Человек, думающий, что он свободен, подобен брошен

«Человек, думающий, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит» Бенедикт Спиноза.
Весь предыдущий месяц выдался для меня очень загруженным. Какие-то дела постоянно висели тяжёлым грузом и ждали, когда же я до них доберусь… Но совсем недавно я шла по улице с университета и чувствовала себя совершенно иначе. Я чувствовала свободу. А  что именно я ощущаю, поняла только  тогда, когда стала всматриваться в лица людей, наблюдать за ними и сравнивать их с собой. Все они куда-то спешили, большинство из них были хмурые, озадаченные. Я же, не просто шла, а летела. Летела от того, что вся эта куча дел и проблем, обременявших меня совсем недавно, решена. Понимаешь, что ни ты никому ничего не должен, ни тебе никто ничего не должен. Вот в какое мгновение, я ощутила, что свободна, но это действительно было всего лишь мгновение…
Бенедикт Спиноза говорил: «Человек, думающий, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит». И это действительно так. Избавившись от одних дел, мы приобретаем  другие и снова становимся зависимы. Трудно представить совершенно свободного человека. Может быть потому, что мне не встречались такие люди? Не знаю. Но одно могу сказать точно,  – свобода – это то, что у тебя внутри, как поётся в какой-то песне. Это чувство, которое изредка посещает нас и снова куда-то девается.
Тема свободы звучит в произведения многих великих русских писателей и поэтов. Возьмём, к примеру, романтическую поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

 Все мы помним, как главный герой стремился обрести свободу, как наслаждался ей, когда обрёл. Но что в итоге? В итоге он снова оказался в неволе, от которой и бежал.  Главный герой был подобен камню, который думал, что он летит.
В стихотворении этого же поэта - «Отворите мне темницу» герой мысленно отдаётся свободе, видит себя летящего как ветер по степи. Но в конце концов он всё равно возвращается с небес на землю, и понимает, что «Окно тюрьмы высоко, дверь тяжёлая с замком». То есть свобода – это внутреннее ощущение, посетившее героя.
Размышляя над данной темой, вспомнила о том, что и в своих собственных произведениях я затрагивала тему свободы.
Пусти меня.
Туман окутал поле.
Не видно ничего.
Пусти меня на волю
Ведь вырвусь всё равно.

Камыш стоит высокий
Как стража у реки.
Уйди с моей дороги,
Не стой ты на пути.

Собрались тучи в кучу,
Полёту птиц мешают,
А птицы как и я
В неволюшке страдают.

И горы как преграда
Перед мохнатым лесом.
Чрез них бы перебраться,
Да приоткрыть завесу!
Воробьёва Марина

Свобода
Вокруг всё рамки и ограничения,
Везде пароли, коды и замки.
Ни злости не хватает, ни терпения,
Ведь так погибнуть можно от тоски.

"Не делай то, де делай это,
Сюда не лезь,  туда нельзя,
А это вовсе под запретом,
Не тронь, обратно всё повесь" -

Вот слышу что ежеминутно,
Вот, что выводит из себя.
Ну как так можно, это ж нудно-
Всё время жить, других гнобя.

Как после этого, скажите,
Не быть забитым и чужим?
Вы мне свободу покажите...
Ну хоть глазком взглянуть одним

Я как ребёнок в ней, наверно,
Не знаю что здесь и к чему.
И всё же, как же это скверно -
Запреты ставить ко всему.

Но есть прекрасные мгновенья,
Когда весь мир в моих руках,
Когда приходит вдохновенье
И исчезает глупый страх.

И как не странно прозвучит-
Это минуты единенья.
Да, когда всё вокруг молчит,
И ты не чувствуешь волненья.

Наедине сама с собой...
Мне всё на свете по плечу
Никто не скажет мне "постой",
Всё будет так, как я хочу.
                Воробьёва Марина
Несмотря на то, что данные стихотворения были написаны совсем давно, судя по всему, эта тема в те моменты была для меня важна. Видимо, таким  образом я выражала свою свободу в творчестве.
  Кстати говоря, одна начинающая писательница –Мария Цитцер, с творчеством которой я познакомилась на сайте проза.ру,  считает, что человек свободен только тогда, когда находится в состоянии  эйфории. Когда его разум освобождён от мыслей, переживаний. Она же говорит, что состояние свободы зависит от твоего внутреннего мироощущения. «Когда парень добивается девушку – он не свободен. Он обременён задачей – покорить любимую. Как только он достигает этой цели – он находится под влиянием чувств  - радости, счастья, влюблённости. В этот период он свободен, так как его разум освобождён от тягостных мыслей. Но это состояние свободы улетучивается, как только он построит себе новую задачу, после решения  которой ,обретёт  новую свободу. И так продолжается всё время» - пишет Мария Цитцер.
Ту же самую мысль можно уловить в произведении А.С. Пушкина  «К***».
 «В глуши, во мраке заточенья  тянулись тихо дни мои». В этих строках отражается зависимость героя от тягостных мыслей.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Здесь уже мы видим вдохновение, воодушевлённость, счастье, восторг, являющимися  отражением внутренней свободы.

Таким образом, можно сказать, что свобода – это весьма многогранное понятие.  На эту тему можно размышлять бесконечно. Возможно, кто-то и не согласиться с тем, что  «Человек, думающий, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит».  Но мне кажется, это высказывание как нельзя точно отражает всю суть явления. Пока  мы ощущаем себя свободными, мы действительно летим.  Но, к сожалению, или к счастью, мы не можем провести в полёте всю жизнь. Нас постоянно приземляют наши внутренние заботы, тревоги, мысли; люди, которые нас окружают (близкие и далёкие); жизненные обстоятельства; различные ситуации и те рамки и ограничения, которые мы для себя придумали.


Рецензии