Эвакуация. Дневник Томы. Часть1

 
Семья. Душа. Клим Ворошилов

Зима 1941. Наши отважные бойцы остановили немцев на подступах к Москве. Мне 6 лет, в мае будет 7, и осенью следующего года я пойду в школу.  Мы живем в эвакуации в городе Куйбышеве на Волге. Папа решил отправить нас в эвакуацию поскорее, потому что уезжал на фронт. На западный, а до этого он воевал с белофиннами.

Уезжали мы из Москвы на поезде все вместе: Мама, Дедушка, мамин папа, я и моя младшая сестра. Она только родилась,мама ее грудью кормила. Чёрная как галка. Волосики у нее чёрные, блестящие, коричневое пузо и коленки, смуглая худая мордочка. А назвали её почему-то Светка. Бегает, лопочет, ничего не понятно. Сейчас подросла уже. Но молоко мамино ест, потому что бывает больше нечем её кормить. Мама так говорит.

Дедушка Антон её любит, балует, с рук не спускает, а меня не любит совсем, и маму не любит. Светке даже сухарик дал. Вкусный. А мне – не дал, и маме – тоже. Я на него обиделась. Он никого больше не любит, кроме Светки. Злой. На меня кричит. И на маму. На папу, когда он приезжал, не кричал почему-то. Смотрит на нас серыми запавшими глазами и молчит. Только с сестрой разговаривает. Только с ней гуляет. Сказал маме – у неё душа добрая. Что такое душа?

Спросила в дурацком саду у дурацкой воспитательницы про душу. Она сказала – души нет, потому что бога нет. А что есть? - спросила я, а она говорит – есть только характер. А я говорю – а характер откуда? А она говорит – от воспитания...
Ерунда какая-то. Она тоже злая и скучно с ней, с этой воспитательницей. Больше в детский сад я решила не ходить. Я уже совсем взрослая мне скоро 7 лет, я читать и писать умею, хочу ходить куда хочу, а не сидеть здесь со всякой малышней…

 Мы в саду учили стихи:
        Климу Ворошилову письмо я написал:
        Товарищ Ворошилов, народный комиссар!
        В Красную армию в нынешний год,
        В Красную армию брат мой идёт! …

Хорошие стихи. А Борька, я про него потом расскажу, решил свой стих сочинить, когда мы на горшках сидели:

Климу Ворошилову письмо я написал
Товарищ Ворошилов, вон.чий комиссар!
В Красную армию в нынешний год,
В Красную армию мой братик не пойдет! …

Конечно, не пойдет, у него и братика никакого нет, только сестра.
Ребятам всем понравилось и все стали кричать понятно чего. Но тут пришла наша воспитательница и тоже стала кричать
 – кто это первый начал кричать такие глупости?
И все на Борьку стали показывать. Мама его потом ходила к воспитательнице и та ей на него и на всех нас жаловалась. Я же говорю – злая какая. Моя Мама очень расстроилась и сказала, что теперь непонятно, что с нами всеми будет, потому что мы все кричали. Почему это с нами что-то такое будет?

Из интересного – приехала тётя Клава, папина сестра с новым младенцем, Толик зовут. Мама сказала, что он мой кузен и приехали они потому, что его кормить нечем, у тёти совсем молоко пропало, и Толик может умереть без молочка. Теперь мама молоком своим кормит и Светку и кузена, да ещё на работу бегает, а без нее тетя хозяйничает вместе с дедушкой. С этой кормёжкой мама что-то сильно худеть начала, я слышала дедушка сказал:
 - Далеко ли до беды, весишь 48  кило. Как бы не заболела, - в чем, говорит, только душа держится.
 Ага! Значит, душа все же есть, вот и у мамы тоже!


Рецензии
В рассказе военное время показано глазами ребёнка.
Это сейчас понятно, почему дед зол был и глаза запавшие - сил на всех не хватало, и сухарик один...
А стих про Клима Ворошилова - мой отец тоже мне рассказывал.
Спасибо, что напомнили.
А над переделанным стихом я посмеялась.
Сейчас это можно.
В те годы -... опасно.
Спасибо Вам за рассказ. Буду читать дальше.

Галина Шевцова   14.03.2018 17:18     Заявить о нарушении
Спасибо, что прочитали и что-то запомнилось. Эти
маленькие рассказы написаны по подлинным воспоминаниям
моей старшей сестры.
С уважением и признательностью -


Галина Слепова   15.03.2018 08:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.