Ян Вермеер Делфтский

Ян Вермеер.Молочница. 1658-1660гг. Рейксмузей. Амстердам

      Познакомимся с творчеством ЯНА ВЕРМЕЕРА (1632–1675)- нидерландского художника-живописца, мастера бытовой живописи и жанрового портрета.

Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

    Вермеер - крупнейший представитель дельфтской школы. Родился художник в семье торговца шелком и картинами. Искусствоведами считается, что сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса.

     Судя по некоторым финансовым документам, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался, выражаясь современным языком, «для себя».

         Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно). Уже современники ценили его картины. Есть свидетельство одного французского путешественника, который, побывав в Дельфте, записал, что видел одну картину Вермеера ценой в 600 гульденов (цена для того времени огромная).

Творческой зрелости Вермеер достигает очень рано. Уже во второй половине 50-х годов XVII века, то есть после своего двадцатипятилетия, художник окончательно определяется в своих интересах, отдав предпочтение бытовому жанру

Его излюбленным мотивом становятся тихие строгие интерьеры с несколькими фигурами беседующих персонажей.

            Ряд произведений этого времени можно объединить по формальным признакам в одну группу. Это, прежде всего «Девушка с письмом» из Дрездена, амстердамская «Служанка с кувшином молока», а также несколько женских образов. Кажется, что эти интерьеры написаны с натуры в одном и том же доме.

         Похожи окна с цветными витражами или узорными металлическими переплетами, столы, накрытые коврами, географические карты на стенах. Напоминают друг друга даже изображенные художником женщины — госпожа и служанка.

            Они переходят из картины в картину, как бы перемещаясь из одной комнаты в другую в процессе своих каждодневных дел. Их образы обладают особой, вермееровской самопогруженностью, внутренней независимостью, отгороженностью от зрительского мира (совершенно противоположное желание завлечь зрителя свойственно картине «У сводни»)

МОЛОЧНИЦА.

       Картина была написана Яном Вермеером около 1658—1660 года. «Молочница» выделяется среди нидерландской живописи своей композиционной простотой. Тема повседневного быта уже поднималась художниками ранее, такими как Де Хох и Терборх, но Вермееру удалось создать неповторимое произведение.

Фигура женщины с кувшином четко выделяется на фоне пустой белой стены. В отличие от предшественников, Вермеер активно использует чёткие контуры. Для дополнительной выразительности контур спины даже выделен тонкой белой линией.
      
    При помощи рентгена удалось выяснить, что на стене художник изначально разместил какой-то предмет, возможно это была карта. Доподлинно неизвестно, что побудило Вермеера оставить стену голой, возможно, он сделал это дабы не нагружать картину символикой, или же просто белая стена показалась ему более выразительным фоном для фигуры.

В 1669 году картина была продана за большую по тем временам сумму — 175 флоринов

             Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделяет особой светоносностью, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности.
        С поистине гениальным мастерством Вермеер моделирует форму одним лишь светом, передавая материальную и сверхматериальную сущность вещей. Тот же свет является для него главным средством создания эмоциональной атмосферы в картине. Живопись Вермеера, в которой перемежаются чистые локальные цвета и световые точки, напоминает россыпи драгоценных камней. Ей трудно найти аналогии в мировом искусстве.


Рецензии