Пейзажи Яна Вермеера

Продолжим знакомство с работами ЯНА ВЕРМЕЕРА.(1632–1675).
Среди работ художника только два пейзажа.
ЯН ВЕРМЕЕР ДЕЛФТСКИЙ (1632—1675) Улочка. Около 1658. Холст, масло. 54х44 см. Амстердам. Рейксмузеум
Ян Вермеер.Вид Дельфта. 1661.Холст, масло. 96,5 ; 115,7 см
Маурицхёйс, Гаага

        Художник изображает свой родной Дельфт. Как показывают исследования, в «Уличке» он запечатлел вид из окна своего собственного дома. Что касается панорамы Дельфта, то и здесь известно место, откуда художник писал свой пейзаж. Подобная работа над пейзажем с натуры была довольно редким явлением для того времени.

          «Уличка» — типичный уголок старого голландского города. Мощеные мостовые, выходящие на улицу фасады домов, открытые ворота двориков — все это можно видеть уже на нидерландских картинах XV столетия. Но теперь пейзаж предстает во всей своей полноте, открывая еще одну грань тихой городской жизни. Кажется, что стоит только открыть ставни и заглянуть в окна, как мы увидим тех же дам, кавалеров и служанок, что мы видели в жанровых сценах Вермеера.

      «Домик мастерового в Дельфте, видимый со стороны фасада; крыша, срезанная обрамлением; едва приметный просвет над двором; на первом плане — плиты тротуара; за дверью — сидящая женщина. Ничего, кроме стены и нескольких ничем не украшенных пролетов. Но зато какие краски!» Такими словами «Уличка» Вермеера была впервые описана французским критиком Бюрже-Торе, первым исследователем и почитателем Вермеера. Теми же словами картина Вермеера описывается и по сей день, вызывая общее удивление тем, что, несмотря на обычность представленных предметов, она так восхитительна.

           Оказывается тайна маленькой улочки Делфта разгадана.Франс Гризенхаут , профессор истории искусства университета Амстердама, начал свои поиски с изучения архивов южной Голландии. Это позволило ему найти старинные дома и улицы, существовавшие во времена художника и сохранившиеся до наших дней.
           Дальнейшие исследования показали, что дом, изображённый на картине Вермеера справа, принадлежал вдовствующей тётке художника, Ариайнтген Клас ван дер Минне , которая содержала себя и своих пятерых детей, продавая рубец. Проход между домами был известен в то время как Penspoort, или Требуховые ворота.

           В заявлении Государственного музея (Rijksmuseum) говорится: “Мы также знаем, что мать и сестра Вермеера жили на том же канале, по диагонали от изображённого дома. Поэтому вполне вероятно, что Ян Вермеер хорошо знал эту улицу и она была тесно связана с его личными воспоминаниями.

      Вид Дельфта» — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера, на которой изображен родной для Вермеера город Дельфт. Является одной из самых больших по размеру картин художника и одним из двух его пейзажей.

         Картина очень четко делится по горизонтали на четыре части: набережная, вода, здания, небо. При этом для каждой части Вермеер использовал особенную технику. Например, для передачи блеска воды он воспользовался техникой пуантилизма, а для изображения камня смешивались неровные гранулы красок.

      Вермеер показал город с юго-востока от канала реки Схи. Время действия — утро, солнце на востоке, часы на Схидамских воротах показывают 7 часов. На картине изображено около 15 человек.

            Пруст писал о полотне Вермеера Вид Делфта, которое он видел в музее Гааги 18 октября 1902 г., своему другу художественному критику Ж.-Л. Водуае: «С тех пор, как я увидел в Гааге „Вид Дельфта“, я понял, что я видел самую прекрасную картину в мире» (письмо от 2 мая 1921 г.)]. В романе «Пленница» герой «В поисках утраченного времени» Бергот умирает на выставке, любуясь жёлтой стеной на этой картине.

       По отношению к пейзажам Вермеера принято говорить о пленэре. И здесь тоже художник остается, верен традициям старонидерландской живописи, в начале XV века делавшей попытки изображения воздушной перспективы и солнечного света. Однако сколь далеки эти попытки от того, что с таким блеском удается Вермееру!
 
       В панораме Дельфта солнечный свет предстает во всем своем природном разнообразии: в лучах, пробивающихся сквозь облака, в отражениях на воде, в бликующей поверхности мокрых от дождя зданий. В этом сиянии город не теряет своей реалистичности и остается обителью тех мыслей и чувств, которые выражал своим искусством Ян Вермеер.


Рецензии