Свет в ночи

 Дело было поздним вечером. Я устал после рабочего дня и решил заглянуть в местный бар, чтобы немного проветрить голову. Я сидел у стойки, склонившись над своим бокалом, когда рядом присела женщина. Она заказала себе выпить, прикурила сигарету и, закинув ногу на ногу, развернулась ко мне.
 - Тяжелый день? - спросила она с долей равнодушия в голосе.
 - Да, очередной тяжелый день из 365 других таких же дней, - спокойно ответил я.
 Она была не молода, может, чуть младше меня. А мне было 49. Голос у нее был низкий и бархатный, довольно приятный. От нее пахло весной, легкостью и цветами. Хотелось ее рассмотреть: заглянуть ей в глаза, увидеть ее волосы, одежду, руки. Но я сидел не поднимая головы. Она помолчала с минуту, а потом продолжила.
 - Вы всегда так разговариваете с женщинами?
 - Нет, с женщинами я вообще почти не разговариваю, да и с мужчинами очень редко.
 - Вы затворник, не любите людей?
 - Людей я люблю, правда не всех.
 - Значит вы не хотите со мной разговаривать или я вам не интересна?
 - Поверьте, это я вам не интересен.
 - С чего вы взяли? Я же первая начала разговор.
 - Зачастую люди начинают разговор, не чтобы узнать другого, а чтобы рассказать о себе, о своих проблемах. Вы мне интересны, так что я с удовольствием послушал бы вашу историю.
 Она выпрямилась, взяла свой стакан и сделала большой глоток. Потом облизала губы и начала свой рассказ.
 - Мне 44 года, я одинока и выступаю в театре. У меня есть взрослый сын, он женился и уехал жить в Европу. Мы редко общаемся, еще реже видимся, но он счастлив, и я ему не докучаю. С его отцом наши пути давно разошлись: у меня была успешная актерская карьера, а его интересовала только наука. Мне тогда хотелось путешествовать, но у него не было на это времени, поэтому я путешествовала одна. Со временем мы стали чужими друг другу. С тех пор у меня никого не было, не считая курортных романов.  Сейчас я живу в небольшом доме с котом и собакой. Без них я бы совсем осиротела и потеряла смысл в жизни. Вот моя грустная история.
 - Ну почему же грустная? У вас есть любимый ребенок, любимая работа, наверняка, море воспоминаний из разных стран и городов. Столько впечатлений должно хватить на всю жизнь. А вы жалуетесь.
 - Да что эти поездки? По молодости они были интересны, а сейчас хочется любви и заботы.
 - Мне вас не понять. Я бы все отдал, лишь бы увидеть мир, посмотреть хоть одним глазком на небо, море, горы. И никакой любви не надо.
- Вы просто не испытывали настоящих чувств! - с уверенностью заявила она.
 Я закрыл глаза и сильно зажмурился. По моему телу разлились самые неприятные воспоминания из прошлого. Мне стало больно и обидно. Я едва сдержал слезы.
 - О нет, вы заблуждаетесь. Я любил так сильно, что вы и представить себе не сможете. Ради нее я был готов на все, забывал себя, работал не покладая рук.
 - А где она сейчас?
 - Живет и радуется жизни. У нее своя семья.
 - Почему же вы расстались?
 - Со мной произошло несчастье... После этого я стал ей не нужен. У нее не хватило смелости, чтобы прийти и сказать мне все в лицо. Она просто сбежала, собрала свои вещи и ушла, пока я валялся в больнице.
 - Может она была молода и не хотела ломать себе жизнь? - осторожно спросила моя собеседница.
 - Мы оба были молоды. Только я любил ее до смерти, а она разбила мне сердце, бросила меня в тот момент, когда я больше всего в ней нуждался. Если бы она осталась и помогла мне пережить случившееся, я бы сам ее отпустил со временем, сам бы предложил уйти, чтобы не ломать ее жизнь.
 - Я думаю она просто испугалась...
 - А я думаю она просто не любила меня. И когда я стал бесполезен, она выбросила меня из своей жизни.
 Каждый раз, когда я вспоминаю весь этот кошмар, то будто проживаю его снова и снова.
 - Вы ненавидите ее за это?
 - Нет. Самое ужасное, что я до сих пор ее люблю. Она как заноза сидит в моем сердце.
 - Жаль, что она никого кроме себя не любила. Мой муж хотя бы был влюблен в науку.
 - Да, жаль... А еще жаль, что я потратил на нее лучшие годы своей жизни. Весь мир лежал у моих ног, было столько возможностей. Я мог бы путешествовать, изучать новые страны, заводить новые знакомства. Но я был ослеплен ей одной. Я не дорожил тем, что имел, бросал слова и деньги на ветер, прожигал жизнь впустую. И что сейчас я имею? Разочарование, боль, несбывшиеся мечты и надежды, одиночество. Мне почти 50 лет и совсем нечего вспомнить: я нигде не был, кроме дома, больницы или работы, не видел море или горы, другой город или страну. У меня нет даже кота, что уж говорить о детях. Сейчас я просто живу, но в моей жизни уже давно нет смысла. А у вас еще хватает совести, чтобы жаловаться? Да ваша жизнь по сравнению с моей - просто мечта!
 Я чувствовал, что между нами нарастало напряжение. Она была поражена моей историей и не знала, что ответить. Тогда я продолжил беседу сам.
 - Поверьте, ваша жизнь интересна, красочна, разнообразна, полна событий, приключений, знакомств. Вам есть что вспомнить, будет что рассказать внукам, вам есть ради кого жить. Отложите работу, езжайте к сыну, скажите ему, как сильно вы его любите. Хватит себя жалеть, вы здоровый, счастливый человек, а самое главное, у вас впереди еще вся жизнь, можно столько всего успеть. Живите и наслаждайтесь, смотрите на мир широко открытыми глазами, не делайте проблем из мелочей, берите от жизни как можно больше, чтобы потом не жалеть об упущенном.
 - Вы говорите так, как будто сами не можете наверстать упущенное, - произнесла она хриплым голосом, в котором я услышал жалость и сострадание.
 - Я умер в ту роковую ночь, двадцать лет назад, когда со мной произошло несчастье, и врачи в больнице вынесли мне страшный приговор, когда от меня отвернулась любимая и я остался один. С тех пор я умирал каждое утро, открывая глаза, но продолжая видеть лишь эту черную ночь. Этот ад невозможно описать словами. Несколько раз я пытался покончить с собой. Но, как видите, безуспешно. Спустя лет десять я смирился со своей судьбой, перестал себя жалеть и понял, что это урок, суровый и безжалостный урок, который преподнесла мне жизнь. Когда я потерял зрение, то понял, что и раньше жил с закрытыми глазами.
 Я чувствовал, как она сжимала мою руку своей маленькой холодной рукой, как тяжело дышала, как сильно билось ее сердце, как из глаз падали слезы. Мы были друг другу чужими, но в то же время родными людьми. Я рассказал ей свою историю, поделился своей болью, доверился ей, чего не делал уже очень давно. И мне будто бы стало капельку легче.
 - Закрыто! - прокричал бармен.
Я взял свою трость, мы встали и вышли. На улице было свежо, тихо, а легкий ветерок приносил откуда-то запах сирени.
 - Какая чудесная погода, - впервые за много лет я чувствовал себя живым.
 - Может прогуляемся?
 - С удовольствием, - ответил я.
 И женщина, имени которой я даже не знал, взяла меня под руку и повела за собой. Мне и не важно было, как ее зовут. Сейчас она была тем светом, который я мечтал увидеть в непроглядной тьме.


Рецензии