Гадание на костях

   Летняя ночь была тёплой и по особому светлой.Где-то в кронах деревьев раздавались трели соловьёв.Агафон Иванов почивал на сеновале от денных забот,но его сон прервал грохот упавших на землю жердей,приставленных к стене двора.От этого грохота Агафон проснулся.Помотав спросонья  из стороны в сторону головой,он беспокойно подполз к дверце сеновала.Приоткрыв дверцу,заглянул в  щелку чтоб разузнать кто это в такую пору ломиться к нему.Возле двора стояли двое посадских мужиков в которых Агафон узнал подьячих Сеньку Губарева да Николку Очумелова.Агафону стало как-то не по себе.Видать кто-то на него насказ послал.Агафон медленно стал отползать в глубь сеновала и,зарывшись в сено,притаился и про себя подумал:
    - Небойсь да пронесёт...Вот же черти,ни как по мою душу из-за моей  ворожи наведались.
Агафон прислушивался к разговору пришедших к нему подьячих.
     Один из них рассуждал,по своему объясняя другому:
    -Надо бы по тихому,а мы вон как вломились,словно медведи всё разворотили,его напугали,теперича иди ищи его.Наверное уже межой до лесу убег.
    -Да ладно тебе,Сенька,тень на плетень наводить.Кто знал что этот ворожей колья по двору наставит.Надо бы везде пошарить что нибудь да отыщем.
   - А еже ли самого Агафона поймаем что с ним делать-то будем?-шепотом спросил Николка у Сеньки.
   -Да ты это что,Николка,совсем ополоумел - не дай Бог с ним что случится,нам за него шкуру спустят.Велено,еже ли что,доставить его невредимым до съезжей избы.
     Подьячие вломились в избу,искали доказательства причастности Агофона к разводу костями и ворожбе.Залезли за замок,что на сундуке был затворен,там они обнаружили толчёные травы,коренья,табак и гадальные кости. Агафон,воспользовавшись этим моментом,крадучись слез с сеновала по деревянной сходне в низ.Пригибаясь к земле,он побежал в сторону леса,подальше от беды,которая его настигла.Только в лесу он смог расслабиться,усевшись на пень,начал думать о том что случилось и как ему далее быть и что делать.
   Во-первых - надо бы уйти с этих мест куда-то в другие края где его не знают и о его делах не ведают.Ночь как-то быстро пролетела и за ней наступало утро,озаряя верхушки деревьев солнечными лучами. Агафон ещё немного посидел на пенёчке и отправился в путь от Косимова  до деревеньки Токарево.В той деревеньке Токарево проживала его давняя знакомая Аксютка,она тоже ворожила и разводила людей на костях.Вот до неё-то и решил добраться Агафон.Хоть и путь был не близок,но делать нечего,как-то надо было скрываться,а у Аксютки было надёжно.Сама Аксютка в своих краях не ворожила да и кости гадальные не бросала.Промышляла Аксютка на окраинах Косимова,гадала с осторожностью,кабы не навлечь на себя беду.Агафон шёл лесом вдоль почтового тракта.Иногда посадские почтовые люди подвозили его на лошадях.Почтовые люди брали незнакомцев не охотно,кабы ненароком не оказаться в лапах разбойников.На второй день к полудню Агафон добрался до Аксютки, та не слишком была рада такому гостю - второй ведун на её пути был ни к чему.

    -Доброго тебе здравия,Аксюта! - поздоровался Агафон,подходя к её избе.
    Навалившись на изгородь возле избы,Агафон понял что ему здесь не рады.
   -Что-то ты,Аксюта,не радостно гостей встречаешь,даже  не ответила мне на приветствие.Чтож,неужто забыла мою доброту?
  Аксютка,косатурясь на Агафона,процедила сквозь зубы:
   -Да какую же такую доброту ты мне оказал?
Её голос стал более грубым и она уже со зла вела разговор с Агафоном, не давая тому открыть рта:
   - Ты бы,Агафон,не имел бы того дара,что я тебе дала. Кто ты был -  чернь и за душой твоей подлой ни чего не было,а я тебе дав свой дар, дала тебе и имя и деньги,ну а ты за эту благодарность влез на моё место и стал на костях разводить моих людей.Так что иди стороной,не будет у нас с тобой ни какого разговору и не вздумай мне подвох делать,а то сам знаешь что я с тобой сделаю.
   Агафону удалось вставить словечко в защиту себя:
   - Ты это что,белены объелась на меня так наговариваешь?Я ли тебе не искал сытных мест,где много боярских сынков,да всякого другого купеческого сословия?А ты вон как понесла меня...Я-то думал что ты меня примешь как друга,да,видимо,ошибся в тебе.Беда у меня,люди подьячие за мной охотятся,теперь-то я догадываюсь кто насказ на меня сделал...Ежели так,то прощай,Аксютка.
  Агафон было собрался уходить,но вдруг его остановила Аксютка.
   -Да чёрт с тобой,иди на двор,жить будешь вон там - Аксютка указала на врытую на половину в землю маленькую избушку.
   Агафон прошёл на двор и,оглядываясь,сказал Аксютке:
   - И на этом благодарствую за твою доброту.
  Аксютка,взбираясь на крылечко,ответила ему:
   - Ты слишком-то не радуйся,это тебе на три дня,а после чтоб духу твоего здесь не было.
  Аксютка,хлопнув за собой дверьми,скрылась внутри избы.Агафон, почёсывал затылок,думал о том,как ему дальше быть.Землянка была страху подобна - то ли Аксютка над ним посмеялась,а может намекнула на его кончину.Землянка напоминала подобие надгробного склепа,что значило для Агофона хоронить себя заживо. Потоптавшись возле землянки,со зла плюнув на неё,Агафон побрёл прочь от этого места и от когда-то хорошей знакомой Аксютки. На душе было тяжко и злобно от этой встречи.Не дойдя до покосившейся ограды,его окликнула Аксютка.
   - Да постой же,Агафон,куда это ты на ночь глядя попрёшься?Ты уж на меня не серчай что я так тебя встретила,просто было дурно на душе.Иди же в избу,покалякаем как в былые времена.
   Аксютка баба была хитрая и на этот раз она не с проста зазывает к себе Агафона. Задумала она одно дело,а Агафона она хочет подставить,ежели что пойдёт не так,то и вина вся ляжет на него.
   -Эка оно как.Что это ты,Аксютка,вдруг раздобрилась,никак я тебе надобен стал?
   -Да на что ты мне можешь понадобиться,не бойсь всё забыл чему я тебя учила?
  Аксютка специально куражилась над Агафоном,чтоб вынудить того на согласие доказать свою ворожу.Ей это удалось,она заметила как Агафон стал нервничать. У него даже борода вздыбилась и он начал показывать Аксютке на что он способен.
  -Ты это зря,Аксютка,на меня такую клевету наводишь.Неужто бы меня стали так просто ловить за ворожбу,если хочешь знать,то я превзошёл даже тебя.Вот жаль,что не смогу доказать тебе на деле.
   Агафон весь покрылся испариной,с него мелкими струйками стекал пот - так его обидели слова Аксютки.
  -Да ты так не переживай,Агафон,вот на днях ко мне князь знатный заглянет,так ты и докажешь мне чего умеешь,а пока что располагайся, сейчас я тебя накормлю.Отдыхай,запасайся силой на ворожбу.
   Аксютка начала суетиться,постелила для гостя чистую постель  и собрала знатный стол,словно заранее поджидала Агафона и приготовила обед. Откушав Аксюткиной стряпни,Агафон пошёл ко сну и,развалившись на пуховой перине,он тут же заснул. Аксютка часто покидала свою избу,уходя в другие края на ворожбу. Она ни когда дважды не посещала одно и тоже место,кабы не быть пойманной подьячими и десятскими людьми. Царём Михаилом Фёдоровичем был издан указ,сыскная грамота гласила: "Ловить тех людей,которые занимаются костным разводом и ворожбой на посадских людей." Аксютка вечером того же дня отправилась в село Лом,что расположено на торговом тракте. Там на постоялых дворах много охочего люда, желающего узнать свою судьбу. Князья да купцы ни когда не скупились на то,чтоб разгадать свою судьбу. Вечером в потёмках её никто по пути не примечал и она появлялась на постоялом дворе как бы ни откуда.Аксютка явилась как раз в то время,когда купцы да их люди отдыхали и пили водку да медовуху. Разгорячённым водкой да медовухой,купцам требовался кураж. Вот в это самое время и выходила Аксютка. Подговорив какого нибудь подвыпившего мужика, она засылала его к купцам предложить ворожбу на костях. Посадский мужик,подговоренный Аксюткои,подошел к купеческому человеку Андрюшке Михаилову и что-то нашептал ему на ухо. Купец, повернувшись в сторону Аксютки,одобрительно мотнул головой в знак согласия. Встретились они на задворках постоялого двора. Аксютка сразу  предложила погодать Андрею на костях.
   -Барин,ежели желаешь свою судьбу узнать,то я тебе помогу - предложила Аксютка.
   -От того я и здесь,раскинь кости,а вдруг мне сегодня повезёт - Андрею не терпелось  поскорей узнать свою судьбу - Давай,девица, начнём уж гадать - поторапливал Андрей .
   Аксютка начала раскладывать кости надписями вниз. Разложив кости,Аксютка подала в руки Андрея меть,кость для броска по росписи,для раскладки костей и сочетания очков.
  -Гадай  на то,будет ли мне поворотка на Москву - Андрейка подкидывал в ладони меть,ожидая когда ворожея даст знак для метания.
  Аксютка ещё раз переложила с места на место кости,после подошла к купцу и,взяв его руку с метью в свою ладонь,что-то про себя нашептала.После чего она сказала Андрею:
  -Бросай барин,что меть покажет на нижней подошве так тому и быть.        Андрей не выбирал куда надо бросить,а просто кинул меть туда,куда она попадёт. Меть,упав на кость,перевернула её вверх подошвой. Аксюта,подойдя к гадальным костям,взяла ту,на которую указала меть. Взяв её в руки,она начала объяснять Андрею то,что ему выпало.
  -Выпало тебе,барин,вот что - в пути корысть,а это вот что значит - путь твой скор и радуется чужому прибытку и рука имеет щедрость. Посмотри в сердечную не будет ли одоление от супостатов. В дом не ходи,смерть там будет и скорбь. На Москву не ходи - вот такой мой сказ.
 Андрей всегда верил Аксюте,она ещё ни разу не подводила его и не раз отводила от него беду своей ворожбой на костях.
  -Благодарствую тебе,Аксюта,за то,что уберегла меня от беды. Прими от меня десять рублей и дай тебе Бог чтоб ты и дальше оберегала людей.
 Слухи быстро распостранялись по постоялому двору и к Аксютке стали подходить другие купцы узнать свою судьбу.Так Аксюта за этот день собрала пятьдесят рублёв. Такое везение  выподала не часто,но на этот раз купцы не скупились.Только поможет ли купцам её предсказания и гадания на костях,это одному Богу известно. А пока что довольная Аксютка направлялась не к себе домой,а в съезжую избу к обвятцу Григорию Кокореву. Цель её визита - сдать Агафона,решила Аксютка пробежать меж ними чёрной кошкой. В съезжей избе она застала только подьячего Дмитрия Орлова,так как было раннее утро и остальные находились у себя в избах. Дмитрий встретил незнакомку настороженно,всё присматривался к ней и вспоминал где же он мог её видеть раньше,но так и не мог припомнить.
  -Чего тебе,баба,нужно? - спросил грубо Дмитрий.
  -Да мне бы вашего главного повидать,разговор к нему имею особый - ответила Аксютка.
  -Ну я главный,со мной разговор веди - хотел обмануть её Дмитрий,но у него обман не получился - не на ту напал.
  -Так я же знаю главного обвятца Григория Кокорева,чего меня за дуру принимаешь - обиделась Аксютка.
-Но ежели знаешь,тогда жди его. Да только вон там на улице дожидайся - Дмитрий указал пальцем на двери.
  Аксютка не охотно покинула съезжую избу и уселась на скамеечку возле крылечка в ожиданий Григория Кокорева. Ожидала она его часа три,а может быть и более. Наконец-то на пригорке появилась лошадка впряженная в дрожки,в которых вальяжно развалился обвятец Кокорев. Дрожки поравнялись с крылечком и Аксютка пошла на встречу обвятцу. Поклонившись в пояс,она поприветствовала Григория Кокорева.
  -Доброго тебе здравия,наш спаситель!Хочу тебе поведать о воре и колдуне Агафоне Иванове,коего вы ловите. А я ведаю где он скрывается.
  Григорий тяжело и не хотя слез с дрожек. Поклонился в ответ девице  и проследовал в съезжую избу. Обернувшись,приказал девице следовать за ним. Усевшись в мягкое кресло,он стал расспрашивать Аксютку:
  -Как тебя величают,девонька,и откуда знаешь про вора и ведуна Агафона?
  -Так я,барин,случайно с ним встретилась по дороге в деревню Токарёво,куда шла по своей женской нужде,а величают меня Марией -  врала Аксютка Григорию и обдумывала что ещё придумать о себе ежели обвятца что-то ещё заинтересует,и,чтоб того отвлечь от таких мыслей,она начала тараторить про Агафона - Так вот я и говорю,что тот человек показался мне подозрительным,он расспрашивал нет ли в той деревне знатных людей или посадских крестьян,нуждающихся  узнать свою судьбу. Пока мы шли он и мне наворожил,даже поведал о том, что у меня за нужда. Сказал он всю правду мою,за это ему конечно я благодарствую,но совесть моя чиста и я решила к вам обратиться,чтоб не оказаться пособницей того ведуна.
  -Ты,Мария,правильно поступила,далее нас подробности твои не интересуют. Сейчас писарь наш Аркадий запишет на бумаге всё,что ты мне рассказала,а после ты нам покажешь то место,где прячется тот ведун.
В съезжию избу стали подходить служивые люди. Аксютка рассказала всё писарю Аркадию,тот записал её сказку на бумаге.Она повела к тому месту,где скрывался Агафон,служивых  людей Дмитрия Орлова и Михалку Пошехонова.Добрались до места на лошадях,дорогой Аксютка объяснила служивым людям как надо поймать хитростью Агафона. Так,представившись богатым и знатным князем,Михалко Пошехонов предстал пред Агафоном.
   Агафон,ни чего не подозревавший,встретил гостя радушно. Ему, Агафону,в ту пору и в голову не пришло почему так скоро и куда исчезла Аксютка и тем более он не мог представить что она его сдаст. Михалко начал жаловаться на судьбу и на то,что ему посоветовали пойти за помощью к нему,Агафону. А для уверенности он назвал человека который указал на Агафона.
  - Мне к тебе обратиться посоветовал Доронька Прокофьев,сказывал что он тебе знаком - Дорньку они не так давно поймали и после пыток посадили в яму.
  -Знаком мне этот человек,так что рассказывай,барин,о своей нужде, помогу я тебе - Агафон присел на лавку,чтоб выслушать князя.
  -Да нужда-то теперь будет у тебя,вора и ведуна Агафонки Иванова. Неожиданно на Агафонку навалились Михалко и подоспевший к нему Дмитрий.Скрутив веревками ведуна,они повели его к телеге.Дрогой Агафон приметил в кустах Аксютку. Он успел ей крикнуть.
  -Что,сука,не жить тебе более на этом свете.
  От таких слов по телу Аксютки прошла дрожь. Ей вдруг стало страшно.
  -А может зря я всё это затеяла. Будет ли мне выгода от этого,а вдруг и самой беды не избежать - подумалось Аксютке,но что сделано,то сделано и назад пути нет.
   Агафон не сдерживал своих эмоций,он вырывался из цепких рук подьячих,орал,проклиная всех и вся на свете. Закинув Агафона в телегу,подьячие поехали далее до съезжей избы,где их поджидал обвятец Григорий Кокорев. По ухабам и ямам телега везла Агафона то ли на смерть,а то ли на вечное заточение в монастырских подвалах. По приезду к съезжей избе,Агафона встретил обвятец Григорий.
  -Ну что,бесова душа,на колдовался?Теперича мы из твоей гнилой душонки всю нечисть вытворим. Всё нам поведаешь и всех своих дружков сдашь.
 Григорий говорил грубо,с острасткой,так,чтоб навести страх на ведуна, но сам понимал,что на этих людей страху не нагонишь - они как камень кремень и их трудно расколоть в признании. Григорий приказал подьячим отвести ведуна в темницу,для того,чтобы из него выбить признания. Подьячие подхватив Агафона под руки,потащили его к темнице для пыток. Агафон смекнул,что дело его не важное и надо заранее раскаяться и признаться даже в том,чего и не делал - только так он сможет избежать пыток. От людей он слышал,что под пытками не выживали.
  -Постой,барин,не казни,вели помиловать - я тебе всё и сам поведаю и дам на себя поруганную запись - взмолился Агафон пред обвятцем Григорием Кокоревым.
  -Вот это другое дело. Так-то оно будет  тебе только во благо,а мне очередная похвальная грамота. Так что ты,Агафон,нам тут воду не мути,а говори так,как оно есть. Тебя-то ухарца мы хорошо знаем. Ты и из петли сможешь вылезти невредимым. Пиши,Аркашка,поруганную на ведуна Агафона Иванова - приказал Григорий своему писарю.                Агафон признался в том,что его судьба заставила от голода взяться за кости гадальные,что он,Агафон,вреда людям не причинил и не брал с них денежку,а только брал едой да одеждой ношеной,что он,Агафон, раскаивается в содеянном и просит его помиловать. Аркашка писарь записал поручную и отдал её Григорию Кокореву,а тот подал ту запись Агафону для скрепления подписью или кровью,ежели тот письма не знает. Агафон письмо знал и скрепил тот лист поручной записи своей подписью. Не стал Агафон предавать Аксютку,но зло на неё затаил. Участь для Агафона была мягкой - он был отправлен в монастырскую вотчину и от туда ему ни куда не ходить,а трудом и молитвой искупить свою вину и изгнать беса из души.
  Аксютка наведалась в съезжую избу получить вознаграждения за донос на Агафона. Григорий Кокорев не шибко-то был рад встрече с этой бабой - не любил он доносчиков,но этим и жил,что ловил людей по их навету. С порога Аксютка,не поздоровавшись,заявила свои требования,чем окончательно разозлила обвятца Кокорева.
  -Барин,вот уже третьи сутки жду обещанного,ты же мне за поимку Агафона три рубля обещал - Аксютка напором напирала на Григория.
  -Ты что,баба,попутала куда пришла,аль тоже захотела следом за Агафоном пойти? - Григорий не скрывал своё зло,он со всей силой ударил кулаком по столу с криком - Пошла вон от сюда и чтоб духу твоего здесь не было. А то ей деньгу подавай,вот плетью тебя отходить надобно.
   Аксютка,не ожидавшая такого приёма,попятилась к выходу,крестясь и чего-то бормоча себе под нос. Ей и впрямь стало не по себе, захотелось побыстрей убежать с этого места.
  -Как бы и меня не отправили в острог - подумала она со страху.
   Ей было не до денег,лишь бы ноги побыстрей унести. Выбежав на улицу,она понеслась,как ошпаренная,от съезжей избы.
  -Устрою я тебе весёлую жизнь,приползёшь ко мне с молитвой о помощи - Аксютка замыслила навести порчу на Кокорева,тем самым отомстить ему за его гнев на неё.
  Слово своё она сдержала и навела порчу на Григория Кокорева. На седьмой день после не доброго разговора с Аксюткой Григорий стал ощущать боль в ногах,ему было сложно передвигаться. Он ходил опираясь на палочку,еле передвигая ноги. Лекари ни как ни могли определить от чего у здорового Григория так неожиданно отказали ноги. Через две недели он и вовсе слёг,ноги онемели и были бесчувственны. Жена Григория,Мария,моталась по ведунам и знахаркам,но все ей отказывали,так как много бед они натерпелись от её мужа,сколько невинных их мужей сгинули в темницах монастырей да в земляных ямах. Они отвечали ей так:
  -Собаке собачья смерть. И не ищи среди простого люда помощи.
   И только одна старенькая ворожея Матрёна сжалилась не над Григорием,а над его жёнкой и детьми.
  -Это ему чёрная ведьма порчу навела,он всё равно отойдёт в мир иной. А ведьму ту Аксютка кличут,поди и найди её,только ей подвластно снять порчу.
  -Матрёна,ты же сказала что он всё равно умрёт,так зачем же я её искать буду -  Мария не поняла к чему все эти хлопоты,коли всё и так ясно.
  -Дура ты,баба,или  не разумеешь,что проклятие на весь ваш род ляжет. Поди к постоялому двору сегодня за полночь,там её и отыщешь. Да не скупись,отдай столько,сколько она запросит,да не болтай про это ни кому. Поди и помни,ты сама пришла просить слёзно помощи и плачь навзрыд - она любит когда человеку больно.
  Вечером Мария отправилась к постоялому двору. Там она отыскала Аксютку и слёзно навзрыд молила о помощи. Аксютка смеялась над её горем и,плюя на ползающую возле её ног Марию,она издевательски говорила:
  -Что,выродки,приползли просить прощения и помощи,скоро вся твоя семья будет так же ползать. Я тебе помогу,но за это ты отдашь мне всё, что у вас есть. Ты поняла  - Всё,а  сама можешь катиться к чертям со своими  выродками. Прежде грамоту составим об твоём отречении от всего имущества. Твой муженёк это и сделает.
   Так и поступила Мария,а муж её,Григорий Кокорев,вызвал к себе подьячего Сеньку Мурашкина,который и отписал поместным приказом всё имущество Аксютке. Завладев всем,что принадлежало Кокореву, Аксютка провела ритуал снятия порчи с него и его семьи. Через месяц Кокорев умер. Как будто бы из жалости,Аксютка отдала свою старенькую избу вдове Григория Марии.
   В тоже лето Агафон отбывал своё послушание в Никольском монастыре,работал на мельнице. Скучную жизнь монастыря Агафон решил развеять по своему. Тяжёлая работа была ему в тягость,каждый день перетаскивал он на своем горбу мешки с мукой и зерном. Решил Агафон начать в монастыре разврат. Монахи любили тайком побаловаться вином и в пьяном угаре дурили кто как мог. Агафон предложил монахам Федьке да Митьке сыграть с ним на костях. Оно вроде бы игра,а на самом деле гадание. Не только Федьку с Митькой это заинтересовало и другие монахи стали проявлять интерес. Агафон в монастыре встретил ещё одного друга по несчастью,Костромского крестьянина Ромашку Аверкиева,с которым и сдружился - оба они промышляли гаданием на костях. Вот и решили они вместе дурить монастырскую братию. Ромашка откуда-то раздобыл кости и они тайком,собрав возле себя братию,начали гадание. Агафон объяснил первым,вызвавшимся на гадание,Федьке с Митькой что да как надо делать.
  -Вот,братья,хочу вам поведать новую забаву. Сия забава предскажет вам ваше будущее и может спасёт вас от бед. Вот в руках моих меть,ей вы метаете в кажинную кость,что подошевная меть кажет,то означает число очков на нижней плоскости гадальной кости,а там надпись,что вам суждено в жизни.
  Первым меть бросил Федька,тому выпало на кости подошевной слово Уста - что кажут в кручину. Ромашка истолковал Федьке предсказание сиё: 
  -Поведаешь страх во всяком деле. Мысли и болезнь к твоему телу придут и убыток. Смерть на новом месте тебе кажет и прибыток свой старый потеряешь. А живот смерть покажет - Федька от сия толкования чуть рассудка не лишился.
  -Да как же так,может врут ваши кости,что же мне делать-то?Дайте-ка я ещё раз брошу меть - Федьку обуял страх за свою жизнь.
  - Ан нет,брат,судьба один раз выпадает. Еже ли хочешь чтоб всё было хорошо,мы с братом Агафоном от тебя беду отведём - молвил Ромашка,успокаивая Федьку.
   За рубль Агафон отвёл беду от Федьки. Митьке выпало на врага одоления. И тут Ромашка истолковал предсказание.
  - Кажет на врагов печаль великую,боятся их надо больше всего,а после убраться на радость от них . Смотри,Митька,рядом с тобой враг беду тебе пророчит.
  -Помоги,брат Агафон,найти врага моего,да покарай его. Я тебе за это два рубля дам - Митьке не терпелось увидеть своего врага.
Агафон так сказал Митьке:
   - Ежели кто за пять дней сломает руку или ногу,тот и будет твоим врагом.
  За что в благодарность Агафон получил обещанных  два рубля.
   Так и пошли у них гадания,от монахов,желающих узнать свою судьбу, не было отбоя. Прибыль Агафона с Ромашкой росла с каждым днём,не деньгами так продуктами брали. Слух о их ворожбе дошёл до игумена монастыря Стефания. Ох и журил он христопродавцев Агафона и Ромашку,да всякими погаными словами проклинал их. А братию заставлял молиться денно и ношно,но совладать ему с ними было трудно,они вновь все гадали на костях.
   После и сам игумен решил узнать свою судьбу,поскольку почуял не ладное к себе со стороны митрополита. Взяв грех на душу,он обратился за помощью к ведунам. Облачившись в мирские одежды, игумен Стефаний тайком покинул монастырские стены. За приделами монастыря,в крестьянской избе,Агафон с Ромашкой совершили гадания на костях игумену. Меть легла - В пути корысть. Агафон так растолковал:
   -Чужая рука зависти держит тебя и хочет взять. Ты остерегайся её,а то погибнешь тот же час,но ты её одолеешь и будет тебе новое и хорошее и прибыточное тебе будет.
   Пророчество сбылось - митрополит созвал синод и провозгласил игумен Стефания протоиереем Богоявленского собора,так же Стефаний узнал о его враге и завистнике,метившим на его место, игумене Спасского монастыря Тихоне. За это Стефаний отблагодарил Агафона и Ромашку и снял с них тяготы монастырской жизни,дав им мирскую свободу. Пред новым обвятцем Данилой Кругловым они обещали больше не заниматься гаданием на костях и не заниматься ведовством. Стефаний же доказал их богонадежность и отречение от бесовского занятия. Только им,Агафону,Ромашке и Стефанию,было известно то,что они от этого ни когда не отрекутся. Попрощавшись с монастырской братией,они отправились к Костромским местам.  Пророчество Агафона сбылось. Митька теперича узнал своих врагов -  два монаха поломали себе руки да ноги,упав с монастырской ограды. Агафону и Ромашке на последок был дан такой наказ:
  - Костями не разводить,на руки не смотреть и не ворожить.
   С таким напутствием они и отправились в дальние  Костромские края. Только путь им выдался дальний и крестьяне,Ромашко Аверкиев да Агафонка Иванов,своих обещаний не выполнили  и продолжали ворожить,на руки людей смотреть. Шли до Костромы почитай десять дней,много ворожбы и на костях  развод делали. Проезжим трактом иногда их подвозили купеческие обозы. Да и им было под стать делать купцам развод на костях. Денег у них было в достатке да и купцы их кормили сытно. В одном  из таких обозов они встретились с Пименкой Калининым,который делал записи о разводе на костях. Каждая встреча с ведунами для него была находкой. В последствии его записи стали знамениты. На постоялом дворе в Савино,по пути в Кострому,они вели беседу о их  гадальных делах.
  -Я тоже,братцы,из Касимова путь держу на Кострому. Мне один Костромич,мельник Сенька,поведал,что в Костромских краях не особо преследуют тех,кто ворожит. Может что-то не обычное - развод на костях мне покажите? - предложил Пимен новым товарищам.
  -Так от чего же не развести богатого купца,от него не убудет,а к нам прибудет.
  Агафон огляделся по сторонам,ища в дымном,прокуренном помещении того,кого можно развести на костях. Его взгляд остановился на маленьком щуплом Новгородском купце Архипе Смолякове. Архип славился своим скверным и буйным характером. Напившись до пьяна,он устраивал на постоялых дворах драки,от чего его на постоялых дворах и не любили принимать.
  -Ну,вот вам и жертва на развод - потирая ладони,молвил Агафон, указывая головой на Архипа.
  -Да ты что,ополоумил,Агафон?С этим купцом нечего связываться,он же на голову зашибленный,от него только беды жди - начал отговаривать товарища Ромашко.
  - Да и в прямь, может не надо на него развод делать? - остерёг Агафона Пименка.
  - Да вы это что,братцы,напужались этого сморчка?- Агафон бравой походкой направился к купцу.
 Тот уже был во хмелю и чего-то орал,размахивая кулаками. Поравнявшись со столиком Архипа ,Агафон не успел даже вымолвить слово,как кулак купца сбил его с ног. Ромашка было вскочил оказать товарищу помощь,но рука Пименки остановила его порыв.
  -Пусть-ка сами разберутся,а мы посмотрим что далее будет.
  Народ загудел и все устремили свои взоры на купца и незнакомца. Все ждали продолжения.Купец что-то ещё кричал,матерясь махал кулаками. Агафон,потрясывая головой и ощупывая рукой челюсть, приподнялся с пола.
  -Да ты что,купец,сразу в морду бьёшь,я же к тебе с миром подошёл. А ты вон как встречаешь - с обидой в голосе промолвил Агафон.
  -Да ладно,мужик,не серчай,мало ли вас тут шастает. Может ты меня грабить пришёл,а я тебе зараннее в морду,чтоб не повадно было возле моего стола шастать.
   Архип как-то вдруг помягчел и настроение его из буйного перешло в доброту. Людям стало не интересно смотреть продолжение,так как в этой стычке все обошлось миром. Все,отвернувшись от них,принялись допивать налитое по чаркам вино.
  -Ты,браток,извиняй меня,на душе что-то хреново,словно кошки скребут. Что-то мне в последнее время не везёт. Да я в уме-то своём догадку имею кто мне это мог насолить,а как про это узнать не допетрю ни как. А ты выпей со мной водочки - Агафон пригубился к чарочке с водкой и завёл беседу с купцом:
  -Ты вот что,купец,слишком-то не горюй,я тебе смогу помочь узнать твою судьбу и того,,кто на тебя порчу навёл.
  -Меня Архипом кличут,а ты чей будешь? - представился Агафону купец и тут же спросил его Агафона  имя.
  - А меня Агафон кличут. Так давай что ли за знакомства выпьем,Архип -  предложил Агафон,разливая водку по чаркам.
   Выпив за знакомство,Архип напомнил Агафону о начатом разговоре:
  -Ты,Агафон что-то говорил о моём враге,да что мне помочь можешь.
  - Так вот я и говорю тебе,что есть у меня знакомый,который на костях гадает,а кости те всю правду тебе выложат. Я и сам на себе это испытал и мне тот человек помог.
  -Так где же нам его искать? - забеспокоился Архип.
  -Он здесь,мы с ним случайно встретились.
  -Так чего же ты медлишь?Пошли к нему.
  Архип,покачиваясь,встал с лавки и,шатаясь,пошёл с Агафоном в сторону Ромашки и Пимену.
  -Эх,Ромашко,придётся тебе развод на костях делать. Ай да Агафон, нашёл всё же подход к купцу! - радостно думал Пимен.
  Тем временем Агафон с Архипом подошли к их столу. Архип почтенно поклонился новым знакомым и представился:
  -Доброго вам здравия,хорошие люди. Меня Архипом Смоляковым кличут,я купеческим делом занимаюсь. Вот по совету вашего товарища имею к вам просьбу,помощь мне нужна.
   - Присаживайся к нам за стол,мил человек. Выпей смородиновой наливочки,а там опосля покумекаем как дальше быть - предложил Пименка купцу.
  -Благодарствую,как не махнуть чарочку с хорошими людьми.
  Суть да дело,так за разговором наступило и утро. В ночь в путь идти обречёшь себя на погибель - то зверь нападёт,то ещё страшнее зверя лихой человек. По утру люди купца заложили в телеги лошадей и Агафон с товарищами и с купцом отправились в путь. Уговор ночной был таков,что они рано утрам выехав от постоялого двора,остановятся в лесу на поляне. Обоз оставили на дороге,а сами пошли в лес искать полянку. Далеко ходить не пришлось,поляну нашли не подалёку  от дороги. Агафон прихватил дощечки,ещё приготовленные с вечера,на них будут раскладываться кости. Разложив кости на дощечках,Ромашко дал в руки Архипа меть.
  - Ты это вот что,Архип,метай в кости - куда меть ляжет то тому и быть. Архип,прицелившись,метнул меть в середину костей - подошевная меть показала нижней плоскостью в Уста. Ромашка взял в свои ладони руки Архипа,долго рассматривал их после чего,отвернувшись в сторону, стал что-то нашептывать себе под нос. Поле растолковал то что Архипу выпало.
  -Являет дело твоё трудное,а после идёт честь и корысть да великий прибыток. Уста кажут в кручину,двоемышление,дело с брязгою и в люди идёшь ты честен. Будет ещё корысть.Мыслишь что великий прибыток придёт. На ново место перейдёшь - иметь скота много будешь.Зло рядом с тобой сегодня едет и зрит как бы тебе подвох учинить. Когда подойдём к обозу,я дотронусь до гривы лошади. Лошадь начнёт брыкаться,кто её успокаивать станет - тот тебе и враг.  Ромашка и без этого знал что лошадь успокаивать будет приказчик купца. Так оно и вышло,Архип привязал того приказчика голым к дереву возле муравейника.
  -Жестоко он с ним - заметил Агафон,шепча на ухо Ромашке.
   Пиминка постоянно  писал всё,что происходило,а особо развод на костях. За эту ворожбу Архип пожаловал тридцать рублей,а сбудутся или нет те предсказания одному Богу известно. Три товарища пошли своей дорогой до Костромы. Купец Архип Смоляков остался в Шуе. Судьба товарищей сложилась по разному - Пименка Калинин написал книгу гадание на костях . Будет он и в застенках монастырей сидеть и кручина не обойдёт его стороной. Агафона с Ромашкой судьба не известна. Аксютка станет богатой помещицей и много вороживших людей погубит,сдавая их в руки правосудия,а имущество их отписывала себе в награду за донос.


Рецензии