Ясная

Ясная
1.
  "Это начало".  Прежде чем произнести эти два слова, я думала ни одну десятиминутку: как бы начать. А сегодня 17 апреля. Мы уже здоровались прежде; и всё же, здравствуй, - опять. Всегда так: "Это начало", а следующий шаг про здравствование. Инерция, наполненная всем самым приятным, просит попробовать ступить вперёд.

2.
  "Который час?" О, нет, не сейчас. Каков был час за тридцать минут до "Это начало?" - Шесть часов, ноль минут (Не без опозданий, конечно). Сама же я не опоздала. Может, время опоздало?

3.
  "Где мы?" Приближалось начало. Ты и я находимся в месте (вместе), напоминающем театр. Гляди: сцена, закрытые карманы кулис, опущенные гардины занавеса, лесенка, кресла для зрителей. Время опаздывает и пока я не вижу тебя. Сама же я в пятнадцатом ряду, четвёртое место. Прошло семь минут. Слышишь? Этот рокот аплодисментов не заставил себя ждать. В левом кармане от тебя кто-то крутит лебёдку и занавес уступает.

4.
  "Зачем?" В таком случае - закем. Слова такого нет, но как же иначе? Я пришла поговорить с тобой, о тебе, перед тобой, возле тебя, над тобой, за тобой. Ты - артистка. Эта характеристика так же велика, как "Художник". Ты умеешь танцевать, рядом с тобой - партнёрши, которым ты вторишь (и все вместе вы вторите друг другу) - то есть, так же как и я, - поддаётесь инерции музыки и постукиванию секундной стрелки (пожалуй, последнее заметно лишь мне).

4,5.
  "Ты ответишь на вопрос?" Разве я не ответила? Ты и твой хореографический ансамбль - артисты, а я - зритель в кресле. Я рукоплещу вам, а вы - нам, в предвкушении (уже) благодарностей за искусство замедления времени с помощью искусства, искусства танца.
Я пришла одна. За тридцать минут до других (тех самых) тридцати минут, встретила в фойе театра одноклассницу в светло-алом платье. Мы поговорили, время от времени поглядывая на свои циферблаты (странно, она носит часы на правой) и сели в свои кресла. Время идёт, а ваши "Это начало" и "Здравствуй" уже устремились взглядом ведущей в листочек и зачитывают о Юбилее вашего коллектива.

5.
  "Сейчас будет о цифрах?" А разве до этого речь шла о чём-то другом? Вашему ансамблю - тридцать лет, а тебе в этом году - восемнадцать, мне - двадцать два, а в целом нам с тобой - три года. Вот так замысловато.

5,5.
  "Можно я пойду?" Да. Надеюсь, мы ещё сможем поговорить.

6.
  Все кругом зааплодировали; аккуратно подстраиваюсь в такт этого ответного слова, исходящего от нас, зрителей. Мы, сидящие в креслах, способны поддерживать диалог с помощью невыразимых чувств, что вы, артисты, посылаете нам и, что же, - не дожидавшись вашей реакции, благодарим, создавая с помощью ладоней (кое-кто подключает ещё и колени) нечто похожее на звуковое облако восхищения, искренности и понимания. Мне кажется, любое подобное помещение способно вместить в себя ровно столько облачности, сколько ему на это разрешит время.
  Надеюсь, ты меня слышишь.

7.
  А в эту минуту, на сцене разворачиваются целые круговерти танцев. Я вижу девушек, с аккуратно заплетёнными волосами, нередко скрывающимися за головными уборами; сарафаны, идеально-сидящие на фигурах - светлые, яркие, вкрапинку, вполоску (если уж "вкрапинку" - слитно); фартучки с едва заметной вышивкой; красные туфли, отбивающие в унисон ритм (а я всегда завидовала артистам, так тонко и словно иначе чувствующим, схватывающим ритм любой мелодии, рисуя в голове свои шедевры).
  Памяти свойственно делать комплименты некоторым частицам увиденного, впитавшегося в бессознательное. Вот и сейчас, впустив в себя череду мелодий и движений, в моей памяти остались лишь некоторые из них: "Четыре двора" и бал Золушки. "Четыре двора" - видела впервые и, уже частично поделилась с тобой впечатлениями.  А вот Золушку видела уже ни раз и, значит, я смогу составить более полное представление от вновь увиденного.
  Стилизация костюмов так же вступает диалог, волнуясь: похожи ли их пышные юбки и манжеты рукавов на те, что описывал Шарль Перро? Похожи, не стоит так переживать. Ведь и ты видишь их вопрошающий взгляд; отчего же не попросишь их вместе с вами слушать и сливаться с музыкой? Оттого ли это, что каждый раз они соглашаются на новую артистку? Не думаю, что у каждого платья есть ярлычки с именами обладательниц. У каждой из вас свой характер, манера движения. Заметили ли сидящие в зале, что у Золушки на прошлом концерте было другое платье?
  А музыка то затихает, то вздымается ввысь. Ты танцуешь то на переднем, то на заднем плане, заранее отрепетировав каждую частицу пластики изящно склоняющихся назад плеч и спины, стоп, что отрываясь от паркета превращаются в тоненькую линию, мягкого движения рук, словно заставляющих музыку звучать, звучать, превращаясь в вечность.
  Я давно подружилась с тенями и полутенями на твоём лице. Именно они подсказывают мне, в каком ряду ты кружишься, придерживая время от времени правой рукой полы платья. Значит, ты всё же слышишь меня. Во время танца нужно поддерживать гармонию не только с самой собой и происходящим, но и с платьем. Чувствую, твоё уже не так волнуется, как на первых аккордах появляющейся улыбки на твоём лице.
  Ты никогда не рассказывала мне о своей манере улыбаться в зал. Мне кажется это очень трудным: одно дело улыбаться в облачность диалога со зрителями, а другое в пелену света от прожекторов. А музыка то затихает, то вздымается ввысь.
  Сейчас твоё лицо скрыто от меня за другими, первостоящими. Краем глаза мне удаётся заметить твои подступающие слёзы, нарочно сброшенную улыбку. Думаю, лишь артист знает, как это: плакать во время водевиля, не нарушив ясной погоды. Облака диалогов не должны проливаться дождём и об этом ты знаешь лучше меня. В искусстве природы, как и в любой другой, случаются кратковременные осадки и, видимо, лишь мои плечи стали сейчас влажными. Кажется, в эту постановку вложены последние минуты беззаботного детства. С помощью рук твоего восприятия музыки, я и сама следила за временем с отсутствующим вниманием. Я прошу тебя, плачь; мне совсем не хочется просить тебя вытирать слёзы и финальным па обратиться в общее настроение происходящего. Пусть на этом бале ты не играешь роль Золушки, превратившейся в принцессу, - это твой танец и твоё время.

8.
  "А музыка то затихает, то вздымается ввысь". Пусть это будет тем первостепенным, что подарили тебе годы пребывания в этом ансамбле. Всё то, что рисует мысль и рука человека имеет свойство когда-то затихнуть, - но только не музыка.
  Я аплодирую тебе стоя. Сегодня зал позволил заполнить своё пространство нашей любовью и благодарностью; сегодня время позволило нам поговорить.


Рецензии