1. Дачные мотивы Крысы и мыши в мифах, и в жизни

ДАЧНЫЕ  МОТИВЫ

КРЫСЫ И МЫШИ - В МИФАХ  И  В  ЖИЗНИ

ЧАСТЬ  1   ВВЕДЕНИЕ

                ВВЕДЕНИЕ


Как родилась идея познакомить читателей с темой, рассказывающей о крысах и мышках?

Сначала мы с Виктором  хотели поделиться воспоминаниями о наших историях, в которых рассказывается – когда и как нам довелось в жизни пересечься с этим интересным миром животных – грызунов…

Поскольку мы каждую часть своих публикаций сопровождаем старыми фотографиями, на этот раз фотографий, на которых были бы запечатлены мы с нашими знакомцами, оказалось не так уж и много.

По обыкновению попробовала отыскать   подходящие -  в интернете.

И к моему удивлению передо мной открылся незнакомый до селе мир, в котором живут, едят, размножаются, борются за своё место на земле, чувствуют, любят и ненавидят эти маленькие грызуны. И, оказывается они к тому же отличаются завидным умом и сообразительностью.

Дальнейшее моё знакомство с мифами и легендами, которых оказалось не мало, натолкнуло нас на мысль – соединить интересные снимки с текстами прочитанных мифов и легенд. А порой эти тексты уже сопровождались помещёнными в интернете фотографиями.

Как всегда, чтобы нас не обвинили в присвоении чужих снимков и текстов – мы будем приводить ссылки на первоисточники этих материалов.

К нашему удовольствию, они почти все уже опубликованы в открытых сетях и
 сопровождены предложением – скачать и поделиться с другими…

Пользуясь случаем – выражаем большую благодарность всем авторам и фотографам, чьи произведения мы здесь использовали. Особенно восхищаемся фотографиями.

 Это не просто – картинки животных. Авторам этих снимков удалось сделать стоп – кадр, отразив внутренний мир этих маленьких зверьков, их настроение и характер. Спасибо за талант…

Вот так и родилась идея – познакомить наших читателей с историей, мифами и легендами, рассказывающими об этих хитрых и умных – крысах, мышках и других грызунах…

Мы думали, что наши «встречи» с крысами и мышками – обычные рядовые случаи…
Оказывается – это очень интересная тема, которой увлекаются не только отдельные люди, но и создаются клубы по интересам, в частности – к грызунам, коими являются крысы и многое другие  особи этого класса.

Например, такой клуб  - КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ГРЫЗУНОВ «РОКФОР» существует в Екатеринбурге.

Правда, в этом клубе любители крыс  увлекаются – декоративными крысами.
Кроме декоративных крыс их интересы включили в себя – морских свинок, кроликов и хомяков.

Мы не  являемся членами одного из таких клубов. Но, к удивлению нашему вспомнили, что на протяжении жизни и в нашей памяти сохранился ряд историй, связанных с этими маленькими грызунами.

Но, прежде, чем мы расскажем о своих историях, мы заинтересовались для начала -  статьёй члена вышеназванного клуба -  Анастасии  Борисовой.
Анастасия, ссылаясь на публикации:

-   "ГОДУ КРЫСЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ!",  АННА КУРЦ, ИЗДАНИЕ «NOTA NEN@», №1/2008   И
-  "МЫШИ И КРЫСЫ – ГЕРОИ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ИСТОРИЙ И ЛЕГЕНД", ЕЛЕНА КОТЕНКОВА

 знакомит нас с историческими данными  о крысах.
А в дальнейших частях нашего повествования о крысах и других грызунах мы расскажем о мифах и легендах, связанных с крысами, а также -  о наших
воспоминаниях и историях, в которых мы в жизни столкнулись с разными маленькими грызунами: морскими свинками, хомячками, мышками и крысами…

Крысы и мыши – древнейшие спутники человека. Сейчас мы не можем точно сказать, когда эти зверьки перешли к сожительству с человеком и начали досаждать людям своим присутствием.

Как отмечает немецкий исследователь К.Е. Килер, собравший много старинных литературных источников, в которых упоминаются мыши, слово "мышь" существует в древнейших языках: в латинском "mus" или "mys". Интересно, что слово "mush", обозначающее в санскрите мышь, близко к слову "воровать". Можно предположить, что уже в те далекие времена люди были хорошо знакомыми с повадками этих грызунов, а сами мыши прочно обосновались в жилищах человека.

Крысы и мыши были многочисленны в разных городах древнего мира. В фольклоре тех времен немало забавных историй об этих грызунах и их злейших врагах – кошках и ласках. Для жителей Египта мыши – олицетворение зла. Эти настырные зверьки были бичом древнего государства. Основным богатством Египта в ту пору было зерно, которое держали в зернохранилищах. Уберечь его от прожорливых мышей не могла никакая охрана.   

В борьбу включились кошки. Именно благодаря мышам кошки были возведены в ранг священных животных. Их обожествление относится примерно к 2900-м годам до н.э. Кошка была посвящена одной из главных богинь Египта –Бубастис, имела специальные храмы; убийство кошки, даже невольное, каралось смертью; умерших кошек мумифицировали и хоронили на кладбищах. Изображения и фигурки крыс и мышей в искусстве египтян редки, что скорее всего, служит отражением их неприязненного отношения к этим зверькам.   

В древнегреческих драмах мыши – олицетворение чувственности и вожделения. В Британском музее хранится бронзовая статуэтка с Иконии: мышь закрывает мордочку маской силена – существа, бывшего символом сластолюбия в культе Диониса и изображавшегося в виде человека с лошадиным хвостом.

Древние иудеи считали мышей одной из разновидностей нечистой силы. В Левите (третья книга Ветхого завета) говорится, что тот, кто дотронется до погибшей мыши, сам станет "нечистым".

В античной культуре – мышь символ слабости и ничтожества, но вместе с тем и силы, порожденной неприметной разрушительной работой.

Нэдзуми в японской мифологии - крысы-оборотни. В человеческом облике - маленькие мерзкие людишки без всяких моральных принципов, с отличным нюхом и зрением становятся шпионами и убийцами.

Если рассматривать образ Крысы в контексте сказок, мифов и легенд, мы четко увидим двух крыс – крысу Востока и крысу Запада. 

 Эти символы коренным образом отличаются друг от друга и несут совершенно разную эмоциональную окраску: от возвеличивания и почитания до совершенно негативной оценки.
 
В странах Востока, особенно Востока буддийского, Крыса всегда символизировала светлое, доброе начало. Все мифы, сказки и предания, все образы зверька в изобразительном искусстве отождествляют Крысу с богатством, достатком, процветанием и счастьем. Крыса приносит в дом деньги, делает своих хозяев и почитателей удачливыми, хранит их от бед. Среди картин, фигурок и нэцкэ цен-тральное место занимает образ так называемой денежной крысы: крыса с монет-кой, крыса с мешком зерна и колосьями, крысы на венике, крысы с фруктами, плодами и т.д. Все эти образы повторялись разными художниками бесконечное количество раз, потому что имели бешеную популярность: их заказывали, покупали, дарили друг другу; в каждом уважающем себя доме на почетном месте стояла хотя бы одна крысиная фигурка, вырезанная из кости или камня.

В одной из провинций Индии есть храм, посвященный богине-крысе. Это божество символизирует удачу, богатство, красоту и молодость. Любопытные туристы часто приезжают в это местечко – храм буквально кишит крысами! Здесь их кормят, холят и лелеют. Если человек случайно наступит на крысу, раздавит или повредит ее, он должен заплатить храму немаленькую сумму или же отлить статуэтку крысы из чистого золота.

 В средневековой Европе крыс совсем не жаловали! Многие европейские города и провинции страдали под гнетом нашествия хвостатых тварей – крысы не только наносили существенный урон хозяйству, но и стали разносчиком страшнейшего заболевания – чумы. Однако изначально крыс не связывали с массовыми эпидемиями, объясняя страшный мор карой Господней. И только потом ученые выяснили, что чуму переносит крысиная блоха – паразит, живущий на шкурке животного. Тогда, в условиях антисанитарии и большой скученности людей в городах, заражение чумой и повальная смертность были неизбежны. Но и без этого образ крысы все равно был крайне негативным: крыса – дьявольское отродье, ужасное, колдовское существо, отождествляемое с черной магией и самим Сатаной.

Вплоть до последнего времени мыши и крысы появлялись на страницах сказок – чаше всего в довольно неприглядном виде, хотя случались и исключения. Вспомните «Дюймовочку», «Стойкого оловянного солдатика» и «Оле Лукойе» Андерсена, «Щелкунчика» Гофмана, «Золушку» Шарля Перро и т.д. В этих
повествованиях им отводилась либо второстепенная роль, либо амплуа отрицательного героя.
 
«Добрые» образы мыши и крысы в изобразительном искусстве, кинематографии, мультипликации, музыке и других видах искусства начал раскрываться в полной мере лишь в XX веке. И сейчас люди стали относиться к крысам более лояльно, многие их держат в качестве домашних животных наряду с кошками и собаками.

 

Заглянули мы и в статью Елны Котеньковой, на которую ссылается Анастасия Борисова.

В ней мы нашли много интересных конкретных ссылок на художественные произведения, в которых упоминаются в качестве главных героев – крысы и мыши…

Из древних легенд и басен в современные детские стихи и сказки перекочевали хитрые предприимчивые мыши, обманывающие котов.

Если к мышам далеко не все испытывают неприязненные чувства, то трудно назвать другое животное, к которому люди относились бы с таким удивительным единодушием, как к крысам: у большинства эти грызуны вызывают омерзение и брезгливость. Это отношение к крысам уходит корнями в глубокую древность, когда их появление в городах и деревнях часто сопровождалось эпидемиями чумы. Бессилие людей перед "черной смертью" порождало суеверные представления о могуществе крыс и вызывало страх перед этими грызунами. Не последнюю роль сыграл и внешний вид этих зверьков. Почему-то особенно не нравятся их длинный голый, покрытый жесткими волосками хвост и заостренная морда с маленькими "крысиными" глазками.

 Даже натуралисты и естествоиспытатели воспринимают крыс как мало привлекательных животных и иногда наделяют их сверхъестественными способностями.

Фантазия человека наделила этих зверьков мистической способностью пре-вращаться в людей.

В рассказе А.С. Грина "Крысолов" главный герой сталкивается с такой способностью крыс, которые чуть было не заманили его в смертельную ловушку, являясь ему -  то в образе маленького мальчика, то любимой девушки.

 Когда он, наконец, попадает к Крысолову, тот зачитывает ему отрывок из средневековой немецкой книги Эрт Эртруса "Кладовая крысиного короля":

 « Крысолов вышел и принес старую книгу в кожаном переплете с красным обрезом. Вот место, над которым вы можете смеяться или задуматься – как угодно... Коварное и мрачное существо это владеет силами человеческого ума.

 Оно также обладает тайнами подземелий, где прячется.
В его власти изменять свой вид, являясь как человек, с руками и ногами, в одежде, имея лицо, глаза, подобные человеческим и даже не уступающие чело-веку, – как его полный, хотя и не настоящий образ.

Крысы могут также причинять неизлечимую болезнь, пользуясь для того средствами, доступными только им. 

Им благоприятствуют мор, голод, война, наводнение и нашествие. Тогда они собираются под знаком таинственных превращений, действуя, как люди, и ты будешь говорить с ними, не зная, кто это.

Они крадут и продают с пользой, удивительной для честного труженика, и обманывают блеском своих одежд и мягкостью речи.

 Они убивают и жгут, мошенничают и подстерегают; окружают роскошью, едят и пьют довольно и имеют все в изобилии. Золото и серебро есть их любимейшая добыча, а также драгоценные камни, которым отведены хранилища под землей».

У знаменитого немецкого поэта Генриха Гейне в басне "Бродячие крысы" эти зверьки олицетворяют собой голодных бедняков.

 Черные силы в волшебной сказке Г.Х. Гофмана "Щелкунчик" выступают в виде многоголового "крысиного короля" и его хвостатой рати, а приключения Буратино начинаются с неприятной встречи со злобной крысой Шушарой.

Художник Флавицкий мастерски подчеркнул жестокость палачей княжны Таракановой, изобразив молодую красивую женщину в сумрачном подземелье наедине с крысами.

Не менее ужасны и отвратительны питающиеся человеческим мясом крысы в жутких рассказах Эдгара По.

Теме борьбы человека с крысами посвящены такие шедевры мировой литературы, как «Щелкунчик» Э. Гофмана,  «Крысолов» А. Грина и др.
В изобразительном искусстве Peнecсанса есть такой популярный аллеrорический сюжет: белая и черная крысы, олицетворяющие День и Ночь, rpызyт Время.

     В христианской иконоrpафии крысы - атрибyт святой девочки Финны, дом которой, соrласно церковному преданию, от подвала до чердака был наводнен крысами. 

Крысы обладают высокоразвитыми чувствами, особенно слухом и обонянием, а в отношении умственных способностей представляют высокоодаренных животных. Их ум и хитрость проявляются, конечно, прежде всего, в добывании пищи.

 Рассказывают, как крысы ловко воруют яйца. Одна крыса обхватывает яйцо передними лапами, а другая тащит первую за хвост в нору.

 Не менее любопытен и способ, каким эти животные добывают из сосудов с узким горлом масло: они опускают туда свои хвосты и дают облизывать друг другу.

 В случае смертельной опасности крысы отлично умеют притворяться мертвыми.
 При таком уме крыс неудивительно, что они, привыкнув к неволе, становятся очень забавными, интересными зверьками, и потому их часто держат в цирках наравне с другими ручными животными.



Рецензии