Катастрофа 1941-2 Предательство-4

Как расположены дивизии прикрытия госграницы в ЗапОВО?
Им назначены были полосы ответственности (участки) примерно равной ширины, строго по линии границы. Что, Генштаб не знал, что противник своими танковыми и механизированными дивизиями будет рваться на крупные шоссе? Так зачем прикрывать леса и болота Беларуси тем же силами, что и магистрали? Или нельзя было догадаться, что именно их надо оборонять, создав глубоко эшелонированную и противотанковую оборону. Что такое расположение дивизий несет угрозу их быстрого окружения?
Для иллюстрации этого предлагаю взглянуть на карту сверху.

По этой карте, даже мне, не умудренному военно-академическими знаньями, видно, как оборона границы была нарезана нашим стрелковым корпусам  почти равномерно, причем размещены дивизии были так близко от границы, точно повторяя ее линию, что запросто поражались огнем вражеской артиллерии.  Равномерное распределение стрелков по границе ничем не может быть оправдано. По тактике того времени (да и в наше), наступать через леса и болота практически невозможно. Ведь еще финская эпопея это подтвердила. И? . Это, ясное даже ребенку, сделано не было. Почему? Ведь общий «План прикрытия» был разработан Генштабом… Или они местности не видели? Карт у них не было?


Разведка.    От ее работы зависело все. И Германия, прежде чем напасть на СССР, выявила почти все.  Данные армейских разведчиков ОКХ, авиаразведки ВВС, агентурной разведки  — абвера и разведки ВМС сосредотачивались в абвере, систематизировались, анализировались и только после такой обработки отправлялись военно-политическому руководству Германии для принятия решений. Если количество и характеристики вооружения, техники и запасы узнать было не сложно, то дислокацию по планам военного времени, личные данные командиров частей и соединений, причем по всей линии границы, без агентов среди генералитета практически невозможно.

А наша разведка? Армейская и ГРУ снабжали Сталина лапшой(1), НКГБ более-менее реальные данные поставляла, но далеко не полные.  Сейчас наши «историки» сетуют, что авиаразведка немцев безнаказанно «резвилась» в небе СССР. Но его руководство строго настрого запретило их сбивать. Но  никто не пишет и это, по-видимому, до сих пор засекречено, что самолеты, нарушившие приграничную полосу в 20 км чужой территории, сбивались или принуждались к посадке. Но… чего только стоит несанкционированный и «незамеченный» пролет «Ю-52» до самой Москвы. Правда головы в ПВО за это полетели (оно проспало), но факт остался фактом.

Так же и наши самолеты залетали через границу в рамках слежения за приготовлениями сопредельной стороны, но о явных приготовлениях немцев наверх не докладывалось. Только Берия, почуяв неладное, 21 июня с утра, направил п-ка Захарова облететь на У-2 всю границу Беларуси с Польшей и сообщить обо всем в штаб округа. Но чтобы предупредить поломку или уничтожение самолета с разведданными.,. предусмотрел его посадку через каждые 50-70 км на полянах, где ожидали пограничники, направлявшие донесения о результатах разведполета Павлову,..

Но они были подчиненными НКГБ и Берия узнавал о содержании этих донесений  — еще раньше Павлова.
И? Приграничная полоса была забита войсками «Вермахта», изготовившимся к наступлению. Гитлер уже неделю не скрывал свои намеренья. Берия бьёт тревогу, докладывает Сталину, а Павлов Сталина продолжает успокаивать. Жуков, к которому  со всех сторон сходились разведданные и который давно знал об этом – вылетает, имитируя свои бурные действия, в Тернополь, где командующий КОВО Кирпонос уже вступил в должность командующего Ю.-Зап. фронтом.

О предательских действиях всего командования РККА говорит даже не это, а тот факт, что войскам приказ на занятие позиций по плану прикрытия госграницы был отправлен войскам ещё 16 июня. С 17-го войска Одесского, Прибалтийского округов, Северного, Балтийского и Ч.Морского флотов скрытно и с некоторыми ограничениями исполняли его. А  центральные округа приводились в боевую готовность только …в 23 часа 21 июня Киевский и в 3,30 22-го он дошел до штабов армий в Западном. За 40 минут до начала войны! Это самые большие округа, которые составляли 2/3 всей армии на востоке страны. В то время, как авиация было поднята по тревоге на 2-2,5 часа раньше, командующей ей, 23-го числа …застрелился.

Послушайте, что говорят командиры взводов, батарей о начале войны в своих, а не «исторично-генеральских» воспоминаниях:
В.С.Петров пишет, вкладывая слова в уста ком. взвода управления батарей, мл. л-та Позднякова:

«… — Судьбу солдата решает случай... естественно,— продолжал Поздняков,— вы знали... я знал... все знали... вот-вот грянет война... командующие не затыкали уши. Только одно учреждение, разведка... не замечала развертывания немецкой армии, которое продолжалось в течение многих месяцев открыто, на глазах польского населения... и наших войск... Расплачиваются за это дети... женщины... Теперь они подвергаются бомбежке, обстрелам, бедствуют, страдают, гибнут... Если у нас действительно существуют свои разведывательные органы, то чем же они занимаются? Почему они не донесли и не убедили командование о близком нападении и почему не началась эвакуация семей хотя бы двадцатого, двадцать первого?»(2)

О том же говорит ветеран 229 кап п/п-к КИРДЯКИН В.Д., тогда командир батареи 152 мм гаубиц-пушек:

«… Между тем информация была тревожная. Так, в окрестностях яновских летних лагерей, где мы базировались перед войной, постоянно шныряли немецкие похоронные команды, которые якобы разыскивали могилы немецких солдат, погибших в 1939 году при нападении немцев на Польшу, а также в стычках с советскими войсками, совершавшими освободительный поход в Западную Украину и Белоруссию.
На самом деле они занимались разведкой, сбором информации о расположении, численности и вооружении советских частей и соединений, базировавшихся в Западной Украине. Разведкой занимались и разведчики-нелегалы. Кроме того, перед войной участились случаи нарушения воздушного пространства немецкими самолетами. Сбивать эти самолеты нашим летчикам запрещали, чтобы избежать провокаций, хотя было понятно, что эти самолёты занимались воздушной разведкой и фотографированием военных объектов.

Известное сообщение ТАСС от 14 июня 1941 года, в котором говорилось, что нельзя верить распространяемым в последнее время слухам о близости войны между СССР и Германией, что эти слухи являются пропагандой враждебных СССР и Германии сил и что Германия, так же как и СССР, неуклонно соблюдает советско-германский пакт о ненападении, выглядело странным. …"(3)


Связь.        Управление было сразу утеряно. Это случилось по ряду причин, но главной была связь! Она практически не изменилась с первой мировой войны. И хотя технически она претерпела некоторые изменения, организационно и в принципах она осталась той же.
Военные училища связи почти не учили будущих офицеров радиосвязи. Они не умели даже настраивать радиостанции. А те требовали  тщательной настройки потому, что были очень несовершенны технически.  Не работали на  ходу и часто не давали возможности связаться, находясь на месте.  Стоило недалеко проехать машине, а тем более колонне  —  связь прерывалась из-за помех. Радиостанций не хватало… Даже танки и самолеты  были радиофицированы только процентов на 30. Ремонтировать вышедшие из строя, а это случалось часто, не было кому…

Управление остальными осуществлялось флажками или сигналом «Делай как я!. Управление пехотой от роты и ниже – посыльными… Всё управление, в артиллерии, в звеньях батальон-фронт, ложилось на телефонную (проводную) связь. В мирное время она обеспечивалась своими линиями, проложенными по столбам параллельно гражданским. Хоть и не кодировалась технически, но худо-бедно обеспечивала передачу команд и докладов.

В военное время телефонная связь была тормозом для нормального управления войсками. Мало того, что она была громоздка из-за большого количества, а главное  веса, проводов для нее  — для ее организации и сворачивания нужна была масса времени. Часто из-за этих трудностей подразделения, части не могли вовремя переместиться, не получали данных о дислокации противника, его перемещениях,  не могли сами вовремя переместиться, уйти из под удара, занять рубеж…

Хорошо если они находились в обороне хоть несколько дней, и из-за обстрела или по другой причине линия связи обрывалась. Тогда по ней бежал телефонист, делал сросток и связь восстанавливалась. Но никто  не думал о том, что война становится гораздо динамичней  и провода не удовлетворяют темпам в ней.

К тому же проводная связь было очень уязвима. Тактически немцы были выше на голову (речь об этом еще пойдет) но они в составе всех своих разведбатов имели по несколько человек хорошо знавших русский. Из эмигрантов или немцев, убежавших из СССР от репрессий в 37-39 годах.  Прежде чем перерезать провод они слушали и определяли  подчиненность линии, позывные («Ромашка, Ромашка – я Береза!»), перерезали её, подключались сами, и давали команды «Отбой!» или «Переместится вглубь обороны» подчиненным или «докладывали» начальнику о множестве атакующих танков.  А танков то …во всей армейской группе не было ни одного.

Наши велись и отсюда вновь паника, хаос и преувеличение числа диверсантов в наших тылах. В.С.Павлов говорит, что хорошо, что в первый день войны не оказалось артиллериста у немцев, подключившихся к линии его батареи. А то бы заставили стрелять из 152мм гаубиц по своим:

«…  Почему огневая позиция не принимала команд? Безобразие... Я доложу о вашем поведении командиру дивизиона.
Вести огонь по танкам и выполнять одновременно команды стреляющего? Это уж слишком! Телефонисты несли какую-то чушь... отбой, отбой... я передал о появлении танков... и не отвечаю за постановку службы на НП.
— Отбой был объявлен...— командир батареи взглянул на часы,— двадцать пять минут назад.
Ничего подобного. Первая команда принята в 21 час 15 минут, в то время, когда танки начали обстрел.
— Вздор!
— Но вот... мои записи... если недостаточно, я вызову телефонистов.
Лейтенант Величко осветил фонариком бланки старшего на батарее и умолк. Явились телефонисты. Поздняков начал разбирательство. Одни утверждают, что неоднократно с 21 часа поступало требование «отбой». Другие запальчиво отрицали, команда на снятие была передана только в 21.35.
Командир батареи прекратил диспут. В телефонную линию включились чужие аппараты. Диверсия?
— Что же это такое? — спросил Величко.— По какой цели вы произвели последний выстрел?
С помощью Позднякова я листал записи.
— Ну, что же... мы накрыли ее по всем правилам,— проговорил в утешение самому себе командир батареи.— Но... мерзавцы... дурачили нас столько времени!
База — расстояние между НП и ОП — 8 километров. Всякий желающий имеет возможность включиться в телефонную линию такой протяженности. …»(4)

Но как вам такие факты?

1. ЮГО-ЗАП. ФРОНТ.        Приказ на занятие позиций не 16.06.41, а только в 21.30 21.06. Артиллеристы в лагерях в отрыве от складов боеприпасов и топлива. Приказ артиллерии 5 армии 23.06.41 …выйти в лагеря.  Отмена состояния боевой готовности частей с 14 часов 21,06.41. Удар 1-й ТГ пришелся в стык 5 и 6 армий, место которое было ослаблено специально для заманивания немцев в район Дубно, где «ожидало» их восемь танковых дивизий. Что из этого «ожидания вышло»?  Опять поражение.

2. ЗАП. ФРОНТ.               Приказ на занятие позиций не 16.06.41, а тревога объявлена не для всех, а  только в штабах армий в 3,40  22.06.41. Части не выведены  19,06 из ППД в районы обороны, как приказано, а оставались в них. Вооружение с самолетов было снято 21.06.41. Запас топлива был только …300 тонн. Артиллерия была выведена в лагеря, а все зенитные подразделения отправлены на сборы в район восточнее Минска. Удар 2-й ТГ был нанесен в незащищенное вообще войсками 6сд и 22тд направление южнее Бреста в стык 4-й армии и 75 отд. дивизии, одной отвечавшей за оборону всего левого фланга фронта. 4-ая армия не имела к обороне дивизии и левого фланга фронта …вообще никакого отношения, вопреки изображению на карте. Лесо-болотистые районы Беловежской пущи защищались по разработанному плану так же, как и шоссе Берлин  —  Москва.

3. СЕВ.ЗАП. ФРОНТ            Войска за 17-20 числа заняли позиции для обороны. А 20-21 по огневым позициям артиллерии ездил генерал и приказывал  сдавать орудийные панорамы, без которых стрельба невозможна, «для выверки в Ригу».  Удар третьей ТГ Вермахта пришелся по 128 дивизии. Левофланговой, во всем ПрибВО. Она имела в первом эшелоне лишь 5 батальонов стрелков. Была смята, разбита и окружена сразу …двумя танковыми, одной механизированной и тремя пехотными дивизиями немцев.
Эту махину пыталась контратаковать 5 тд 11армии, но безуспешно, тем более что в тылу армии стояли две дивизии литовского корпуса о ненадежности которых прекрасно было известно. Их даже не переодели с 1939 года в советскую форму и не вооружали советским оружием. Вот они свое и повернули против РККА, создав в тылах 11-й армии полную панику.

Мосты через Неман в полосе наступления 3ТГ немцев были заранее подготовлены к взрыву. Но по чьему-то (?) приказу из штаба округа они были 21,06,41 разминированы, а назавтра захвачены.

Кто  теперь станет точно утверждать, что в верхушке РККА не было явного предательства. Так готовился СССР к войне. Сталин дул в свою дудку, а генералитет в свою.

(1) см. выше в «Катастрофа 1941-2 Предательство-2»
(2) Петров В.С. «Прошлое с нами», Т.1, стр. 378
(3) Интервью с ветераном 229 КАП  Кирдякиным Василием Даниловичем. 19.06.2009
http://neuruppin.webstolica.ru/sobytija
(4) Петров В.С. «Прошлое с нами», Т.1, стр. 450


Следующая главка, «Катастрофа 1941-3. Вероломно?», тоже будет…


Рецензии
Хорошо выходит?
Прежде, чем выплескивать свои суждения о войнах - надо для начала в принципах военного дела разбираться. Чтение "вумных" книжек здесь мало поможет, как вам, например.
Так где военному делу учились? Где служили? Кем?

Николай Лемешко   19.06.2016 19:54     Заявить о нарушении
Вы с кем сейчас разговариваете? Мою рецензию удалили и разговариваете сам с собой?
Судя по Вашим амбициям, у Вас за плечами как минимум Академия Генштаба и командование не менее чем фронтом. Каким фронтом командовали?
А я с Вами письками меряться не собираюсь. Ежели даже при чтении по диагонали глупость режет глаз, то пишу сразу. А уж ежели к "вумным" книжкам обратиться, то, полагаю, будет глупостью всё от первой и до последней буквы. Но Вы, пока более подробного изучения не заслужили. Слишком уж на поверхности ляпы. И никакая служба у миномёта от этого не спасёт)))

Евгений Темежников   22.06.2016 21:00   Заявить о нарушении