13. Дачные истории крысы и мыши в мифах и в жизни

ДАЧНЫЕ  МОТИВЫ

КРЫСЫ И МЫШИ -  В МИФАХ И В ЖИЗНИ

ЧАСТЬ 13  ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА КРЫСОЛОВА


Самым популярным мифом на тему крысиных историй считается -  МИФ О КРЫСОЛОВЕ.


                ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА КРЫСОЛОВА


 И все же крыса - вpaг человека, жестокий, хитрый и коварный вpaг
г. Крыса - олицетворение «черной смерти», как нaзывали в Средние века чуму.

Подтверждение тому мы находим и в мифологии: в  тибетских мифах, например, под именем сабдагов выведены злобные демоны с крысиными головами, насылающие на людей и домашний скот чуму и моровую язву. 

 В истории средневековой Европы крысы сыграли самую зловещую роль. В XIV веке от бубонной чумы, переносчиками которой они являлись, вымерла треть населения континента. Опустошительные эпидемии «черной смерти» повторялись и в последующие столетия.

 Люди поднялись на борьбу с серыми слугами ужасной королевы чумы. За поимку большого количества крыс местные власти щедро раздавали деньги, награды и привилегии. В городах Западной Европы появились закрытые цехи крысоловов, посвятивших всю свою жизнь борьбе со злейшими врагами человечества.
 
Об одном из таких мастеров - крысоловов, избавившем жителей гepманскoro гoрода Гамельна от крыс, повествует немецкая хроника, датированная 1284 rодом.

 3а многие столетия события, изложенные в ней, обросли фантастическими домыслами и вымыслами. Так что историческая хроника в конце концов заняла центральное место в европейской мифологии, так или иначе связанной с крысами, и главное место занимает в ней легенда о Крысолове из города Гамельна.


На севере Германии, в земле Нижняя Саксония близ Ганновера, есть небольшой городок под названием Гамельн. Рядом с ним протекает река Везер.

Можно подумать, что жизнь здесь безмятежна и спокойна. Но жители Гамельна помнят, что однажды в городе произошли очень странные события... На старинной ратуше есть надпись:

«В году 1284 чародей-крысолов выманил из Гамельна звуками своей флейты 130 детей, и все они до одного погибли в глубине земли».

 
 Сейчас это тихое и безмятежное место, но в далёком прошлом здесь происходили события, в последствии не дававшие покоя нескольким поколениям писателей и художников. Именно Гамельн стал местом рождения одной из средневековых легенд о Крысолове, якобы погубившем множество детей.

 
      Легенда эта была настолько популярна, что её сюжет вдохновил таких мастеров художественного слова, как Генрих Гейне, Проспер Мериме, Роберт Браунинг, Валерий Брюсов, Марина Цветаева. Даже великий Гёте посвятил Гамельнскому Крысолову большую балладу.


Легенда гласит...

В средние века многие зажиточные города Европы страдали от крыс, которые обитали не только на мусорных свалках, но проникали в амбары, подвалы, где хранились съестные припасы, забирались в жилища граждан. В условиях антисанитарии они быстро размножались, уничтожить их не могли ни кошки, ни хитроумные мышеловки, ни отравляющие вещества. Крысы — хитрые существа, быстро приспосабливались к меняющейся обстановке. Считалось, что только человек, обладавший магическим даром, может справиться с ними.

Зажиточный город Гамельн, расположенный на реке Везер, недалеко от Ганновера, не избежал тяжелой участи нашествия: летом 1284 года жители обнаружили, что в городе неожиданно объявилось несметное количество крыс. Словно кто-то привел их в Гамельн. Они никого не боялись, ни людей, ни лошадей, ни собак, ни кошек. Жители пытались бороться с ними, но ничего не помогало — количество крыс только увеличивалось. И бургомистр всерьез стал задумываться, не покинуть ли жителям город, в котором крысы уничтожили все съестные припасы.

В этот трагический момент в Гамельне появился прихрамывавший человек в красных штанах, с красной накидкой и в красной шляпе на голове. За пояс у него была заткнута флейта. Он был похож на бродячего музыканта. У городских ворот его спросили о цели визита, он ответил, что хотел бы помочь жителям справиться с постигшим их бедствием. Ему показали дорогу к ратуше.

Бургомистр и жители, узнав о его желании избавить город от крыс, сказали, что если музыкант сумеет это сделать, то в награду получит столько золота, сколько сможет унести.

Молодой человек согласился. Он вышел на площадь, где уже собрались люди, прослышавшие о нем, вытащил из-за пояса свою флейту и заиграл. Неожиданно из подвалов, чердаков стали появляться крысы. Они заполонили площадь. Люди с ужасом смотрели на них, но крысы ни на кого не обращали внимания. Молодой человек играл на флейте и двигался по центральной улице к выходу из города, крысы следовали за ним. Все до одной.

Жители не поверили своим глазам — улицы оказались пусты. Крысы покинули город. А молодой человек дошел до реки Везер, запрыгнул в лодку и поплыл, не переставая играть. Крысы бросились за ним в воду. Все до одной.


Через некоторое время молодой человек вернулся в город. Жители бегали по улицам, криками выражая свой восторг. Они готовы были носить молодого человека на руках. Но он направился к бургомистру и напомнил о его обещании. Бургомистр вышел на площадь и при всех сказал, что не верит, будто молодой человек сумел так легко избавить Гамельн от крыс. И на всякий случай протянул ему несколько монет.

—  И это есть обещанная плата? — удивился молодой человек.
Деньги он не взял, а бургомистр не стал с ним разговаривать и указал на выход из города.

—  Хорошо же вы выполняете свои обещания,— сказал молодой человек собравшимся на площади жителям.

— За неблагодарность я отплачу вам той же монетой.

Он снова вытащил из-за пояса свою флейту и заиграл. И тотчас со всех улиц к нему стали сбегаться дети. Молодой человек направился по центральной улице из города, и дети пошли за ним. Вскоре крысолов и следовавшие за ним дети скрылись из виду.

Жители так и не осмелились броситься за ними в погоню. Их всех словно околдовали. В Гамельн дети больше не вернулись.



Легенда о крысолове, предположительно возникшая в XIII веке, является одной из разновидностей историй о загадочном музыканте, уводящем за собой околдованных людей или скот.

 Подобные легенды в Средние века имели весьма широкое распространение, при том, что гамельнский вариант является единственным, где c точностью называется дата события — 26 июня 1284 года, и память о котором нашла отражение в хрониках того времени наряду c совершенно подлинными событиями.

Всё это вместе взятое заставляет исследователей полагать, будто за легендой о крысолове стояли некие реальные события, уже со временем приобретшие вид народной сказки, однако не существует единой точки зрения, что это были за события или даже когда они произошли. В позднейших источниках, в особенности иностранных, дата по непонятной причине замещается иной — 20 июня 1484 года или же 22 июля 1376 года. Объяснения этому также не найдено.

Легенда о крысолове, изданная в XIX веке Людвигом Иоахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано, служила источником вдохновения для многочисленных писателей, поэтов, композиторов, среди которых стоит назвать Роберта Браунинга, Иоганна Вольфганга Гёте, братьев Стругацких, братьев Гримм и Марину Цветаеву.

Легенда о загадочном крысолове, который из немецкого города Гамельна сначала вывел всех крыс, а затем всех детей, была популярна не только в Германии.

Известные немецкие поэты, Гёте и Гейне, и русские, Марина Цветаева и Валерий Брюсов, написали стихи на эту тему. Их привлекла трагическая, но поучительная идея легенды — за невыполнение обещанного последует жестокая кара. Так случилось с жителями Гамельна.

 О далеком и печальном событии напоминает надпись, сделанная на старинной ратуше: «В 1284 году волшебник крысолов выманил из Гамельна 130 детей. Все они погибли в подземелье».

Это легенда. Но они, как известно, не рождаются на пустом месте. Версий о том, что же произошло в тихом немецком городке множество.

В ряде средневековых документов обнаруживаются подтверждения того, что миф о Крысолове, скорее всего, реальное историческое событие.

Например городская летопись Гамельна содержит следующую запись:

 «В 1284 году, в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёстрые покровы флейтист вывел из города сто и тридцать рожденных в Гамельне детей на Коплен, близ Кальварии, где они и пропали».

 Из этого следует, что дети из города действительно пропали. Но неужели их увёл за собой некий волшебный Крысолов, играющий на флейте?

Средневековье славится своей приверженностью к мистике и волшебству. Многое, если не всё, средневековые люди объясняли Божьим промыслом или дьявольскими кознями. Все знают про знаменитую «охоту на ведьм», устроенную инквизицией. Ведьмой или колдуном объявлялся любой, кто обладал каким-либо знанием, казалось, недоступным обычному человеку. Это были и простые гадалки, знахари и даже учёные. Многие из них сгорели на костре инквизиции, обвинённые в связи с сатаной. Именно средневековый мистицизм и дал жизнь многим легендам, в том числе и о Крысолове.

Средневековая Европа не была той, которую мы знаем сейчас. Теперь это чистые улицы, ухоженные газоны, красивые фасады домов. Раньше всё было по другому.

Европейские города были очень грязными, в них не было даже канализации. Помои и нечистоты текли прямо по городским улицам. В городах стоял отвратительный запах. Не секрет, что средневековая Европа была сильно подвержена эпидемиям чумы. В этом есть большая заслуга крыс, которые и приносили в города заразу. Уж кто-кто, а крысы в условиях жуткой антисанитарии чувствовали себя прекрасно.

Профессия крысолова в то время была сильно востребованной. Крысоловы ходили по городам и предлагали свои услуги. Кстати, крыс они выводили достаточно традиционным способом, известным и сейчас — с помощью ядов.

Откуда тогда дудочка и яркие одежды? Всё очень просто. Зарабатывать на хлеб одной лишь борьбой с крысами — дело неблагодарное. Работа подворачивалась не всегда. Поэтому, крысоловы подрабатывали уличными музыкантами и кем-то вроде скоморохов.

Дети из города действительно могли пропасть. Причиной этому могла послужить эпидемия чумы, или любое другое несчастье. Уже потом массовое вымирание детей могло обрасти таинственными и мифическими подробностями. Однако, дети в действительности могли уйти из города. И история знает такие примеры.

Многие исследователи полагают, что легенда о Крысолове имеет исторические параллели с известным Крестовым походом детей.

 Так называют народное движение начала 1212 года, в котором принимало участие множество детей.

В 1212 году после четырёх крестовых походов огромное количество простолюдинов (крестьян, в том числе детей и подростков) из Германии и Франции собрались пойти в Иерусалим, чтобы завоевать Гроб Господень.

Это войско пересекло всю Германию и Францию, прибыло в Италию, откуда морем намеревалось перебраться в Палестину. Однако их никто не стал перевозить по морю, и они были вынуждены разойтись. Большинство исследователей полагают, что это импровизированное войско состояло в основном из детей и подростков.

Вот, возможно и есть то самое событие, которое и дало жизнь легенде о Крысолове. Или же всё было действительно так, как представлено в легенде?

Видимо об этом мы узнаем только тогда, когда Крысолов снова посетит какой-ни будь тихий и безмятежный городок.

 Устные предания, что бытовали до XVI века, сохранили рассказ двух уцелевших мальчиков. Они плелись позади всех, отстали от процессии, но успели увидеть, как своды темного грота разошлись и дети, все до последнего, скрылись в пещере вслед за флейтистом. В самых ранних вариантах легенды, как и в городской хронике, нет никаких упоминаний о крысах. Говорится лишь о детях, исчезнувших в гористой местности Коппен.

Позднее оформилось вот такое предание:

 бродячий музыкант спас город от крыс; игрой на флейте он выманил их из города и завел в воды Везера, где они и утонули.

 Эту сцену можно увидеть на одном из витражей местной церкви.

 Есть и другая версия, согласно которой он увел крыс в другой мир.

 Как бы то ни было, заплатить за услугу горожане отказались, и тогда крысолов - во время воскресной обедни - снова заиграл на флейте.

 Июльским днем он увел всех городских детей на гору, которая разверзлась и поглотила их.

 Так были наказаны жители Гамельна за свою жадность и бесчестие. Сначала   эта история существовала изустно, очищаясь от фактов и обрастая фольклорными подробностями, пока не была изложена в «Немецких сказаниях» братьев Гримм.

 Ее сюжет стал одним из бродячих в литературе. Вариации на ее тему не раз возникали в течение двух последних столетий. Первым откликнулся в начале XIX века Гёте («Крысолов»), позднее появились «Бродячие крысы» Гейне.

 Гийом Аполлинер накануне Первой мировой войны написал «Музыканта из Сен-Мерри» (1914). У Марины Цветаевой и Александра Грина появились одноименные поэмы «Крысолов», Георгий Шенгели написал «Гаммелънского Волынщика» (1926).

Старое предание о детях, уведенных из города, по-своему интерпретировали Сакё Камацу в «Похитителях завтрашнего дня» и братья Стругацкие в «Гадких лебедях».

Наконец, в середине девяностых появилось «Новое о Гаммельнском Крысолове» Владимира Захарова.



Рецензии