Счастливая юность моя. Глава 2. Практика

               
               
   Третий курс Костик закончил на повышенную стипендию, а я – с одной «четвёркой» по матфизике. Потом была ещё практика на авторемонтном заводе и на заводе, изготовлявшем плуги для всего Советского Союза. Хоть наш факультет назывался физическим, но будущая специальность звучала так: физика и общетехнические дисциплины. То есть предполагалось, что мы будем кроме физики
преподавать в школе черчение и технический труд. Ещё на первом курсе мы досконально изучили столярное и  слесарное дело, научились работать на токарных станках по металлу, а на лабораторных занятиях подробно познакомились с маслонасосами, карбюраторами и другими частями автомобиля.

   Как будущий преподаватель столярного дела, я своими руками с Юрой Леонтьевым делала деревянную этажерку для книг. Эти наши этажерки потом стояли в комнатах студенческого общежития. На занятиях по слесарному делу мы изготавливали настоящие плоскогубцы. Причём руководил нами очень старый мастер. Ему тогда было 78 лет, но он любил свою работу и не собирался уходить на пенсию. Я общалась с ним и вспоминала своего дедушку, который работал на заводе до 82 лет и ушёл с завода, потому что простудил в цеху почки.

    Для практического закрепления знаний о механизмах и машинах  нужна была производственная практика на заводах. На авторемонтном заводе мы были всего три дня. Авторемонтный завод находился на третьей станции Большого Фонтана. Моим руководителем был мастер по фамилии Заяц. Очень смешно звучало: мастер Заяц, студентка Куриц. Запомнилось, как я самостоятельно собирала коробку скоростей. Почему-то очень туго шла контргайка. Всё же я её закрутила. Потом пришёл мастер, всё раскрутил, легко завернул злополучную контргайку и сказал мне: «Сила есть – ума не надо. Представляешь, что было бы, если бы я не проверил, и эту коробку скоростей установили на машину? Была бы авария».

  Завод плугов назывался ЗОР (завод Октябрьской революции). Он находился на Пересыпи. Добирались мы туда двумя трамваями. Я работала в инструментальном цехе, помогала слесарю-инструментальщику и наблюдала  за работой токарей.
Завод занимал огромную территорию, а мы были закреплены за разными цехами и почти не общались.

  После двухнедельной практики Костик и другие парни остались ещё на рабочих местах, чтобы заработать немного денег на поездку в Ленинград.
Костик работал смазчиком в цеху, где делали лемеха. Работа эта была очень грязная и довольно опасная. Под высоким потолком ходил подъёмный кран и нёс на крюке вязку деталей. Костик, весь в машинном масле, рукавицами направлял эту вязку в огромную бочку с маслом и подавал крановщику команды. При этом надо было внимательно следить, чтобы не получить неожиданный удар лемехами по голове.
 
Я несколько раз приезжала к концу смены и ждала, пока Костик закончит работу, искупается в душе и переоденется в чистую одежду. Потом мы вместе обычно шли в кино. У меня тогда было любимое  платье из китайского ситца с яркими цветами на светлом фоне.
 
  Работа наших ребят на ЗОРе была омрачена ужасным несчастьем, которое произошло с Митей – нашим одногруппником и другом . Он работал в штамповочном цехе. Техника безопасности оставляла желать лучшего. Правая его рука попала под пресс, и спасти её не удалось.
               
 


Рецензии
Все, что умеешь делать, когда-нибудь пригодится.
Низкий поклон учителям нашим.
Вам, Рита, большая благодарность за добрую память о юности.
С теплом,

Марина Клименченко   25.02.2019 12:09     Заявить о нарушении
Очень рада, Марина, что читаете! Спасибо за отзыв! Удачи и добра!

Рита Аксельруд   25.02.2019 13:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.