI век, но она скончалась, когда её последнего внука приняли в пионеры. Наша мама происходила из дворянской семьи, её отец
Смирнов К.А. был старшим сыном Генерала Царской армии, в семье которого было 20 детей, а мама оказалась первой внучкой Генерала. После Революции по призыву В.Ленина мама стала учителем в советской школе и колонии беспризорных детей. В настоящее время учителям вероятно не известна «Педагогическая поэма» А.С.Макаренко, 1933-35 г.
      Ни один из моих родственников не стал белогвардейцем, не предал Родину и прожил всю свою жизнь без осуждения Советской Власти,  ВКП(б) и КПСС, несмотря на репрессии. Помню как мой старший и беспартийный брат объяснял мне почему ВКП(б) переименовали в КПСС: "Вроде как партийный, в скобках - беспартийный".
      Недавно в передаче Тимура Кизякова «Пока все дома у Данила П.» я восхищалась  мальчиком со счастливыми глазами, который победил сам проблемы своего организма. Но ещё больше мне понравились слова отца мальчика-инвалида: - «Нельзя поднимать себя выше людей»

      С 1961 года по 1994 год я работала на одном предприятии – в Казахском филиале Государственного проектного института (ГПИ) «Союзгипролесхоз». До падения СССР все ГПИ были подчинены Госстрою СССР, где действовали очень строгие СНиПЫ, Госты, и в том числе Сборник цен на проектно-изыскательские работы. Головной Институт в Москве строго контролировал все свои филиалы, и завысить стоимость своих работ мы не могли. В Кабинете Министров Казахстана был Комитет лесного хозяйства, подчинённый Гослесхозу СССР, несмотря на то, что лесистость территории не превышала 4%.
      И Комитет и все лесхозы существовали за счет госбюджета и чтоб оправдать «содержание» занимались большим объёмом лесокультурных работ, полезащитным лесоразведением, созданием зелёных зон вокруг городов и посёлков и прочими работами по «улучшению природы», которые были начаты ещё при И.Сталине путём создания Государственных лесных полос.
      Чтоб сохранить своё существование и поддержку госбюджета Комитет лесного хозяйства занимался «приписками» в объёмах лесокультурных работ и в частности заказал нашему филиалу проект облесения обнажившегося дна Аральского моря…
Вот в это время я и поспорила и можно сказать поссорилась с нашим директором - Коммунистом и с Предеседателем Комитета лесного хозяйства тоже конечно членом КПСС. Я сказала директору, и Чиновнику: Если бы Вы были владельцем Проектного бюро и жили на прибыль от своих проектов, то НИКОГДА не стали бы разрабатывать таких дурацких и ненужных проектов,  заранее обречённых на бессмысленную трату госбюджетных средств…
       Коммунисты возмутились и спросили меня: Вы что, хотите частую собственность и трудиться на капиталиста?! Я ответила, что нельзя в частную собственность отдавать землю, недра, а вот предприятия – можно потому, что человек не будет выбрасывать свои деньги на ветер, если он на них живёт и кормит своих детей.
       В настоящее время, когда в Страну пришла свобода предпринимательства, анализируя по привычке современное состояние экономики, слушая выступления современных Экономистов, Политиков и Журналистов, я поняла, что жадность Человека Разумного, как и коррупция – неистребимы ни у коммунистов, ни у либералов и не зависят ни от национальности, ни от социального положения.
       В последние годы своей работы я по заданию Комитета лесного хозяйства занималась расчётами цены на продукцию цехов ширпотреба в лесхозах, а также цен семян дикорастущих плодовых деревьев и кустарников и таксами на древесину (попённой платой за лес на корню). В то время цена на продукцию утверждалась Комитетом цен республики и была фиксированной. Прибыль госбюджетному предприятию
(лесхозу) допускалась в размере 30%, не более. Поэтому я очень хорошо знаю, что такое цена и почему она высокая или низкая. Меня удивляют современные экономисты и лидеры партий, которые стремятся руководить финансовой политикой и критикуют бюджет, призывающие увеличить пенсионный возраст, повысить заработную плату учителям, врачам и артистам и другим низкооплачиваемым категориям граждан. Создаётся впечатление, что они не понимают почему возникает инфляция и из чего складывается цена продуктов, топлива, древесины и проч… Дешёвые продукты могут быть только при использовании рабского и неоплачиваемого труда.
       В СССР заработная плата в госбюджетных предприятиях и организациях была установлена в соответствии с производительностью труда при сдельной оплате или по установленному окладу  при повремённой оплате труда. В тоже время, за счёт бесплатного образования и здравоохранения население уравнивалось в социальных правах, а в Стране  не было олигархов, нищих и бомжей. Кто не работает – не ест!
       Но Капитализм или частная собственность на землю и средства производства сумел пробудить в одинаковых по уровню жизни советских людях высокомерие, жадность и зависть с помощью своей «культуры» и поклонения «Золотому Тельцу». У молодёжи началось преклонение перед культурой Америки, Голливудом и богатой жизнью «творческих людей». «Великие» писатели, артисты, спортсмены побежали за рубеж и стали предавать свою страну, истерзанную Войной… Капитализм победил!
Как только человек (Любой!) выходит из пелёнок он начинает считать, что ему должны родители, власть, Бог, а он самый достойный и единственный на Земле.
      Есть поговорка: «Где родился, там и пригодился», а патриотизм – это любовь к своему краю или месту рождения и к Стране, включая и Власть, которая взяла ответственность за Страну.
      Слушая агитацию лидеров современных партий в России за СЕБЯ, обвиняющих «Единую Россию», друг друга и Правительство, на ум приходит другая поговорка: «Чужую беду я руками разведу, а к своей ума не приложу!».

      Я, как и моя мама, прожила уже длинную и счастливую жизнь. Несмотря на болезни и недомогания никогда не обращалась к врачам, не лечилась, даже ломая руки, ноги и рёбра, за всю жизнь не имела ни одного больничного листа и  не познала плотской любви…
      В 70-х годах я спорила с коммунистами и выступала за частную собственность и была искренне рада, когда в  СССР пришла рыночная экономика и хозрасчет,   позволившие нашим изыскателям получать отгулы, если они завершили работу на «полевых», раньше срока, установленного по графику. На полевых изысканиях  работа находится в прямой зависимости от погоды, поэтому мы работали без выходных, а в пустынной зоне начинали работу с 4-х – 5-ти утра, чтоб получить дополнительный заработок, осваивали смежные профессии и работали за рабочих, сами бегали с рейками или копали шурфы… 
      Но в настоящее время, слушая споры экономистов и предложения лидеров думских фракций, а также «базар» на передаче «Время покажет», я поняла, что ошиблась, голосуя когда-то за рыночную экономику. Не может человек жить без кнута, а добравшись до пряника забывает о своей чести и профессиональном долге.
      После «прихватизации» и отсутствия контроля со стороны жесткой и требовательной советской власти, народ СССР почувствовал вкус лёгких денег и полную безответственность за полученную бесплатно профессию, и решил, что Государство должно платить зарплату и пенсию только за то, что человек живёт а его дети учатся, поют, танцуют, стихи сочиняют и спортом занимаются…
 
       Врачи поликлиник забыли клятву Гиппократа и стали придумывать смертельные заболевания у здоровых людей, предлагать им дорогостоящие операции, а по договорённости с аптеками выписывают своим пациентам самые дорогие и подчас вредные импортные лекарственные средства.
       Учителя школ и преподаватели Вузов за подарки и взятки стали выдавать дипломы и переводить школьников из класса в класс, не взирая на их знания.
       А в нашем РГП Казгипролесхоз согласились разрабатывать проекты озеленения засолённого дна Аральского моря и Создания зелёной зоны и лесных массивов вокруг Астаны на солончаках…

       В конце девяностых, когда я была уже на пенсии меня пригласили помочь с составлением ТЭО (Технико-экономического обоснования) восстановления ленточных боров в Павлодарской области после пожаров и я буквально была потрясена результатами аэрофотосъёмки. Оказалось, что лесхозы, чтоб получить древесину поджигали хвост собакам и в период страшной жары выпускали их в ленточные боры на песках. От уникальных ленточных боров в Павлодарской области, где были запрещены любые виды рубок, кроме санитарных, практически ничего не осталось…
       А однажды , встретив нашего Главного инженера, я его спросила как дела на осушенном дне Арала и растут ли там оливковые рощи? Он с горечью рассказал, что при поездке с авторским надзором обнаружил, что лесхозы и Комитет лесного хозяйства обогатились за счёт средств госбюджета, имеют теперь внедорожники, дома- коттеджи, а при инвентаризации посадок списывают исчезнувшие лесные культуры на неблагоприятные погодные условия – весенние и осенние заморозки и т.п. Доказать, что они не соблюдали проект – невозможно!
 
       В  2007 году я  прочитала заметку в газете Казахстанская правда о посещении Нурсултаном Назарбаевым зелёной зоны вокруг Астаны и его одобрении деятельности и Комитета  лесного хозяйства и проектировщиков. Президент Казахстана внёс лесникам предложение соединить насаждения зелёной зона Астаны с лесными массивами Кокчетавской области и курортной зоной в Боровом… Хитрые лесники и наши проектировщики показали Н.Назарбаеву свою работу с самолёта и разглядеть посадки он не мог и поэтому попросил провести его по зоне на автомашине… Но и здесь они нашли выход и привезли Президента на территорию лесной дачи в лесничество вблизи реки Ишим, где когда-то высаживались лесные культуры на не покрытых лесом участках лесного фонда лесничества…
       Н. Назарбаев пришёл в восторг, и  заметке были приведены слова Президента, что в зелёной зоне уже бегают зайцы, поют птички и зреет золотистая смородина!
       Когда то Президент принял безусловно мудрое решение о переносе столицы  из Алма- Аты в центр Казахстана, и высказал своё пожелание (или вариант) об Акмолинске, который в то время назывался Целиноград.
Подхалимы проектировщики ГипроГора  сделали ВСЁ, чтоб доказать, что ЭТО лучший вариант для размещения Столицы с экономической точки зрения.
Проектировщики нарисовали Генплан Столицы Астаны и конечно по действующим в то время СНиПам и стандартам определили площадь зеленого кольца или зелёной зоны для городов общей площадью 25000 га в соответствии с численностью населения города в зоне степей.
Комитет лесного хозяйства почувствовал, что теперь может обеспечить ближайший лесхоз работой на много лет вперёд и своё существование тоже! Республиканское Государственное предприятие (РГП) «Казгипролесхоз» получило задание от Комитета лесного хозяйства разработать ТЭО по организации РГП «Жасыл Аймак» для создания зелёного кольца насаждений вокруг новой столицы. Я в это время была уже на пенсии, разработка ТЭО была поручена Газезу Мусину – Главному специалисту отдела лесомелиорации, сменившему меня. После завершения полевых изыскательских работ Газез попросил  директора пригласить меня в помощь для разработки экономического обоснования огромной суммы капиталовложений на создание насаждений в очень сложных лесорастительных условиях вокруг Акмолы (в переводе с казахского - Белая могила).
       Мне вспоминается, как мы с Газезом смеялись над идеей создать зелёное кольцо вокруг будущей Столицы на нелесопригодных почвах с агрессивными грунтовыми водами и даже хотели предложить лесникам закупить за границей искусственные деревья и кустарники из синтетики… За нашими плечами были проекты зелёных зон в Южно-Казахстанской, Кзыл-Ординской областях, проект Госполосы вдоль песков Моынкум 1965 года, успешно осуществленный и задержавший продвижение песков к железнодорожной станции Акыр – Тюбе. Но солевыносливые и засухоустойчивые деревья и кустарники южных областей Казахстана в Акмолинской области не произрастают, а местные берёзы, сосны и другие деревья и кустарники не выносят засоления верхних слоёв почв. Плетью обуха не перешибить и нам пришлось искать новые способы агротехники для рассоления верхних слоёв почв вокруг города. К весне наше ТЭО было готово. Мы сумели своими расчётами доказать окупаемость капиталовложений и экономическую эффективность будущих насаждений, которые начнут приносить прибыль за счёт снижения заболеваемости, создания благоприятных условий для отдыха горожан через 15- 20 лет после посадки…
ТЭО было утверждено на самом высоком уровне и средства из Госбюджета потекли рекой в Комитет лесного хозяйства и РГП «Жасыл Аймак»
       На заработанные средства я сумела купить себе стиральную машину – автомат и была счастлива тем, что обеспечила работой, а вернее разработкой Рабочих проектов по созданию насаждений, где уже не надо доказывать экономическую эффективность РГП «Казгипролесхоз» на много лет вперёд.

         После развала СССР  РГП «Казгипролесхоз» стал безнадзорным и потребовалась привязка всех Технических указаний, рабочих правил, и Гостов к особенностям нового Государства. Понимался вопрос перевода делопроизводства на государственный казахский язык, да перевода на него всех инструкций по проектированию. Поэтому потребовалась помощь ветеранов и в частности моя. Перевести все инструкции на казахский язык не получилось, в нём не хватало терминов и определений для специфических работ в лесомелиорации и лесоводстве. Да и в РГП все сотрудники казахской национальности привыкли писать и говорить на русском языке. Пенсия моя была в то время мизерной, поэтому я была рада получить поддержку в виде дополнительной зарплаты. Меня удивила шикарная обстановка в кабинетах, наличие компьютеров на каждом столе и совершенная безответственность молодых специалистов. Главным инженером в это время был наш бывший начальник изыскательской партии и можно сказать ученик Г. Мусина. Я  спросила его:
-"Почему ты завышаешь стоимость проектно-изыскательских работ и неужели не понимаешь, что при этом его молодые специалисты не будут честно работать? И что РГП будет делать, когда иссякнет золотая жила зелёной зоны Астаны. К 2007 году закончился объём работ и по проектированию и по созданию зелёной зоны на площади 25000га, определённый ТЭО и финансирование прекратиться…"
    Мне попалась на глаза таблица объёмов работ по созданию зелёной зоны города Астаны за 1997 по 2007 годы. Финансирование работ составило 6295,2 млн.тенге, в том числе стоимость проектно-изыскательских работ составила 110,5 млн. тенге…
    В то время я не догадалась, что бесконтрольность может привести к чудовищному обману Президента Н. Назарбаева. После его одобрения деятельности лесников,  «Жасыл Аймак» и наши проектировщики распушили хвост и поняли, что сумеют обеспечить себя капиталовложениями ещё на много лет вперёд  и пообещали разработать ТЭО о создании лесных массивов вблизи Астаны на площади 15000га! Но к этому времени Газез Мусин уже ушёл на пенсию и вскоре скончался, а Директор вынужден был на должность гл. инженера принять родственницу начальника отдела в Комитете лесного хозяйства, имеющую диплом инженера лесного хозяйства, которая работала лесопатологом и о проектировании никакого понятия не имела, и не знала что такое ТЭО. Но  дама не  даже не изучив, старую Методику по разработке ТЭО, утверждённую Госстроем СССР и новую, утверждённую в Казахстане, рассчитала смету на проектно-изыскательские работы в сумме 13 млн. тенге, написала задание Главному инженеру проекта (ГИПу) и отправила на изыскательские работы.
Гип – бывший таксатор тоже не читал методики и ТЭО никогда не разрабатывал. Возвратившись осенью после полевых изысканий, он понял, что разработать ТЭО не сумеет…  Директор и новоиспечённый ГИП вспомнили обо мне и позвали на помощь…
     Когда я прочитала «Задание» и посмотрела результаты полевых изыскательских работ, утверждённые протоколом заказчика – руководителя РГП «Жасыл Аймак», мне показалось, что мои волосы встали дыбом от ужаса. Я сдержалась, не стала обзывать Гипа идиотом и спросила его:
- «Зачем Вы меня позвали? ТЭО за Вас уже написал Жасыл Аймак в своём протоколе. Материалы полевых изыскании не отвечают Методике по разработке ТЭО, а выполнены по Техническим указаниям для Рабочего проекта.»
     Всё дело было в том, что хитроумный «Жасыл Аймак» прекрасно понимал, что выполнить пожелание Президента о соединении несуществующей вокруг Астаны зелёной зоны с Боровым будет трудно и хлопотно.  Почвы к северо-востоку от Астаны - лесопригодны, и списать гибель насаждений на погоду не получится,  поэтому надо будет работать и отвечать за приживаемость лесных культур, как когда-то отвечали лесхозы и лесомелиоративные станции за создание полезащитных лесных полос на целинных землях. Природа взяток не берёт, а с проектировщиком – человеком можно договориться и он докажет Президенту в  ТЭО, что лесные массивы вблизи Астаны надо закладывать не в северо-восточном и северо-западном направлении от Астаны, а к юго – востоку на солончаках!

     Я попросила Гипа собрать совещание во главе с главным инженером, где я попытаюсь объяснить, что они не смогут доказать экономическую эффективность и окупаемость затрат на эксперименты выращиванию лесов. К сожалению, главный инженер – дама-лесопатолог слушать мою «лекцию» не стала, а с заметным презрением к моему виду и возрасту сказала:
- «если Вы старая и больная и помочь нам не можете – то уходите и болейте дальше. Вы не понимаете, что при создании насаждений экономическая эффективность не нужна!»
         Я  посмотрела на молодых, красивых, богатых и амбициозных «специалистов» и сказала:
-  Простите, но врать и обманывать я не умею даже за огромные деньги.
Вернувшись в свою однокомнатную квартиру, плакать я не стала, но впала в депрессию осознав, что 50 лет моей жизни, которые я отдала ГПИ «Союзгипролесзоз» никому теперь не нужны…

          Я вспомнила своё  фиаско просмотрев несколько передач по Первому каналу Российского ТВ под заголовком «Время покажет», где прекрасная актриса и очень красивая женщина Е.Стриженова задаёт спорящим  довольно глупые и безграмотные вопросы:
- Почему у нас есть бесплатная медицина, а мы её не можем получить?!
- Почему в магазине наши овощи дороже импортных?!
- Почему вы не можете изменить климат и погоду? И т.д и т.п.
Мне хочется ей ответить: - Потому, что Вы – актриса, но работаете не по своей профессии, а пытаетесь стать ведущей «шоу» - программ в качестве рекламы.
       5 июня а канале «Культура» транслировали концерт из Большого театра – «Дмитрий Хворостовский и друзья – детям». Меня поразил восторг и подлинное счастье на лицах ВЕЛИКИХ артистов, которые пели своим голосом, без фонограммы и отдавали все силы в помощь детям, которых возможно бросили родители артисты кино и поп-певицы, поющие под фонограммы ради собственной славы и заработка…

     Человек разумный может быть счастлив только тогда, когда он доволен сам собой, своими делами и не обманывает в первую очередь себя самого.
     Данила П. – мальчик инвалид счастлив, как и его родители, потому, что он САМ смог  преодолеть свой недуг.
     Моя мама и я тоже ощущали себя в жизни счастливыми, несмотря на бесславие, болезни и нищее существование, потому, что на  совести не было и нет нет мук от предательства, лжи и высокомерия.

       В заключении мне хочется ещё раз повторить слова простого человека – отца мальчика - инвалида Данилы, казанные им на передаче Тимура Кизякова:
-  НЕЛЬЗЯ СЕБЯ ПОДНИМАТЬ ВЫШЕ ЛЮДЕЙ и добавлю от себя: НИ ЦАРЯМ, НИ ПРЕЗИДЕНТАМ, НИ ВЕЛИКИМ «Творческим людям».
       Не стоит доказывать, что кто-то лучше, чем другой и в этом случае на  русских и Россию не будут обижаться другие страны и народы. Все мы люди на Земле одинаковые – ЖАДНЫЕ, высокомерные и всем нужен кнут, а не только пряник.


Рецензии