Счастливая юность моя. Глава 1. У всякого Додика
В конце января 1963 года, вернувшись с каникул, студенты-третьекурсники физфака педагогического института с удивлением увидели в расписании два новых предмета. В одной строчке стояло метод. мат, в следующей – методы мат. ф.
- Может быть, здесь что-то напутали? Два похожих мата, - пошутил Вова Середа.
- Ничего не напутали, - возразила староста второй группы Алла Кирюшко, - скоро всё узнаете.
Прозвенел звонок на первую пару, и сразу же, вслед за студентами всех четырёх групп в аудиторию стремительно вошёл молодой преподаватель.
- Здравствуйте. Меня зовут Давид Григорьевич. Я буду читать вам лекции по методике математики.
Студенты начали перешептываться, зашуршали новыми тетрадями.
- Да, да, не удивляйтесь. Оказывается, на четвёртом курсе вы все поедете на годичную практику в сёла, где не хватает учителей. Очень велика вероятность того, что некоторым из вас придётся преподавать не только физику, но и математику. Вот поэтому было решено прочесть вам трёхмесячный курс методики математики.
Начнём с четвёртого класса.
Я достала новую тонкую тетрадку в ярко-розовой обложке и начала записывать лекцию. С первых слов преподавателя стало ясно, что ничего подобного все мы никогда не слыхали, и что предмет этот нам необходим для будущей работы, как воздух. Потом я очень жалела, что не завела по методике математики общую тетрадь. А три тоненькие розовые тетрадки хранила много лет и часто в них заглядывала.
На перемене ко мне подошёл Костик:
- Я этого преподавателя знаю. Он учился в моей 101-й школе и закончил на два года раньше меня. Мы его звали просто Додиком. А, как известно, у всякого Додика своя методика.
На лекциях по методике математики всегда было очень интересно. Чего нельзя было сказать о другом новом предмете «Методы математической физики». Преподавателя матфизики студенты давно называли за глаза Дирихле, так как его заумность и отрешённость почему-то ассоциировались с известным немецким математиком первой половины 19 века Питером Дирихле. Объяснял он совершенно непонятно. Исписывал формулами и выкладками всю доску, потом вдруг половину вытирал и заявлял:
- Здесь где-то вкралась ошибка.
Некоторые студенты добросовестно записывали, но большинство вообще не следили за ходом лекции, надеясь, что как-нибудь сдадут. Чтобы получить зачёт по математической физике, была разработана такая схема. Каждый студент готовил один вопрос и аккуратно записывал подробный ответ на двойном листке в клетку.
На зачёте все мы обменялись листками с ответами. Оставалось только надписать на титульной странице свою фамилию.
Не участвовали в этой акции-фикции, кажется, только два человека – наш Ленинский стипендиат Любченко и мой Костик. Он такое не мог себе позволить и написал ответы на все вопросы сам.
А вот у Додика лекции были «вкусные». Он сам только недавно закончил аспирантуру, работал в школе и все свои приёмы успешно применял на учениках.
- Запомните главное, - говорил Додик, - дети приходят после начальной школы, начисто забыв всё, чему их учили там. Ваша задача – идти от их знаний и сделать всё, чтобы они полюбили математику.
Додик учил студентов, как и чем можно заинтересовать детей.
- Спросите, умеют ли они считать. Кто-нибудь самый смелый сразу же заявит вам, что умеет считать до миллиона. Тогда предложите ему посчитать от миллиона назад. Пусть убедится, что это не так уж легко. А как вы представляете себе миллион?
Оказывается, если поставить в один ряд миллион человек на расстояние вытянутой руки, то этот ряд растянется от Одессы до Москвы.
Ещё Додик рассказывал математические сказки. Такие сказки у него были к каждой теме. Например, как сделать, чтобы ученики на всю жизнь запомнили, что делить на нуль нельзя.
- Расскажите детям такую сказку. Было это давным-давно, когда ещё звери умели разговаривать. Собрались они на полянке в лесу и стали распределять между собой цифры. Лев заявил: « Я царь зверей! Вот и возьму себе самую большую цифру - 9».
Медведь взял себе «восьмёрку». Волк – цифру 7, Лисичка-сестричка - цифру 6,
Зайчик взял «5». Белка спрыгнула с сосны и схватила цифру «4». Хорёк, шустрый маленький зверёк, забрал себе «тройку». Ёжик взял цифру «2», а Мышка ухватила «единицу». И тут приковылял на своих копытах хромой Чёрт. А на пеньке осталась одна-единственная цифра «ноль». Как известно, ноль ничего не значит. Стало Чёрту обидно. Он сердито сказал: «Ах, вы так! Ну, я вам покажу! Всех накажу!»
И теперь, когда множат на нуль, то нуль получается. А когда делят на нуль, то чёрт знает, что получается.
Сказка произвела на всех нас неизгладимое впечатление. Ни в одной книжке прочесть такое было невозможно.
Три месяца пролетели очень быстро. Потом было распределение. Молодые специалисты требовались почему-то только в южные районы Одесской области и в Донецкую область.
Мы с Костиком сразу решили, что Донецк далеко, и что мы поедем в Тарутинский район, в село Яровое.
Примечание: Такой я была зимой 1963 года
Свидетельство о публикации №216061700688
Лариса Шитова 14.05.2022 19:29 Заявить о нарушении
С теплом души, Рита
Рита Аксельруд 18.05.2022 09:09 Заявить о нарушении
Удачи!
Рита Аксельруд 19.05.2022 14:00 Заявить о нарушении