Пострадала ли от нашествия православная церковь?

   ПОСТРАДАЛА ЛИ ОТ НАШЕСТВИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ?

   Сокращения
АБ - Александр Бушков
ЕТ - Евгений Темежников
НФ - Носовский и Фоменко

   АБ: Поскольку «Батыем» были Ярослав с Александром, церковь они, понятно, не трогали [9.1].
   АБ: Татары, напоминаю, с почтением относились ко всем религиям и священнослужителей обычно не трогали [9.5].

   Лаврентьевская Л: «Святу Богородицю разграбиша…, и монастырь святаго Дмитрия пожгоша, а прочии разграбиша; а черньци и черници старыя и попы, и слепыя и хромыя и слукыя и трудоватыя, и люди все иссекоша, а что чернец уных и черниц, и попов и попадий и дьяконы и жены их, и дчери и сыны их, то все ведоша в станы свои…
И убьен бысть Пахоми архимандрит манастыря Рождества святы Богородица, да игумен Успенскый, Феодосий Спасьскый, и прочии игумени и черньци и черници, и попы и дьяконы, от уного и до старца и сущаго младенца» [7.1, т.1].
   Новгородская 4-я Л: «Взя град Переяславль копием, и изби весь, и церковь Архангела Михаила сокруши, и епископа Семиона убиша, и сосуды бесчислевы церковныя, сребряныя и златыя, и драгого камения поимаша» [7.1, т.4].

   АБ: Епископ черниговский загодя уехал в отдаленный городок, как и ростовский епископ Кирилл [9.1].

   Карамзин: «Татары сожгли Чернигов; но хотели отдыха и, через Глухов отступив к Дону, дали свободу плененному ими Епископу Порфирию. Сим знаком отличного милосердия они хотели, кажется, обезоружить наше Духовенство, ревностно возбуждавшее народ к сопротивлению» [8.5].
   Лаврентьевская Л: «Того же лета взяша Татарове Чернигов, князи их выехаша в Угры, а град пожегшее, и люди избиша, и монастыри пограбиша, а епископ Перфурья пустиша в Глухов» [7.1, т.1].
   ЕТ: Так что отнюдь не загодя.

   АБ: С рязанским епископом обстоит еще загадочнее — он уехал… «когда орда окружила град»! [9.1].

   Лаврентьевская Л: «Епископа ублюде Бог, отъеха прочь в той год, когда рать оступила град; много же святых церквей огневи предаша, а манастыреве же и села пожгоша» [7.1, т.1].
   Вологодская Л: «А епископа ублюде бог, отъеха прочь в отход, когда рать отступила от града. Множество святых церквей огневи предаша, а монастыреве же и села пожгоша» [7.1, т.26, с.71].

   ЕТ: То есть уехал не тогда, когда осадили, а тогда, когда отступили. Видимо спрятался где-нибудь. Впрочем, есть и другое, более позднее сообщение.

   Повесть о разорении Рязани: «И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а ЕПИСКОПА и священников огню предали — во святой церкви пожгли, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли» [7.5].

   АБ: Есть, правда, одно исключение — владимирский епископ Митрофан при невыясненных обстоятельствах погиб во время штурма города [9.1].

   Ипатьевская Л: «Епископу же преподобному во церковь убегшу, со княгинею и детьми, и повеле нечестивый огнем зажещи: ти тако душа своя предаша в руце Богу» [7.1, т.2]
   Лаврентьевская Л: «Епископ Митрофан, и княгыня Юрьева с дочерью и с снохами и со внучаты, и прочиие княгини, Володимеря с детьми, и множество много бояр и всего народа людий затворилися в церкви Богородица, и тако огнем без милости запалена быша. И помолился боголюбивый епископ Митрофанъ…, и тако скончашася. Татарове же силою отвориша двери церковныя, и видеша овы огнем скончашося, овы же оружием до конца смерти предания; явятую Богородицю разграбиша, чюдную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьем драгым, и манастыри все и иконы одраша, а ины поимаша, и кресты честныя и ссуды священныя и книги одраша»[7.1, т.1].

   ЕТ: Так что обстоятельства смерти Митрофана выяснены, так же, как и факт разграбления церквей и убийств священников.

   АБ: В отличие от русских, татары не грабили церкви и не обижали священнослужителей. Погибших во времена Батыева нашествия русских священников можно пересчитать по пальцам – причем их смерть последовала в горячке боя, при том, что большая часть татарских воинов была безграмотным простонародьем, попросту не способным опознать русского попа [9.5].

   ЕТ: В новой редакции уже не один, а по пальцам, и то случайно, по неопытности.

   Повесть о разорении Рязани: «… а священников и иноков без остатка посекли» [7.5].
   ЕТ: Неужто, у автора пальцев больше, чем во всей Рязани священников и иноков?

Оглавление:  http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Почему монголо-татары одни города разоряли, другие нет? http://www.proza.ru/2016/06/16/20


Рецензии