Австро-Венгрия и Россия. Очарование империи

Тема Австро-Венгрии необычайно актуальна. Когда читаешь статьи Маркса за 1849 год  - благо они вошли в Собрание его сочинений - то удивляешься: они словно про наш день. Империя, либерализация, бунтующие студенты. Наверное, раньше все мы согласились бы с Марксом. Тирания, «тюрьма народов» и «кровожадные мясники» должны пасть, а «на обломках самовластья напишут наши имена», как писал поэт.

Однако и в империи есть свое очарование.  Кофе по венски, штрудель, марш Радецкого, Венская Опера. Как всему этому можно было бы противопоставить угар баррикад Венгерской революции 1848 года? Что-то похожее происходило и в СССР. Митинги, прокламации, рост национального самосознания. А потом национальные самосознания начинали пересекаться, накладываться друг на друга и производить какофонию межнациональных конфликтов. Мадьяры против сербов и хорват, как Приднестровье и Молдова, Карабах и Азербайджан, Осетия и Грузия.

Может многонациональные империи лучше национальных государств? Сама Европа отказывается от национального суверенитета в пользу евроинтеграции. Чем не империя?

Странно читать как привычный с детства Маркс приветствует борьбу польского и венгерского народа, но сербские отряды он называет не иначе как разбойничьими бандами, а после искренне радуется казням пленных казаков в Трансильвании. Революция и мятеж — должны ли они идти в ногу? Пролитая кровь вызывает ожесточение, а ожесточение рождает ненависть. В 1849 году Венгрия не смогла отделиться от Австрии, что спасло репутацию её национальных лидеров. Нереализованная мечта остается жить, а реализованная умирает.

Однако пролитая кровь жадет мести. Не поэтому ли одним из успешных командиров Венгерской революции стал поляк Юзеф Бем, который позже эмигрирует в Турцию и принимает ислам. Для таких главное война и не важно под каким флагом: Венгерской республики или Османской империи, гуманизма или религии. Другой командир повстанцев Георгий Кметь вошел в историю как Измаил-паша.

Возможно, что Карфаген должен быть разрушен, однако так ли красивы развалины на месте цветущего города? Информационное общество позволило взглянуть на исторические процессы по-другому. Мы воспринимаем исторические события уже не через величественные монументы и хвалебные гимны, а через страдания беженцев, гуманитарные катастрофы и сломанные жизни. Возможно, что человечество станет единым, но не через дробление империй, а через их союз - Священный Союз, который в 1849 году позволил отсрочить смерть Австро-Венгрии на 70 лет.


Рецензии