Почему Праздник Усекновения пр. Иоанна Предтечи по

О том, почему Праздник Усекновения Главы Пророка Иоанна Предтечи постный день, о вине и о клятвах...



Христос посреди нас!

Сегодня мы празднуем день, когда Честная Глава славного пророка и Предтечи Иоанна была отъята от его тела, а сам блаженный Иоанн отправился с проповедью во ад возвещая скорое избавление праведников от уз и о предстоящем сокрушении врат и опор их и самого ада, этими вратами затворенного, грядущим Спасителем.


Но отчего в этот Праздник Церковью установлен строгий пост?
Я пытался найти ответ на этот вопрос в проповедях некоторых святых и известных духовников, однако, исчерпывающего объяснения не обнаружил.
В самом описании праздника сказано:

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Но ведь множество есть Праздников, когда нет поста, но была насильственная смерть. Таковы дни, когда мы воспоминаем мучения с славную кончину великомучеников Георгия Победоносца и Варвары, целителя Пантелеимона и Евфимии Всехвальной… святых Новомучеников и Исповедников Российских, святых Царственных страстотерпцев, Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары и многих и многих других. Во все эти дни, если они не попадают на дни постные, специально установленного поста нет.

В последовании службы усекновения главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мы находим такое объяснение:

«Зри постнаго сего устава на усекновение честныя главы Предтечевы, древними святыми отцы в сей день завещаннаго.

Суть убо нецыи предают качеству быти тогда снедей, а не посту: о том бо не возмогохом ничтоже обрести написано в различных типицех. Но паче достоит в той день всяко воздержатися постом, пострадавшаго ради за истину пророка, и проповедавшаго во аде Господа: разрешению же быти точию на древяное масло, и прочая от различных овощнаго плода: и по мере единой чашице вина в славу Божию, труда ради бденнаго.

Всяко бо достоит нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождение имети воздержательнаго ради жития святаго, и скверноубийственнаго кровопролития его от Ирода: понеже усечена бысть глава Предтечева на пиру плясанием блудныя плясавицы, и чревоугодием и различных животных закланием и кровопролитием нам же ни единаго от таковых животных, из нихже кровь изливается, но ниже рыб [кровь бо имеют, аще и в воде жительствуют, и от тварей животных суть] подобает вкушати: да не сообщницы явимся Иродову чревоугодию. Како бо Крестителево честное усекновение почтити восхощем? Мясо ли хощем ясти, или от иных различных брашен многоценных? А он живяше в пустыни безводней, и безтравней, ни хлеба ядяше, ни трапезы имяше. Вино ли пием? А он никогдаже пияше вина, или инаго пития м i рскаго, ни в храмех живяше, но под каменем вкопався живяше. Стол, и трапеза, и одр ему бяше земля, разве ради нужды естественныя единою днем вкушаше акриды, и мед дивий: чаша же ему пригорщи бяше, а питие из камене текущая вода. Темже братие усердно почтим день сей молитвою и постом в целомудрии, отбежим пиянственнаго сего злаго нрава: аще бо кто неверствием одержимь будет, и узаконеннаго сего многоразсудительнаго повеления не сохранит, таковый зле пагубныя напасти постраждет. Право содержащих же подвиг сей, Господи, благослови, и управи молитвами святаго Предтечи».

Вот оно и объяснение: «понеже усечена бысть глава Предтечева на пиру плясанием блудныя плясавицы, и чревоугодием и различных животных закланием».

Получается, что пост Святая Церковь налагает не просто ради скорби об убиении Пророка – ибо если и есть скорбь таковая у христианина, то это все-таки скорбь от человеческого естества. А если поразмыслить о духовном, то о чем скорбеть, раз больший из когда-либо рожденных женами отправился на продолжение своего великого дела и остался Предтечей Господу и по отшествии своем от жизни земной? Не скорбь в том, а радость!

А вот относительно нас самих такой пост становится совершенно ясен.
Сам пир не постыден и радость от пребывания на пиру не греховна. Было бы так, не почтил бы Своим пребыванием и не претворил бы Сам Господь, по просьбе Своей Пречистой Матери воды в вино на браке в Кане Галилейской. Более того, сотворил Он чудо то уже тогда, когда пир был в разгаре, а не по причине того, что вина не было совершенно.

Напротив, гости уже напились того вина, что было им уготовлено устроителями пира:

«Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».(Ин. 2: 9-10).

Но если пребывание на пиру не есть грех по своему естеству, то отчего же пост и запрет на пир? А от того, что за безвинной радостью уже недалече и невоздержание, от которого и чревоугодие и упивание вином и иные страсти, ожидающие, когда отложит трезвение человек – то тут же и нападают на безоружного.
И чтобы кто-то не посчитал греховным само вино, то мудрая Церковь и тут позаботилась в своих указаниях:

«разрешению же быти …по мере единой чашице вина в славу Божию, труда ради бденнаго».

Вот тебе и мера и назначение! И тут же суровое предупреждение:

«Вино ли пием? А он никогдаже пияше вина, или инаго пития м i рскаго…
Темже братие усердно почтим день сей молитвою и постом в целомудрии, отбежим пиянственнаго сего злаго нрава».

Как точно сим Церковь дает понять то, что не вино или яства являются греховными, но может их таковыми сделать наше собственное произволение.
И что же, Церковь определяет обязательным потребить вино в такой день? Ни в коей мере! Но сказано это для того, чтобы кто не подумал, что вино само по себе греховно.

Таким образом, Церковь положила нам в этот Праздник пост по причине того, чтобы мы могли растождествиться с Иродом и возлежащими с ним, чтобы проложить границу между собой и Иродиадой с её злобой и Соломеей, сеющей нечестивые помыслы. Не по причине греховности пира мы постимся, а ради того, чтобы разобщиться с бесовским веселием того самого пира. Ибо на каждом пиру веселие, но не всякое веселие ко греху. Мы постимся, дабы нас не причли к участникам того бесчестно пира, где хозяйничал порок и в разнузданности потерявших всякое человеческое обличие людей родился и претворился сей дьявольский умысел – убить Пророка.

Но не сразу могло подобное произойти. Мы помним, что сам Ирод, хотя и поступал часто неблагочестиво, однако Пророка с удовольствием слушал и, как сказано:

«Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его».(Мк. 6: 20).

И даже есть такое мнение, что в темницу был заключен Иоанн Предтеча еще и ради того, чтобы не могла ему навредить Иродиада, люто ненавидевшая её обличителя. И правда- случается, что темница более безопасное место, нежели свобода.
Но то, что случившееся не могло произойти беспричинно, а требовался больший повод, доносит до нас Евангелист Марк:

«Настал удобный день» (Мк. 6: 21).

А что не просто требовался пир и что не просто пир был таким удобным днем, понятно из того, что Ирод был царем, а у царей разве не частыми случаются пиры и праздничные застолья? Частыми, и весьма. Однако, требовался «удобный день». В чем же оказалось «удобство» того самого пира, на котором замысел превратился в дело?

В клятве! Многократно святитель Иоанн Златоуст нас, неразумных, предупреждает: «Не клянись!»:

«…Я хочу опять побеседовать с вами о том же предмете, чтобы вырвать с корнем из души вашей злую привычку к клятвам.
Для этого необходимо снова прибегнуть к той же просьбе. Недавно просил я вас, чтобы каждый, взяв усеченную и еще каплющую теплой кровью главу Иоаннову, так и пошел отсюда домой, и думал, что видит ее пред собою, издающую голос и говорящую: возненавидите моего убийцу - клятву. Чего не сделало обличение, то сделала клятва; чего не мог тиранский гнев, то совершила необходимость исполнить клятву.

Тиран, когда обличаем был всенародно в слух всех, благодушно перенес обличение; а как связал себя клятвою, тогда отсек блаженную ту главу. Этого же самого и теперь прошу, и не перестану просить, чтобы мы, куда ни пойдем, уходили с этою главою, и всем показывали ее, вопиющую и осуждающую клятвы. И хотя бы мы были крайне беспечны и нерадивы, но видя, как очи этой главы страшно смотрят на нас и грозят клянущимся, - сдерживаемые этим страхом сильнее всякой узды, легко можем обуздывать и отвращать язык от наклонности к клятвам.

Клятва имеет в себе не то одно зло, что, будет ли соблюдена или нарушена, подвергает наказанию связанных ею (чего не бывает ни с одним из прочих грехов), - но и другое, не меньшее. Что же это такое? То, что давшие клятву часто, при всем желании и старании, не могут не нарушить ее. И, во-первых, кто часто клянется добровольно и против воли, бессознательно и с сознанием, по делу, и шутя, а нередко увлекаясь гневом и многими другими страстями, тот неизбежно нарушает клятву. И этому никто не будет противоречить: так ясно и очевидно, что часто клянущийся по необходимости бывает клятвопреступником. Во-вторых, пусть он и не сделал этого по увлечению, невольно и без сознания: но по самому существу дела принужден будет непременно нарушить клятву с сознанием и произвольно. Так, часто бывает, что, когда мы обедаем дома, и кто-нибудь из слуг провинится, жена поклянется высечь его; а муж в свою очередь поклянется в противном, будет стоять наперекор и не уступать: здесь что бы (муж и жена) ни сделали, неизбежно будет клятвопреступление. Как бы они ни желали и ни старались, уже не могут исполнить клятву; но, что бы ни произошло, один из них впадет к клятвопреступление, или даже, наверное, оба…

Лукавый демон, всегда злоумышляющий против нашего счастья (ведь, тут и стоит он, подслушивая, когда налагают на себя клятвы), давших клятву повергает в беспечность, или делает другое затруднение, чтобы, когда дело не сделается, последовали и побои, и оскорбления, и клятвопреступления, и тысячи других зол. Как дети, с большим усилием тянущие в разные стороны длинную и сгнившую веревку, все падают навзничь, когда веревка перервется, и одни повреждают голову, другие - другую часть тела; так и клянущиеся друг перед другом в противном, когда клятва по неизбежным обстоятельствам будет нарушена, впадают (обе стороны) в бездну клятвопреступления: одни потому самому, что нарушили клятву, другие потому, что прочим подали повод к клятвопреступлению». (святитель Иоанн Златоуст. О статуях. Беседа четырнадцатая).

И вот клятва произнесена:

«царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе» (Мк. 6: 22-23).

И дух лукавый, дождавшись клятвы тут же подсказывает, как реализовать давно желаемое:

«Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя» (Мк. 6: 24).

Что же Ирод? Он же слушал Пророка, берег его и даже, как говорит Священное Писание часто поступал по его слову…Но клятва, этот грех грехов, совокупность всех преступлений!

«Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его» (Мк. 6: 26-27).

Могло ли так произойти, чтобы клятва была произнесена не на пиру, когда в разгаре его, уже отброшено целомудрие и прекратилось всякое трезвение? Когда вожделение вкралось в каждую клетку тела и разума, отнимая и остатки последнего? Возможно. Но ясно, что такой пир хотя сам по себе и не был именно таким «удобным случаем» для совершения преступления, однако, послужил поводом для произнесения клятвы – этого наиудобнейшего случая для нечистых человеческих помыслов и духа лукавого.

С кем мы пребудем в день сей – с духом лукавым, с Иродом, Иродиадой – будучи возлежащими на пиру, или вооружимся и очистимся, сколько в наших силах от этой заразы и гнили?

«сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21),

Говорит Спаситель и Святая Церковь призывает нас в этот Праздничный день к тому же:

«почтим день сей молитвою и постом в целомудрии» (Проследование службы усекновения главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).


По слову Церкви да последуем и спасены будем молитвами святаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Пречистой Богородицы.

Господу же нашему Иисусу Христу Слава подобает со безначальным Его Отцом и с Пресвятым и Животворящим Его Духов всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий

(http://filin-dimitry.livejournal.com/247358.html)


Рецензии