По следам Кронштадтского полка

Маленький клочок земли- остров Котлин, с расположенным на нем городом Кронштадтом, давно стал для меня близким и родным. И не только потому, что здесь прожито уже немало лет, но и благодаря  интересной закономерности, которая  вольно или невольно вносит определенное своеобразие в мою жизнь. Имеется как бы некая связь в отношении исторического прошлого между Кронштадтом и Пермским краем, моей малой родиной.

Приезжая в родные места,  каждый раз нахожу  занимательные факты   присутствия кронштадтцев в Пермском крае. Вот и это историческое событие запало в душу.

Как-то в беседе с председателем Пермского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Л.В. Перескоковым, разговор зашел о трагической гибели 1-го Кронштадтского полка. Эта часть оказалась полностью уничтоженной белогвардейцами и белочехами в 1918г. в Березовском районе Пермской области. От Льва Валентиновича я узнала, что в 1961г. у старого Гороблагодатского тракта, между деревнями Верхние и Нижние Исады, на месте гибели многих моряков- балтийцев был установлен памятник. Более подробными сведениями он, к сожалению, не располагал.

Уже в Кронштадте, в одном из местных музеев, я ознакомилась с изданием, где были опубликованы сведения из ЦГА ВМФ. В книгу входили и приказы по флоту Балтийского моря за 1918г.

В телеграмме гл. комиссара Балтийского флота И.П.Флеровского начальнику Морского Генерального штаба сообщалось о сформировании Морского Кронштадтского полка в количестве 1500 чел. мобилизованных и 500 матросов с судов.

Сведения очень скудные, но информацию к размышлению мне дало издание "Памятники истории и культуры Пермской области" за 1976г., любезно предоставленное все тем же председателем ВООПИиК. В книге имелось и само описание памятника: "На фоне 11-метрового обелиска фигуры 3 матросов, устремленных в бой, над ними развевающееся знамя. На чугунной плите отлиты слова:"Этих дней не смолкнет слава. Вечная память советским морякам, павшим смертью храбрых в боях за Советскую власть на Урале в 1918-19гг." Скульпторы возведенного обелиска ленинградские архитекторы- Андрейченко, Паливода, Горовой."

Недолго думая, решила собрать дополнительную информацию. Записалась на прием в Областной научно- производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Пермской области (ОЦОП).

В тот день посетителей в этом учреждении не принимали, но директор ОЦОПа, узнав, что я приехала из Кронштадта, предоставил мне адреса "нужных людей" в Березовке, способных помочь в этом необычном расследовании.

Предстояло обратиться в Управление образования и культуры, в Комитет культуры и молодежной политики, в редакцию местной газеты "Сельская новь". Сразу скажу, что больших результатов это не принесло. Но действительно необходимым для меня человеком стал бывший журналист газеты, 40 лет проработавший в редакции, из них- 20 лет активно занимающийся изучением истории Березовского края- И.Н.Козлов. Выйдя на пенсию, Илья Николаевич ныне заведует Березовским краеведческим музеем, посвящая свою деятельность сельчанам и всем, кто интересуется событиями прошлого в Прикамье.

И.Н.Козлов- член Союза журналистов России. На сегодняшний день он автор 14 брошюр о краеведении, имеет и другие печатные работы.

Он горячо откликнулся на мою просьбу: рассказать что-либо известное об этой трагедии.

"По поводу гибели полка в Исадах,- писал Илья Николаевич,- на протяжении многих десятилетий ходит молва среди людей, что этот полк, якобы не героически погиб, а сдался в плен и все они ушли с белыми. И что захоронено тут не восемьсот человек, а всего восемь. А как в действительности было дело- ведь мы не знаем, так как не располагаем архивными документами..."

Но местный краевед приводит и такой пример:"В прошлом году я был в деревне Нижние Исады у одной женщины. Она мне рассказала, что ее мать с соседом - стариком была направлена вывозить трупы моряков за деревню, в яму, где впоследствии и был сооружен памятник."

Вспоминает Козлов и о событии, произошедшем около десяти лет назад. Оказывается, по чьей-то инициативе было сделано перезахоронение моряков. По какой причине и зачем понадобилась подобная эксгумация, властями не объяснялось. Ныне прах погибших балтийцев находится в двух местах- на месте возведенного обелиска и на окраине деревни Нижние Исады.

В краеведческом материале, исследуя события, связанные с трагической гибелью Кронштадтского полка, Илья Николаевич приводит факты, имеющие прямое значение к тому далекому времени.

"Белогвардейцы и белочехи- пишет местный березовский краевед- 25 июля 1918 года овладев Екатеринбургом, продолжали наступление вдоль железнодорожных путей на Нижний Тагил, Лысьву и Кунгур, стремясь с ходу захватить Пермь и двигаться на запад- к Москве.

9 декабря цель, наконец, была достигнута, и войска белых окружили город Лысьву.

Нарастала угроза на кунгурском направлении. А здесь сдерживали наступающего противника части 30-й дивизии под командованием В.К.Блюхера, штаб которой находился в селе Сосновка. Особенно тяжело приходилось красным бойцам на участке Матвеево- Сая- Исады- Сосновка- Березовка- Кунгур, где шли упорные бои.

Несмотря на сильные морозы и отсутствие теплого обмундирования, красноармейцы мужественно защищали каждый населенный пункт. Но силы в этой борьбе были неравными: постепенно они уступали свои позиции врагу."

В это время в Кронштадте спешно решается вопрос о формировании 1-го Кронштадтского полка из мобилизованных моряков для отправки его на уральский фронт.

В библиотеках и музеях Кронштадта я тщательно просматривала всю найденную документацию, где хоть что-то упоминалось о создании 1-го Кронштадтского полка. Но в любом издании значилась приписка: списки полка не найдены. Кто же были те юные ребята, которые в кровавое время гражданской войны пытались выполнить свое предназначение?

И хотя почти девять десятилетий местные жители на Урале ухаживали за братской могилой, но всегда вызывало горечь и боль, что захороненные здесь матросы являлись безымянными, и что их близкие и родственники не знают места гибели своих родных.

Я понимала, конечно, что самая кропотливая работа ждала меня именно в этом направлении. И хотя у меня не было опыта в подобном исследовании, но шаг за шагом я все же приближалась к своей цели.

"В центральном государственном архиве Военно-Морского Флота,- сообщил как-то мне в переписке Илья Николаевич,- сохранился перечень отрядов балтийских моряков и списки личного состава 1-го Кронштадтского полка, которые говорят о том, что полк комплектовался из состава Кронштадтского крепостного полка, учебно- артиллерийского и учебно- машинного отрядов, команды службы связи, команды машинной школы и др. частей и кораблей Кронштадта."

Где искать списки полка- стало ясно с первой же минуты. И я отправилась в Питер. Но в Военно-Морском архиве сразу же возникла проблема: сотрудники переезжали на новое место. Мне никто не мог помочь, чтобы найти, или, в конце концов, не найти нужные мне сведения. Все ящички с карточками приходилось перебирать самой. И потратив несколько дней на поиски, я все же отыскала в лавине архивной документации списки моряков полка. В эту минуту я стояла, прижав ящичек к груди, и слезы текли от радости по моим щекам.

По отчетным записям было видно, что в командный состав полка вошли 24 человека. Все они переводились из 2-го Кронштадтской крепости морского пехотного полка. Командиром назначен Николай Татаринов, бывший царский офицер.

1 ноября 1918г. личный состав полка погрузился в Петрограде в железнодорожные эшелоны и проследовал в Пермь, в распоряжение командования 3-й армии.

И.Н.Козлов сообщает в своих материалах:"...Прибытие полка в Пермь совпало с праздником первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Из его состава выделена была даже одна рота моряков для участия в городском торжестве.

9 ноября полк перебазировался далее в г.Кунгур в распоряжение командования 4-й Уральской (затем 30-й)стрелковой дивизии. И со 2 декабря кронштадтцы в составе стрелковой дивизии участвовали в боях с противником.

В тяжелых сражениях многие населенные пункты, среди которых Верхние и Нижние Исады, Березовая гора, Гарюшки, Уткино и другие по несколько раз переходили из рук в руки.

К 13 декабря 1918г. командование белогвардейских войск в этом районе сосредоточило большое количество пехоты, артиллерии и ударный офицерский батальон 1-го Среднесибирского корпуса белых.

В ночь с 13 на 14 декабря противник внезапным маневром перешел в наступление. В неравной схватке были разбиты 1-й и 2-й батальоны полка, погибла команда разведчиков, была взята в плен 5 рота. Плененные матросы подвергались затем зверским расправам, большинство их были расстреляны."

"372 человека,-упоминает в краеведческом своем материале И.Н.Козлов,- сумели вырваться из огненного кольца. Они влились в полк имени Степана Разина и продолжали держать оборону г.Кунгура. В дальнейшем оставшихся моряков во главе с комиссаром отправили в Кронштадт."

Но напрашивается также вопрос: куда же делись остальные моряки? И здесь, пожалуй, можно предположить, что часть моряков погибли в боях со 2-го по 13 декабря, а какая-то часть сдалась и белым. Ведь слухи среди населения, чаще всего, бывают не беспочвенны.

Считается, что одной из решающих причин трагической гибели полка явилось поведение командиров, в частности, не скрывающего антибольшевистских взглядов командира полка Н. Татаринова.

В книге пермского краеведа С.А.Торопова "Дорогами народной славы" (Пермь, 1969г.)по воспоминаниям очевидцев, раскрываются обстоятельства произошедшей трагедии. "В ночь с 13 на 14 декабря 5 рота Кронштадтского полка расположилась на отдых в деревушках Верхние и Нижние Исады. В морозную ночь предатель- противник из местного кулачества провел батальон в обход сторожевых охранений. По сигналу- зажженный стог сена за деревней  Нижние Исады- в дома, где спали матросы, ворвались озверелые белогвардейцы.

Застигнутые врасплох моряки стойко сражались. Но силы были неравные.

Комиссар С.В.Киселев, собрав вокруг себя коммунистов, приказал:"Держаться до последнего, а там бить штыками и рвать зубами."

В этом кровавом бою Киселев сумел спастись. Вернувшись впоследствии в Кронштадт, он продолжал верно служить делу революции.

В архиве ЦГА ВМФ сохранился документ, прослеживающий его дальнейшую судьбу.

"Киселев Семен. Дата события 6.12.1919. О назначении комиссаром линейного корабля  "Петропавловск" (Приказ по флоту Балтийского моря №816)". Штаб КБФ. Умер С.В.Киселев в 1963 году. Об остальных моряках сведений нет.

Я человек не военный, поэтому не могу назвать причин столь быстрого разгрома почти двухтысячного отряда Кронштадтских моряков. Наверное, за столь короткое время сформирования, не было возможности провести его боевое слаживание. Обучить моряков тактике пехоты. Тем более, что комсостав полка был ненадежен. А противостояли кронштадцам имеющие боевой опыт части белочехов и офицерские батальоны.

Более тысячи кронштадтских моряков полегли в лесах Пермского края, пополнив число жертв братоубийственной гражданской войны. Вечная память погибшим кронштадтцам!

Прошло уже почти столетие. Уже нет строя, во имя которого ушли из жизни эти люди, а на земле им посвящен лишь скромный обелиск в Пермском крае.

Мне бы хотелось, чтобы нашлись люди, организации, которые смогли бы помочь сохранить этот памятник. Ведь это, наверное, самый дальний от острова Котлина памятный знак кронштадтцам. За последние годы он обветшал. Есть необходимость обратиться к руководству Пермского края и Березовского района отремонтировать этот знак, а если необходимо, то и оказать для этого финансовую помощь.

Кроме того, экспозицию краеведческого музея Кронштадта также можно пополнить материалами и снимками об этом памятнике и событиях гражданской войны, ему посвященных. Ведь память о той трагедии- залог ее неповторения.

P.S. Необычное послесловие.

После опубликования материала "По следам Кронштадтского полка" в 2006г., уже в 2008г. в одном из Пермских издательств была подготовлена и вышла в свет "Книга Памяти моряков 1-го Кронштадтского полка". Книга издавалась на средства жителей Березовского района.

В этом издании, впервые через 90 лет, после трагической гибели моряков, были наконец опубликованы списки фамилий людей, служивших в то время в ротах, отрядах и командах полка. Указаны также их должности и профессии, названия военных кораблей, с которых они призывались для службы в полку.

В 2008 году я также впервые побывала в селе Березовка, в Верхних и Нижних Исадах, где проходили бои моряков с белогвардейцами. И, конечно же, постояла у знаменитого обелиска, увековечившего навсегда память о погибших матросах из Кронштадта.

В своих публикациях я не раз обращалась за помощью к кронштадтцам, краеведам, историкам. Просила откликнуться людей, в чьих семьях сохранились воспоминания, документы о дедах, числившихся в составе 1-го Кронштадтского полка и принимавших в 1918г. участие в сражениях на Урале.

И вскоре в редакцию "Морской газеты", где я работала в те годы, обратился адмирал флота Борис Гаврилович Новый. Сам он приехал из Пушкина (Царского Села), но у его сестры, проживающей в городе Павловский Посад Московской области была знакомая женщина, дед которой сражался в 1918г. во 2-м батальоне 1-го Кронштадтского полка.

Звали деда Александр Тимофеевич Савостьянов. В списках он числится под №47. Из всего батальона в живых чудом остался только он. Его, раненого, с обмороженными ногами подобрали местные жители. После плена и нескончаемых мытарств, он все же сумел вернуться к своим родным.

Внучка деда Наталья Савостьянова опубликовала его дневник, в котором он подробно описывает все события тех далеких лет. В апреле 1961г. его не стало, но остались о нем добрые и светлые воспоминания. Его книжечку, с этой бесценной для меня информацией, мне подарила и Наталья.

И наверно правильно будет сказать, что историю свою нам необходимо беречь без идеологических шор и оглядок. Ведь она не только история, но и наша память и наше наследие для потомков.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.