Опыт жизни человека-Иного

                Опыт жизни человека-Иного.

                "В уме своем я создал мир иной
                И образов иных существованье"
                (М.Ю.Лермонтов)

                "Если б знали как люблю я то,
                чего как-будто нет"
                (Евгений Белкин "Неизбежность")

                "существует нечто и кроме того, что я вижу вокруг;
                я стал искать, не оставил ли Бог
                какого-либо свидетельства о Себе"
                (Б.Паскаль)

                "...душа моя, спрашивая себя о своих силах,
                знает, что не стоит себе доверять:
                то, что в ней есть, обычно скрыто и
                обнаруживается только опытом"
                (А.Августин "Исповедь")

                ***
 
          "Ночь в окне".
          ...Жизнь - и был ли я,
              И жил ли тут,
               А может просто - это сон вокруг?..
                (1996г.)

          ...Когда-то был я,
              и где-то еще есть,
               а после, может, еще стану...
                (2016г.)

                ***

                "Вселенная есть шествование.
                И когда замолкнут шаги - мир кончится.
                И теперь уже молчание есть вечерняя заря мира..."
                (В.В.Розанов "Опавшие листья")

                "Следует говорить только тогда,
                когда не имеешь права молчать,
                и только о том, что уже победил..."
                (Фр.Ницше)

      "..."ни один человек не знает, что есть в человеке, кроме духа
       человеческого, живущего в нем". Есть, однако, в человеке нечто,
       чего не знает сам дух человеческий, живущий в человеке, ты же,
       Господи, создавший его, знаешь всё, что в нем..."
                (А.Августин "Исповедь")

      "Благородное, что есть в моих сочинениях, вышло не из меня. Я умел только, как женщина, воспринять это и выполнить. Все принадлежит гораздо лучшему меня человеку.
 Ум мой и сердце выразились только в том, что я всегда мог поставить (увидеть) другого выше себя. И это всегда было легко, даже счастливо. Слава Богу, завидования во мне вовсе нет, как и "соперничество" всегда было мне враждебно, не нужно, посторонне..." (В.В.Розанов "Уединенное").

             "Странник, вечный странник и везде только странник..."
              (Луга-Петерб., вагон, о себе).
               (В.В. Розанов "Уединенное", "Опавшие листья"). 

     "...точно также и я, одновременно врач и больной, принудил себя к еще
неиспытанному, совсем иному климату души, а именно: к уединенному путешествию
по чужбине в чуждую даль и к интересу ко всему чуждому... Так началось кочевание
с места на место, начались поиски, перемены, отвращение ко всему постоянному,
ко всякому огульному отрицанию и утверждению: так возникли диета и гигиена,
которые облегчали душу насколько это возможно, его полеты вдаль ввысь и его
стремление вперед и вперед... Сама жизнь вознаграждает нас за непреклонную волю
к жизни, за нашу продолжительную борьбу с собой против пессимизма, происходящего
от утомления жизнью, даже за каждый внимательный и благодарный взгляд, от которого не ускользают малейшие, самые нежные, мимолетные дары жизни. Наконец, мы получаем за это крупный дар, вероятно, самый крупный, какой только жизнь может нам дать, - мы снова возвращаемся к нашей задаче"
                (Фр.Ницше "Странник и его тень. Переоценка всего ценного").

       "...Мой идеал - тихое, благородное, чистое. Как я далек от него.
Когда так сознаешь себя, думаешь: как же трудна литература!..
Чистый - вот Пушкин...
В чем же тут тайна? В необыкновенной полноте пушкинского духа. У меня дух вовсе не полный...
...Вот когда почувствуешь свое бессилие в литературе, вдруг начинаешь уважать литературу: "Как это трудно! Я не могу!" Где "я не могу" - удивление и затем восхищение (что другой мог)..."
            (В.В.Розанов "Опавшие листья"). 

      "Не загадка ли я сам для себя?..
       Велика сила памяти; не знаю,
       Господи, что-то внушающее ужас есть в многообразии
       ее бесчисленных глубин. И это моя душа, это я сам.
       Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?
       Жизнь пестрая, многообразная, бесконечной неизмеримости!..."
                (А.Августин "Исповедь").      

      "Каков бы я ни был, я весь перед Тобою, Господи. И я сказал, какого плода ожидаю я от своей исповеди Тебе, принесенной не голосом плоти и ее словами, а словами души и воплем размышлений, который слышало ухо Твое...
      ...Молчит язык мой и вопиет сердце...
      ...Тогда я обратился к себе и сказал: "Ты кто?". И ответил: "Человек"..."
                (А.Августин "Исповедь").

"...Здесь-то и лежит подобие в непостижимости: «наша духовная природа, существующая по образу Творца, ускользает от постижения и в этом имеет полное сходство с тем, что лежит выше нас; в непостижимости себя самой обнаруживая отпечаток природы неприступной» (Б.П. Вышеславцев, с. 136-291, 1994).

               
                ***

          Дорога. Ночь. Путь. Шаг за шагом тихой поступью совершаешь движение вперед. Вдох за вдохом сердце движется, и из глубины его всплывают мысли-образы. Но вот останавливаешься, вслушиваясь в безмолвие ночи и в потаенное откровение сердца. Человек в ночи, ночной человек, человек сокрытый, внутренний, который сокрыт в самом человеке и от себя, как того, кто лишь явствует в мире явлений. Из глубины сердца в ночной яви всплывают в глазах мысли-образы, как мысли о былом и мысли о вечном. Мысли-мысли, шаги-шаги и весь прорастаешь в движении. А из глубины движения всплывают в сознании вопросы о вечном, что сокрыто в ночи, как и о ином, что сокрыто в человеке ночном. Что это во мне и кто он? как нечто ИНОЕ меня самого и во мне самом, как некий инок в черном, вечный странник, вышедший из лесной тропинки к миру людей. И в глазах человека иного мир предстает совершенно новым, другим, необычным и удивительным. И повсюду в каждом отзвуке и в каждом движении, в каждом образе теней сокрыта тайна. Иное, ночное, потаенное, сокрытое, как и непотаенное, вечно самораскрывающееся и непостижимое, как нечто и чтО однажды и внезапно открывается в человеке...

                ***

                Всю жизнь ищу я то,
                Что вечно – со мною и во мне.
                Всю жизнь пишу из-за того,
                Что сердце жжёт искрою мысли.
                К Тебе летит моя царица,
                К Тебе любимый, мой Господь!

                Пишу, пишу из-за того,
                Что здесь не вижу ничего.
                Лишь вижу незримую границу –
                Дня уходящего и Свет Твоего.

                Что думы вечные
                Тревожат мой покой.
                И боль душевных мук,
                Как стаи страшный вой.

                Непостижимое из глубины
                Объяло мыслимое всё.
                Лишь звёзды ярче всё видны,
                Их свет и тьма творение Твоё.

                Всю жизнь пишу про то,
                Что мне любимо и моё.
                Радует так и печалит
                Сердце лишь живое.

                Как мысль творит из вечности,
                Что есть Ничто всего,
                Чего бы ни было на свете
                Лишь всё исходит из Него,
                Творя крылатые слова,
                Что падают в строку.

                Что в жизни всего дороже,
                Любимей и страшней.
                Что есть и быть может
                Иная Жизнь в жизни сей.

                Лишь человеку дано понять,
                Любовью Землю всю объять,
                И в сердце Образ Твой принять,
                И в путь идти опять… Опять!..

                ***

        "…Можно преодолеть то, что пережито в опыте жизни,
         но самый пережитый опыт навеки останется достоянием человека,
         расширенной реальностью его духовной жизни.
         Зачеркнуть самый факт испытанного нет никакой возможности.
         В претворенном и преображенном виде испытанное продолжает существовать.
         Опыт жизни, борения духа созидают образ человека.
         Человек не есть окончательно готовое и законченное существо,
         он образуется и творится в опыте жизни,
         в испытаниях своей судьбы. Человек есть лишь Божий замысел..."
                (Н.А.Бердяев).

                ***


 


Рецензии
Спасибо.

"Любовью Землю всю объять,
И в сердце Образ Твой принять,
И в путь идти опять… Опять!.."

Вроде как тут только и начинается Истинный путь - а до этого - суета сует.

Спасибо.

Саша Человекиз   22.03.2017 19:44     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и мысли сопутствующие.

От мысли к мысли череда...

"...и горе тому, чьё сердце не пребывает во страхе божьем; бродит тогда человек, уклоняясь от прямого пути в завтрашний день. А в страхе божьем не потеряна будущность твоя, пусть даже нет в том пользы и труды все твои на ветер, но отложи свершенье настоящего вперёд, потому что кто боится бога, тот избежит всего того, и одного держаться будет, а не многого. В безумии страстном бросает камни человек, а сердце мудрого знает время всякого камня, что надо собрать. И великое зло человеку, ибо не дано ему знать, что будет, и как это будет – никто не скажет ему; но сердце мудрого видит дальше суетных дней и ночей, оттого не страшили нисколько Нафана пророка всю ночь переклички солдатских постов: и воин Ванея правильно понял приказ Соломона царя и поселил этой ночью в глазах всех людей подобающий страх..." (из романа Дмитрия Лазутова "Реквием царя Соломона").

Бармин Виктор   24.03.2017 05:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.