Преобразование образования

Я использовал в названии этой статьи слово «преобразование», потому что мне не нравится слово «реформа». Когда говорят о реформах, то это почти наверняка означает, что никаких позитивных изменений не последует. После проведения реформ, особенно в системе образования, либо изменений не происходит совсем, либо положение дел меняется в негативную сторону.

Взять хотя бы этот набивший оскомину ЕГЭ. Результаты показывают, что уровень знаний у учащихся после ввода этого экзамена, да ещё с диким режимом его проведения, неуклонно снижается год от года. О призовых местах на международных олимпиадах уже забыли, а общее отупение только усиливается.
Но вот парадокс. ЕГЭ как раз и ввели по причине снижения уровня знаний в общеобразовательной школе. То есть, в какой-то момент стал доминировать тезис о том, что в советские годы учителя были неравнодушными, уделяли много внимания учебному процессу, требовали, и поэтому, мол, у учащихся были знания. И по идее ЕГЭ должен был повысить и требования к учащимся, и подстегнуть сам учебный процесс. Однако, вместо ожидаемого роста уровня знаний, результат оказался прямо противоположным — уровень знаний стремительно покатился вниз.

Возникает вопрос — почему так произошло? Ведь, действительно, в советские годы уровень образования был намного выше. Произошло так потому, что в Министерстве образования проигнорировали или попросту не учли тот факт, что Советский Союз был совершенно другим государственным образованием, в нём была совсем другая идеология и совсем другое отношение к учёбе. Школьники не курили на переменах на виду у учителей, а школьницы не приходили в школу с накрашенными губами. Школа воспринималась как место, которое не только даёт ребёнку знания, но и даёт ему путёвку в жизнь, делая из него полноценного гражданина своей страны. Таким образом, в советские годы не учебный процесс был другим, а само отношение к нему, как со стороны учителей, так и со стороны учеников.
В советском обществе было крайне негативное отношение к тунеядцам, был высокий престиж высшего образования. В тоже время была развита система профессионально-технического образования и профессия рабочего не была такой уничижительной, как сейчас. Как следствие, у детей было хоть какое-то ЖЕЛАНИЕ учиться, была хоть какая-то мотивация к учёбе.
Но затем распался Советский Союз, в умах родителей стали доминировать только деньги, что неизбежно привело не только к презрению к рабочему классу, но и вообще к простым людям; в обществе возникла убеждённость, что за деньги можно купить и высшее образование, и место под солнцем. И в результате, желание учиться у детей исчезло совсем. Видя, что дети учиться не хотят, учителя неизбежно начали терять и своё желание чему-то детей научить.

И вот государство вводит ЕГЭ со всеми сопутствующими страшилками типа видеокамер, обысков, наказаний и прочей дикости, наивно полагая, что можно ЗАСТАВИТЬ ребёнка учиться. Но это абсурд. Если желания учиться у ученика нет, то из-под палки его можно, конечно, заставить что-то выучить, но таким методом вложенные знания он потеряет через пять минут после получения аттестата. Едва выйдя на улицу после окончания школы, он тут же забудет всё,что ему пытались вдолбить в голову, потому что у него не было самого главного — ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ.

Давайте разберёмся в том, куда же подевалось у детей желание учиться. Вот на днях я узнаю такю новость — в этом году право выбирать иностранный язык для изучения отдали...  родителям!!! То есть, какой язык хочет учить сам ребёнок никого не интересует. За него решает либо школьный учитель, либо родители. А  сам ребёнок, его собственные интересы и желания игнорируются и подавляются. Неужели вы действительно считаете, что дети не понимают того, что к ним относятся, как к вещам? Дети, даже самые маленькие, очень болезненно переживают ситуацию, когда жёстко подавляются их интересы. Например, некая меркантильная мамаша считает, что её дитя обязательно должно учить английский язык, потому что этот язык востребован, потому что за этим языком будущее и прочая, и прочая. А её ребёнок, ещё находясь в детском садике заинтересовался французским, потому что его знала одна из воспитательниц и привила ему любовь к этому языку. Ребёнок уже начал немного говорить по-французски, начал сам учить новые французские слова и всё больше и больше культивировать свой интерес к французскому языку, в чём воспитательница ему безусловно содействовала. Но вот пришло время идти в первый класс, а мамаша ребёнка о французском и слышать не хочет. «Ты будешь учить английский, потому что я лучше знаю, что тебе нужно». Она может привести ребёнку сотню аргументов в пользу английского языка, но все эти аргументы бессмысленны, потому что её ребёнок НЕ ХОЧЕТ учить английский. Нет у него такого желания, потому что ему интересен французский. Но разве ребёнка кто-то слушает? Он же вещь, ну или раб, который должен выполнять все прихоти своих рабовладельцев. Подумайте, выучит ли этот ребёнок английский язык, если у него на корню убили интерес к французскому? Да плевать он на него хотел. И не только на английский плевать хотел, но и на школу, и на учителей, и на весь учебный процесс.
Я привёл только один пример из миллиона подобных, но отупевшие взрослые продолжают кудахтать о том, что молодёжь сейчас не та, что была раньше; что большинство детей это дебилы, которые ничего не хотят учить и ничему не хотят учиться. Признаться же в том, что именно взрослые в лице родителей и учителей методично и целенаправленно убивают у детей интерес к учёбе, убивают их естественное стремление к познанию, применяя самые грубые силовые методы принуждения, не сможет наверное никто.

Я не исключаю вероятности того, что эти строки прочитал учитель, который согласен со всем вышеизложенным. Может ли он хоть как-то изменить ситуацию, учитывая существующую систему образования? Может. Я могу такому учителю дать несколько советов.
Во-первых, перестаньте ставить двойки за невыполненное домашнее задание. Прежде всего потому, что вы не можете знать наверняка, почему ребёнок это задание не сделал. Болела голова, поругался с мамой, да всё что угодно. Но даже если он не выполнил домашнее задание, просто потому что не хотел, то это значит,что в тот момент он хотел чего-то другого. Как можно наказывать ребёнка за то, что у него было не то желание, которое нужно вам?
Во-вторых, не бойтесь отстать от школьной программы. Если вы преподносите материал интересно и увлекательно, то у детей неизбежно будут возникать вопросы. Вопросы по вашему предмету, но, возможно, не по теме урока. Как правило, в подобных случаях учитель лихорадочно смотрит на часы и начинает жалобно скулить, что, мол, ребята, мы отвлеклись и не успеваем. Не нужно бояться. Если вопросы прямо или косвенно касаются вашего предмета, давайте самые исчерпывающие ответы, потому что интерес ребёнка неизбежно нагонит и даже перегонит то, что вы считаете отставанием от программы, при условии, что этот интерес не будет убит или подавлен.
В-третьих, как бы вас ни проверяли всякие вышестоящие инстанции, всё-таки все эти всевозможные гастролёры и контролёры не находятся у вас в школе постоянно, а значит ничто не мешает вам создавать в школе доброжелательную обстановку, способствующую и культивирующую у детей их естественный интерес к знаниям.


Рецензии