Национальная борьба 2

    Произведение "Национальная борьба" опубликовано в литературном журнале "Байкал" № 3 за 2011 год.

 ...Так было приятно смотреть на красивые схватки, болеть за ребят, но приближалась моя очередь. Уже начинался второй круг. Вскоре я услышал свою фамилию.
   
* * *

    Неторопливо, спокойно я вышел в круг, на середину. Много лет  борюсь. Есть свои болельщики. Правда, в последние годы я их мало радовал. Есть свой коронный приём – проход в ноги, про который знают многие.  Сегодня выхожу в последний раз. В последний раз с тайным приёмом. Как долго ждал этой минуты. Как долго готовился к ней. Для чего?
    Пожал руку судье, затем сопернику. Потом далеко отступил назад. Что же произойдёт в самом ближайшем будущем? Через десять секунд? Через двадцать? Через минуту? Через две?

    Старик, научивший меня этому приёму, никогда не знал про айкидо. Он никогда не слышал про Морихея Уэсибу. Он никогда толком-то и не знал про восточные единоборства. Я ездил к нему в прошлом году, но не застал его дома. Он насовсем переехал к дочери доживать свой век. Но этот приём, когда-то пойманный предками задолго до рождения целой стройной системы, и далеко за тысячи километров от той земли, где она родилась – он сохранил. Хотя приём этот всего лишь элемент сложной системы, но он оттуда, из той старинной борьбы. Смогу ли я показать на деле?

    Мы медленно сблизились и теперь стояли друг перед другом в стойке.
  - Наверное, мне повезло. Неплохо для начала, – подумал я.
    Парень был явно не опытный. Только начинал. В первом кругу он проиграл, и теперь во втором выходил на меня. Между нами был явный контраст. Молодой борец и седой, идущий на закат, ветеран. Больше двадцати лет разделяло нас.
  - Эй, молодой, покажи-ка старому. Пусть дома, на диване, телевизор смотрит, – раздался громкий возглас, на который я не обратил никакого внимания.
  - Старик держись. Мы за тебя, – донеслось с другого конца.
    Сейчас я ощущал прилив внутреннего, эмоционального взлёта, который был не заметен внешне. Долгие психологические упражнения, засевшие в коре головного мозга, давали свой результат. Сегодня я далеко пройду.
 
   Всё внимание заострил на сопернике. Предвосхитить любую ситуацию и мгновенно подобрать верное положение. Дистанция должна быть одной и той же до атаки, и после атаки. Я приготовился полукружными, сферическими движениями держать дистанцию, и при этом чувствовать движения соперника. В нужный момент провести приём с любой руки, будь то правая, то левая. Так мы простояли некоторое время. Внезапно резким движением соперник пошёл в захват. Также быстро я сделал полукруг назад влево, ибо его левая рука оказалась в выгодном положении, и молниеносно провёл с правой руки. Правильное чувство дистанции, четыре пальца вверх, большой вниз, захват в районе кисти, рычаг. Болевой импульс в локтевом суставе соперника. Атака, направленная на меня, обернулась против него. Его движение непроизвольно пришло в согласие с моим действием, и направилось туда, куда я пожелал.
    Тишина… Зрители молчали. Парень, только что приземлившийся спиной, теперь с недоуменным видом сидел на траве. Судья смотрел то на меня, то на соперника. Все анализировали случившееся. Видели начало и конец. Как будто мой соперник сам совершил какой-то необъяснимый кувырок. Произошло что-то непонятное. Вот бы замедленный видеоповтор как по телевизору. Тишина.
    Через несколько секунд судья подошёл ко мне и поднял руку. Я пожал руку ему и сопернику. Легонько хлопнул его по плечу, поклонился зрителям и пошёл за круг. Тишина. Я чувствовал на себе взгляды болельщиков. Кто-то захлопал. Его поддержали несколько человек. И вдруг… шквал аплодисментов! Любители борьбы, ценители борьбы хотя и не поняли, но единодушно предположили, что это непонятное – тоже искусство.

    Присел под тень дерева, укрываясь от жарких лучей солнца. Посмотрел на небо. Здесь ли он? Его там не было. Улетел. А жаль. Только синее, синее небо без единого облака. Подбежал мой напарник, пожал мне руку, присел рядом.
  - Ты знаешь, я никому ничего не рассказываю. Но я чую. Они, соперники и зрители, будут ждать тебя в следующем кругу. Интересно. Мне самому интересно.
    Схватки не стал смотреть. Просто сидел и отдыхал. Пошёл третий круг. Через некоторое время по микрофону вызвали меня.

    Соперник на этот раз оказался поопытнее. Скорее всего, он видел мою схватку. Атаковать не спешил. Рассматривал мои слабые стороны. Но видимо и у него кончилось терпение. Он решил имитировать проход в ноги. На этот раз пошёл приём с левой. При этом я сделал резкое движение вправо. Также ноги соперника оторвались от земли, и сделав резкий акробатический прыжок вбок – вправо, он перекатился по траве через спину и оказался на четвереньках.
    Зрители, возможно, предугадавшие исход поединка… захлопали, хотя никто не понял толком, что же произошло. Пробежав взглядом по рядам зрителей, я понимал, что опять им невдомёк момент произошедшего перед ними. Очередной, же, соперник также оказался в недоумении.
   «На одном соревновании трудно уловить, – подумал я про себя. – Я бы тоже не смог, если бы не знал».

    Четвёртый круг. Борцов за призы становилось меньше. Каждого искусного борца ждут зрители на травяной ковёр. Ждут и меня. Я чувствую по себе. В третий раз выхожу бороться. У болельщиков явно повышенный интерес. Также встали напротив, изучая друг друга. У соперника левая нога чуть впереди и низкая стойка.
   «Пойду в атаку сам», – молнией промелькнул в голове новый тактический план.
    Резкий проход в ноги. Имитация удалась. Парень в ответ моментально убрал левую ногу под себя. На миг его правая рука оказалась впереди, и этого достаточно. Левой резкий захват в районе кисти с рычагом, при одновременном отходе полукругом вправо. Правой рукой также быстро, но не сильно, подтолкнул его в том же направлении. Это уже не обязательно, но я решил таким образом замаскировать свой приём. Вернее приём предков.
    Реакция зрителей была теперь предсказуемой. Овация. Мой напарник прыгал на седьмом небе от радости.
  - Это мой друг. Он сильно тренировался в эти годы.
    Мы действительно крепко сдружились. В последний год он наотрез оказался брать деньги за тренировку. И сколько я не уговаривал его, он был непреклонен.

    В пятом кругу осталось несколько борцов. Моя четвёртая схватка оказалась повторением третьей, с той лишь разницей, что приём провёл с правой и подтолкнул левой. Повтор с другого ракурса.
    В шестом кругу, в случае победы, я выходил бороться за первое место. Проигравший за третье. Интуиция подсказывает, что будет что-то неординарное. Выходим в круг. Только пожали руки, как соперник – молодой техничный парень сразу ринулся в атаку, в надежде на внезапность. По всей видимости, он внимательно наблюдал за соперниками, в том числе и за мной. На тренировках я много раз проигрывал в голове и такой вариант, который затем отрабатывал со своим напарником. Какой бы внезапной ни была атака сейчас, таким же внезапным оказался ответ. Не только мозг, мышечное чутьё, всё тело в доли секунды предвосхитили ситуацию. Приём провёл не только рукой, всем существом. Соперник, вскрикнув, полетел на траву.

   «Неужели я его травмировал», – пронеслось в голове.
    Подошёл к нему. Парень сидел на земле.
  - Ты как? – тихо спросил у него.
    В ответ только злобно сверкнули глаза. Значит цел. На душе отлегло. Судья в пятый раз поднял мою руку. Я пожал судье, затем протянул руку сопернику, на что тот отвернулся и пошёл за круг. И тут началось такое… Буря возмущения пронеслась по рядам зрителей.
  - Не умеешь проигрывать – не борись!
  - Убирайся с моих глаз, чтоб тебя не видел!
    Это были самые мягкие слова. Остальное не для печати. Да! Истинные любители борьбы ценят не только красоту и технику, но и внутреннее состояние души.
  - Подойдите, пожалуйста, к столику, – услышал в этом шуме голос судьи-информатора за столиком с микрофоном.
    Я ждал и этого, и внутренне был готов к этому. Подошёл к столику.
  - Я никак не могу понять, что за приём? – тихо спросил он.
  - Старинная бурятская борьба, – также тихо ответил я.
  - М-да, – призадумался он. – Понятно. Всё понял, и после некоторой паузы добавил: - а этого парня не допущу к схватке за третье место. А на будущий год вообще не допущу к соревнованиям, пока не дойдёт до него, что в борьбе надо быть человеком, а потом борцом.
    Я хорошо знал этого старого борца. Мы кидали. Нас кидали. Как бы ни было больно нам, мы вставали и жали руку сопернику. Да. Он действительно был настоящим мужчиной и знал толк в борьбе.

    Седьмой круг. Схватка за первое место. Много лет прошло, когда я выигрывал свой вес. Со мной вместе вышел на середину тот самый парень, что одними финтами обыграл соперника. Остальные его схватки я не смотрел. По всему видать – отличный техник. Зрители затаили дыхание. Симпатии были на обоих поровну. Все ждали зрелища.
   «Пусть обманывает. Если это его стиль, то мне даже лучше. Чем больше движений, тем легче мне», – примерно так рассудил про себя.
    Парень не спешил обманывать, тем более двигаться. Я тоже не шёл в атаку как в четвёртом и пятом кругах. Так в выжидании простояли мы более минуты. В любом другом случае зрители давно прокричали бы: «Пассив обоим. Чего заснули!»
    Но эта схватка, а скорее ожидание чего-то интересного в этой схватке, уже доставляла им удовольствие. Все застыли в предвкушении необычного, когда встречаются два совершенно непохожих борца. Вдруг мой соперник стал медленно склонять туловище влево, при этом старался смотреть мне в глаза. Я не отвёл взгляд. Сощурил веки и теперь сквозь узкие щёлки смотрел в глаза и дальше вглубь. Я читал статьи про японских ниндзя. Некоторые штуки пробовал на себе. Противостояние глаз длилось больше десяти секунд. Я разгадал его замысел.
    Молниеносно, как жало змеи, взметнулась левая рука соперника. С такой же быстротой сделал полукруг влево. Моментально четыре пальца и большой палец снизу обхватили намеченный район руки. При моём отступлении сферическим движением влево, пять пальцев дружно повернули вправо.
    Пять лет отработки не прошли даром. Соперник перекатился спиной по траве и лежал теперь на животе. Как петарда взорвались вместе восклицания, крики, гвалт и рукоплескание. А соперник лежал на животе и улыбался. Я подумал тогда: «Возможно, этот парень далеко пойдёт». Парень и впрямь оказался молодцом. Двумя руками пожал мне руку, поклонился, а затем обнял меня. Я только успел прошептать: «Парень, ты здорово пойдёшь. Я буду болеть за тебя».

    В последний год своих выступлений я выиграл свой вес. Радовался ли я? Конечно. Да. Ещё бы. Но усталости больше чем радости. А впереди абсолютка.* И я пойду во чтобы то ни стало. И навсегда распрощаюсь с зелёным ковром. Буду только зрителем. Присел отдохнуть в тени того же дерева.
  - Вы извините, пожалуйста, меня за прошлогоднее. Я сейчас искренне болею за вас. – услышал над ухом чей-то голос.
    Повернул голову и увидел рядом человека. Это был тот самый, высокий, полный, усатый, около тридцати лет мужчина, которого я так хорошо запомнил. Тогда я ещё подумал, что он, наверное, преуспевающий бизнесмен. И я не ошибся.
  - Я возглавляю фирму. – продолжал он. – Хотел бы быть вашим спонсором на всех соревнованиях.
  - Спасибо, парень. Спасибо. Но я выступаю в последний раз.
  - Я хотел бы помочь чем-нибудь.
  - Если сможете, то, пожалуйста, помогите юным борцам.
  - Хорошо. Желаю Вам успеха.
    Он крепко пожал мне руку, улыбнулся и пошёл к зрителям. Душа моя была успокоена. Последний год тренируясь, в каких-то дальних закоулках сознания, я хотел, наверное, доказать этому парню состоятельность и своё право выходить в борцовский круг. Спасибо парню в этом.

  - Победители весовых категорий подойдите к столику на жеребьёвку. – раздался по микрофону голос судьи-информатора.
    Мы вышли в круг. Пять победителей. Пять листочков сложенных лежали на столе.
  - Первый номер борется со вторым. Третий с четвёртым. Пятый свободен. – объявил судья-информатор.
    Подошли к столику. Стали брать листочки. Я решил подождать. Удача, много раз отворачивавшаяся от меня, решила сегодня компенсировать всё своё прежнее, негативное отношение ко мне. На столе осталась лежать одна свёрнутая бумажка под номером пять, которая досталась мне, ибо все остальные вытянули свой жребий.
    Я свободен. Остаётся ждать. Абсолютка. Я несколько раз боролся когда-то в ней. Это было давно.

* * *

   В первой схватке выступили два мощных атлета (72 кг против 82-х). Налитые мышцы. Ни единого грамма лишнего веса. Древняя Греция была бы в восторге. Схватка оказалась продолжительной. Никто из них не поддавался на любой приём. Но в один из моментов более лёгкий борец нырнул под руку и, оказавшись за спиной, выдернул его правую ногу назад. Его визави попытался на одной ноге выскочить из круга. Но не тут-то было. Его соперник искусно поставил правой ногой подножку изнутри. Соперник рухнул всем корпусом вперёд.

    Следующая схватка свела парня до 62-х против исполина (свыше 82-х). Симпатии зрителей всегда отдаются лёгкому борцу. Так было и на этот раз. Гигант уже две минуты гонялся за ним, в надежде хоть раз зацепить его рукой. Но всё тщетно. Лёгкий парень ухищрялся всеми способами. Пошла третья минута. По истечении шести минут победа присуждалась более лёгкому борцу. А он был намного легче. В конце третьей минуты исполину удалось кончиками пальцев зацепить своего соперника. Легко придвинул его к себе, другой рукой захватил ногу и как пушинку приподнял вверх до уровня «второго этажа», потом бережно и мягко уложил на землю.
    Нас осталось трое. Здоровенный баран, привязанный к колу, мирно пощипывал травку, не зная своей участи. Я старик до 56-ти выходил против атлета до 72-х. Свисток. Приготовились. Встали, изучая друг друга. Он стал осторожно продвигаться ко мне. С такой же осторожностью я отступал. И так прошла минута. Мощный парень жаждал борьбы и не мог столько ждать, тем более, когда против него стоял полуседой ветеран. Он устремился в открытую, стремясь раздавить как танк. Я только ждал этого. Его намерение облегчало ситуацию. Всё открыто. Делай что хочешь. Приём отработал как на тренировке.            

    Гул. Восторженные крики. Аплодисменты. А до барана один шаг! Но какой он будет, этот шаг. Я и так сделал сверх плана. Если проиграю, всё равно я для себя выиграл. Даже призовое место в своей категории меня вполне устраивало. А тут… Лучше и не придумать. Даже и не мечтал об этом. Мне надо чуточку отдохнуть. Опять сижу в тени. Смотрю на небо. Там нет его. Своих дел полно, чем просто летать над сурхарбаном. Схватку соперников решил не смотреть. В любом случае выхожу на исполина, потому что боремся по кругу. Тут подбежал мой напарник.
  - Выиграл тяжеловес. Готовься. Это твоя самая последняя схватка.

    Я боролся раньше на абсолютке. В первых шагах оказывался на обочине. Это было давно. Сегодня впервые выходил на самую последнюю схватку, за которой баран и абсолютное первенство. Проиграю, ничего не будет. А если выиграю? Гоню прочь все мысли. Передо мной настоящий былинный богатырь. Весовая категория свыше 82-х. На самом деле парень на все сто.
    На склоне своих лет Морихей Уэсиба продолжал демонстрировать свои способности. На тренировках опрокидывал несколько одновременно нападавших соперников. То же самое проделывал его ученик Коити Тохей. В айкидо нет подразделений на весовые категории. В старинной бурятской борьбе тоже не было категорий. В националке, в борьбе на три точки, часто случается, что более лёгкий борец выигрывает у тяжёлого.

    Я и добродушный парень – гигант. Разница со стороны впечатляет. Нет. Не собираюсь бегать от него по кругу, как того требовала бы тактика, чтобы затем обманным путём, за счёт какого-либо финта или приёма выиграть у соперника. Я буду отступать, придерживаясь дистанции и выжидая нужной ситуации.
    Соперник не спеша, шёл на меня. Я также неспешно отходил. Вот левая нога поднялась от земли, и синхронно с ней левая рука чуть подалась вперёд, как бы в надежде поймать меня. В тот же миг локтевой сустав вывернулся внутрь; левая нога на доли секунды коснулась земли, когда правая нога, оторвавшись от поверхности, быстро устремилась вслед за корпусом влево. Как говорят в айкидо: «Разум устремился в нужную сторону, увлекая за собой тело». Всеобщий гул зрителей был взорван так же, как проведён приём. Соперник встал. Подошёл ко мне. Пожал руку. Обнял и высоко поднял меня в воздух.
   Это, наверное, был миг того счастья, к которому я всё-таки стремился, когда с бараном на плечах шёл по кругу. Я не различал лиц. Перед глазами всё было как-то размыто. Вероятно, эмоции разных направлений смешавшись воедино и бурей бушевавшие где-то, вырываясь наружу, застилали глаза.

    Подходили болельщики. Поздравляли. Друзья сразу унесли барана. Не знаю, как получилось, но я невольно посмотрел туда вверх, на небо. Он был там. В небе. Прямо над нами. Когда же прилетел? Успел ли посмотреть абсолютку? А он, царь неба, там на далёкой высоте, широко расправив могучие крылья, легко и плавно парил над тем самым местом, где только что мы боролись.
               
* * *

    Мой собеседник замолчал. Только сейчас донёсся до меня гул мотора. Словно проснувшись, я посмотрел в окно. Мы подъезжали к Селенгинскому мосту. Как быстро и незаметно пролетело время! И вот под нами самая большая река Бурятии спокойно несёт свои воды в Байкал. А до автовокзала несколько минут.
  - А что было дальше? – спохватившись, спросил я.
  - Ну, а дальше… Собрались друзья. Вечером съели барана. Пригласили того судью-информатора.
  - А приём?
  - Ну что приём, – чуточку помолчав, он продолжил дальше. – в тот же вечер ко мне подошёл судья-информатор или же, можно сказать, главный судья и спросил:
  - Что за борьбу ты показал нам сегодня?
  - Это старинная бурятская борьба.
  - Покажи.
    Мы отошли в сторону, и я детально показал приём. Затем коротко рассказал всю историю.
  - А ты знаешь, во время соревнований я понял, что здесь что-то не так. Знаешь, как хотел бы на какой-нибудь машине времени перенестись, допустим, в девятнадцатый век и всё посмотреть своими глазами. Понять истину той борьбы, – говорил он с таким жаром, что мог, наверное, взволновать кого угодно.
  - Я бы тоже хотел, – вторил я ему.
  - Но ты знаешь, этот приём, вряд ли пройдёт. Его не воспримут. Не поймут. Националка не дзюдо и не самбо, где разрешены болевые приёмы. Этот приём с элементом болевого шока. Хотя я верю, что в старину применяли много приёмов забытых сегодня. Ты применил один из них.
  - Да. Я знаю это. Я согласен с тобой. Приём не воспримут. Сейчас совсем другая борьба. Я боролся сегодня последний раз.
               
* * *

    Автобус мягко подкатил к автовокзалу и остановился. Мы молча дошли до улицы Ленина. Здесь стали прощаться.
  - Спасибо Вам. Мне было так интересно слушать Вас. Мы, наверное, многое не знаем из нашей истории, – сказав это, я с благодарностью пожал ему руку.
    Он улыбнулся. Несмотря на его возраст от него, действительно, веяло какой-то удивительной силой.
  - И тебе спасибо парень, что так внимательно слушал. Эта наша борьба тоже богатство, как наши песни, сказки, ёхор, Гэсэр*, сурхарбан. Учись хорошо. Будь настоящим  историком.
    На том мы расстались. Он пошёл вниз, в сторону площади Революции. Я не стал подниматься по ступенькам. Я шёл вверх рядом, под ветвями тополей, ибо майское солнце в зените уже нещадно палило. Втягивал носом приятный свежий запах светло-зелёных листочков, вчерашних тополиных почек.
    Через некоторое время я оглянулся. Он был далеко. Его походка была лёгкой и упругой. Затем он растворился в толпе пешеходов. Встретимся ли когда-нибудь? Я пошёл дальше. В общежитии сяду за книги и конспекты. Завтра экзамены.
               
                Апрель – июль 2001г.               

    Примечания.

1. Сурхарбан – сур – мишень из кожаного мешка, находящегося прямо на поверхности земли, и харбан – стрельба из лука. Культурно-спортивный праздник на территории Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского бурятских автономных округов. Районный сурхарбан проводится в последнюю субботу июня. Республиканский в первую субботу и воскресенье в столице республики Бурятия в г. Улан-Удэ.
2. Националка – здесь разговорное название бурятской национальной борьбы «Бухэ барилдаан» – («Борьба силачей»). Борьба на три точки. Стойка на обе ноги. Любое прикосновение третьей частью туловища – поражение. Развивает устойчивость, ловкость, координацию, быстроту, резкость, сенсорную физиологию.
3. Обо – буддийский праздник в честь дождя, хорошего урожая и приплода скота. Проводится в июне.
4. Улус – из древнемонгольского топонима – название владений чингизидов - потомков Чингисхана. В современной трактовке с бурят-монгольского – деревня, село.
5. Арса – бурят-монгольский национальный напиток. Обычно – зёрна, сваренные на кислом молоке.
6. Бууза – бурят-монгольское национальное блюдо. 
7. Дэгэл – бурят-монгольский национальный костюм.
8. Хур – бурят-монгольский музыкальный смычковый инструмент из трёх струн.
9. Ёхор – бурят-монгольский народный танец.
10. «Монгольский» – приём из монгольской борьбы. В тесном захвате ладонью, при этом локоть вывернут вверх, подсекают ногу, примерно в районе коленного сустава, с внешней стороны.
11. Абсолютка – разговорное. Здесь – борьба за абсолютное первенство между борцами разных весовых категорий. 
12. Гэсэр* – герой бурят-монгольского народного героического эпоса.

   
               

 
               
 
    
               
   
               
 
      
   
               
               












   


Рецензии