О духовном развитии

«Легко совершаются дурные дела, – дела, несущие нам самим несчастья; то же, что благотворно и хорошо для нас, делается только с трудом и неохотой».
Буддийская мудрость

О том, что духовное развитие человека происходит само собой, помимо его воли, я уже писал прежде. Труд, лишения, болезни, потери, разочарования, чередование удовольствий и страданий, и другие факторы способствуют духовному созреванию человека. Это не случайно, это правильно, ведь нельзя же такое важное дело, как духовное развитие, доверить самому человеку? Люди – существа слабые, похотливые, падкие на удовольствия, зависимые от своих желаний. В большинстве, они никогда не станут добровольно заниматься такой глупостью, как духовное развитие. А те, из них, кто духовным развитием, все-таки, хочет заниматься, понимают его по-своему, приспосабливая к своему характеру и потребностям, превращая его в занимательное хобби. Таков человек и его не переделаешь.

Конечно, мы не против загробного блаженства и компании с Иисусом, Буддой, великими святыми, но все это как-то далеко от нас. Мы сомневаемся: а вдруг никакого «Царства Божьего» вообще не существует? Тогда окажется, что занимаясь каким-то духовным развитием, мы зря потратим свое время. Это было бы обидно, особенно, когда вокруг нас столько всего красивого, занимательного, соблазнительного. Кроме того, в глубине души, мы надеемся и жизнь прожить приятно, и райское блаженство заработать без усилий. Именно это обещают нам новые мессии - современные эзотерики. Когда-то люди приручили корову, собаку, кошку, лошадь, теперь они занялись приручением Бога. Современные «мудрецы» изучают, что Богу приятно, а что нет, как нужно себя с ним вести, а как нет, «вычисляют, на какую кнопку нужно нажать», чтобы решить свои жизненные проблемы: впустить деньги в свою жизнь, продвинуться по службе и так далее. Хорошо устроившись в жизни (за счет нас) они готовят себя к новому комфортному воплощению на земном плане и честно (но не бесплатно) делятся своими секретами с нами.
И что же делать после этого Богу? Как вернуть домой заблудший человеческий род? А вот как: через болезни, травмы, наводнения, оползни, засуху, теракты, потери близких, неразделенную любовь, измены, финансовое банкротство, агрессию окружающих и так далее. Мы вновь и вновь строим карточный домик своего счастья, а жизнь, шутя, играючи, вновь и вновь его разрушает. Как бдительный родитель, отбирающий у ребенка спички, чтобы он ненароком не поджег квартиру, жизнь отнимает у нас все те приспособления к приятной и комфортной жизни, все те безделушки, которые могут вести к нашей духовной деградации. Ей плевать на наши желания и цели, она хочет нашего духовного развития и осуществляет его даже без сознательных усилий с нашей стороны.
Об этом Ауробиндо:
«Цель жизни – преобразование, а оно может быть достигнуто только силой безгранично более великой, чем ваша собственная».

Но, все-таки, нужны или не нужны для духовного развития наши собственные усилия? Думаю, что нужны, ибо кто знает, через какие муки, через какой ад, какое чистилище придется нам пройти, если мы не поможем Богу в деле собственного спасения.

На мой взгляд, у нас есть, по крайней мере, два способа работы над собой, способствующих нашему духовному развитию. Коротко охарактеризую их.

1.Формирование религиозного мировоззрения и верной ценностной ориентации.

Этой цели способствуют чтение духовной литературы или ее прослушивание в аудио редакции, размышление на духовные темы, молитва, общение с людьми, обладающими высокой духовностью. Чтобы найти время на эти важные занятия, необходимо избавиться от ненужных, необязательных увлечений и занятий, или, хотя бы, ограничить их до минимума. Верующие люди, прихожане различных церквей, скажут мне, что для духовного развития важны церковные богослужения и обряды и я не буду возражать, просто мне незнаком этот путь.

2.Воздержание (аскеза) укрепление воли.

В отличие от страсти, нацеленной на собственное удовлетворение, воля проявляется в усилиях совершить не желаемое, а должное. Когда мы преодолеваем себя, свою лень, инерцию тела, свое нежелание трудиться или учиться - это проявление воли. Физический труд, утренняя зарядка, прохладный душ, соблюдение распорядка дня, воздержание от мясной пищи или переедания, от вредных напитков – тренируют и укрепляют волю. Со мной согласен русский философ С.Л.Франк:
«Всякое воспитание воли начинается с внешнего ее дисциплинирования и поддерживается им. Полезно человеку рано вставать, трудиться хотя бы над ничтожным делом, упорядочить свою жизнь, воздерживаться от излишеств: отсюда ряд внешних норм поведения, которые мы должны соблюдать».

Повторю, в заключение, что не стоит переоценивать возможности человека, в деле достижения высокой духовности. Процесс "спасения" человека больше зависит от Бога, чем от самого человека, и наша задача состоит лишь в том, чтобы выполнить свою часть работы. В остальном же, нам лучше всего положиться на Высший Промысел.


Рецензии
«Легко совершаются дурные дела, – дела, несущие нам самим несчастья; то же, что благотворно и хорошо для нас, делается только с трудом и неохотой».
Буддийская мудрость
Я не знаю говорил ли Будда эти слова, или Толсой, так решил, но ведь оба были умнейшими людьми и должны были знать, что легко совершаются те дела, которые человек делает с любовью и пониманием их важности, необходимости, для себя или других людей. В любом случае, дела совершаются со спокойным умом, тогда время пролетает незаметно, человек не делает, а сам становится делом.
Что хорошо для нас, входит в уникальный, неповторимый набор моральных, нравственных и других ценностей того или иного человека и является определяющей мотивацией для совершения какого-либо дела.
"Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть." Не понимая этих слов, трудно поверить, что оно вообще существует и уж точно не после смерти, поскольку Иисус обращается к живым, к ученикам. Буддисты утверждают, что в нас и рай, и ад и всё зависит от нас, какую дверь мы выберем. Но обладая своей "истиной" человек не допускает корректировки своего мира из вне, и всегда принимает это как агрессию, так уж большинство устроено. Всякие поучения, не совпадающие с нашей точкой зрения враждебны и разрушительны для нашего мира.

«Цель жизни – преобразование, а оно может быть достигнуто только силой безгранично более великой, чем ваша собственная» и Ауробиндо прав, и просветлённые правы, утверждая, что не мы проживаем жизнь, а она нас проживает.
Роберт Адамс, например родился просветлённым, никаких практик, книг и проч. премудростей на пути к просветлению. И он не один такой. Главное понять, что я творец всего, мира, счастья, несчастья.я творю но обязательно под Его "руководством". Без Него я слуга дьявола. Как - то так мне видится.
С уважением.

Пётр Шубин   28.09.2016 11:52     Заявить о нарушении
Мне показалось, Пётр, что твой комментарий относится не столько к моим мыслям, сколько к эпиграфу. Хотя я тоже в конце говорил, о необходимости укреплять волю. Да, таков мой опыт. Мои желания устремляют меня к праздности, к развлечениям, к выпивке и ведут к внутреннему разложению, к деградации. И как-то не хочется делать то, что нужно: сделать зарядку, проведать больного, убрать в квартире. Да и на работу всю жизнь ходил без желания, дожидаясь, когда же наконец та пенсия. Поэтому, мне приходилось всю жизнь преодолевать себя, и я всегда понимал важность укрепления воли. Волю, на мой взгляд, нужно тренировать, как и все остальное, стоит раз - второй сделать себе послабление, и натура берет своё, начинается разложение, погоня за удовольствиями, пренебрежение обязанностями. Вообще, воля - это проявление духа, укрепляя волю, мы усиливаем в себе духовное начало, ослабляя волю, ослабляем дух и усиливаем "плоть". Поэтому, та цитата, которую я вынес в эпиграф, мне хорошо понятна. В папке "Человек", в заметке "об осознанности, воле и свободе", я подробнее развивал эту мысль. Не знаю, может быть у тебя все иначе. С уважением.

Евгений Терещенко   28.09.2016 15:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.