Вечные темы. Ревность

Вслед за разговором о таком эфемерном и сложном по своему характеру чувстве, каким является любовь, нужно непременно сказать и о ревности. Один топовый блогер спросил у читателей: «Кому нужна ревность?»  Вопрос явно риторический. Ревность не нужна никому – это мы с вами знаем, понимаем, в доказательствах не нуждаемся!

Ревностные странности

А теперь попробуем рассмотреть ревность «изнутри». Замечено, что у всякого позитивного чувства имеется свой антипод. Любовь – ненависть. Дружба – вражда. Восхищение – отвращение. И т.д. Если считать ревность отрицательным чувством, то какое положительное подбираем ему в пару?

Словари в сомнении пожимают плечами. Одни говорят, что антонима к слову «ревность» в филологической природе не существует, другие, с долей сомнения, предполагают: «доверие».
В этом случае расхожее выражение «ревнует, значит, любит», подобно брюкам на показе мод легко превращается... превращается... в более чем сомнительную формулу: «не доверяет – значит, любит». Полный нонсенс! Придётся нам с вами покинуть область чувств и попробовать разложить ревность на молекулы.

Доверие, вера, неверие...

Помните карточную игру в верю-не-верю? Коротко, в один хлоп: игроки выкладывают карты вверх «рубашкой» и называют их достоинство. Ваша задача – любым путём избавиться от своих карт. Можно блефовать, но при этом вам могут верить или не верить.
Варианты:
 
сказали «верю» и угадали – все карты, лежащие к этому моменту на столе, уходят в отбой;
 
сказали «верю» и не угадали – все карты, лежащие к этому моменту на столе, забираете себе (наказание за доверчивость);
 
сказали «не верю» и при проверке выявилась ложь, – все карты, лежащие к этому моменту на столе, забирает предыдущий игрок – тот, чьи карты проверялись (наказание за обман);
 
сказали «не верю», но проверка не показала обмана – все карты, лежащие к этому моменту на столе, забираете себе (наказание за подозрительность).

Удивительно, но в карточной игре нашлись все признаки, связанные с муками ревности.

Муки ревности

Когда вы любите, то самым естественным и первейшим вашим желанием делается желание находиться рядом с объектом ваших грёз, снов, вздохов и ахов. Однако жизнь не всегда следует неизменному расписанию и чёткому планированию – объект может находиться на значительном удалении от вас – на работе, в магазине, на почте, в театре, в музее, в вагоне дальнего следования или самолёте дальнего рейсования, в деревне у дедушки, у тётки в Саратове...

И ладно бы у тётки, в Саратове, где глушь и редко кого встретишь или дозовёшься в гости... Объект может быть ещё бог знает где! Воображение рисует рядом с вашей любовью крутого мачо, паркующегося прямо у туфелек вашей Золушки. Или пикапера из соседнего офиса, с плотоядной улыбкой приносящего ей в пластиковом стаканчике горячий кофе. Или университетского профессора, ставящего «отл.» в зачётку исключительно после тщательной пальпации декольте...

Расклад получается как в картах. Если вы доверяете своей возлюбленной, то за доверчивость будете наказаны её изменой. Если она вам не верна, то вы её накажете за обман. А в том случае, если вы ошибались, будете наказаны ею за подозрительность.

Сцена ревности

Немного странно, что в своём разборе мы, идя по улице прекрасного светлого чувства, упёрлись в тёмный и малопривлекательный тупик. Поднимаем голову и читаем вывеску: «Юридическая контора». Теперь влюблённый становится настоящим следователем, ведущим допрос с пристрастием, находящим улики... Ещё немного – и он переквалифицируется в страшного в своей непогрешимости вершителя правосудия.

«Она меня за муки полюбила, а я её за состраданья к ним», – сказал мавр. Однако доброе сердце Дездемоны, как оказалось, не совсем то, что было нужно отважному Отелло. Оно, это сердце, способно испытывать приязнь и к другим. Выясняется, что его юная супруга сострадает лейтенанту Кассио! И, возможно, дарёный платок прикладывает к его пылающим щекам, да так на них семейную ценность и забывает! Отелло допускает сострадание Дездемоны к себе, но он категорически протестует, чтобы она проявляла добросердечие ещё и к другим. И он доказывает ей недопустимость данного образа чувствования, сначала слегка придушив, а затем окончательно заколов жену. Женщины не могут быть добродетельны! Отелло ни в коей мере не является идеологическим противником Яго. Он, сам того не сознавая, поддерживает мнение клеветника, когда тот подвергает женщин осмеянию:

Все вы в гостях — картинки,
Трещотки дома, кошки — у плиты,
Сварливые невинности с когтями,
Чертовки в мученическом венце.

Как хотелось бы согласиться с А. С. Пушкиным, писавшем: «Главная трагедия Отелло не в том, что он ревнив, а в том, что он слишком доверчив!» Игра в «верю – не верю» для Отелло закончилась ровно тогда, когда он взял в жёны превосходящую его по своим душевным качествам женщину. Такого жизненного конкурента терпеть рядом с собой он не мог!

Ревностная универсальность

Как известно, любовь – чувство универсальное, если говорить о его направленности. Тот же феномен мы наблюдаем и с ревностью.
Ревновать можно к:
 
фонарному столбу
картинам
книгам 
друзьям
собаке
кошке
морской свинке
ребёнку
дарованиям
умениям
вниманию со стороны других людей
удаче

Словарь В. Даля, со свойственной словарям объективностью, сообщает, что слово «ревновать» происходит от «рвать», «рвение» и означает потщиться всеми силами, стремиться к чему-то. А только завершая объяснение слова, говорит о его супружеском значении.

Значит, наш ревнивец располагается ближе к карьерной лестнице, к успеху в свете, к благам жизни, нежели к каким-то чувствам интимного свойства. Ну, не хочет он любить, как ни просите, он хочет единственно – рвать!


Рецензии