Все в памяти моей. Гл. 6. Юность. ч. 2
О чем могла мечтать девочка, начитавшаяся романов Войнич, Жорж Санд, Джека Лондона, Фенимора Купера? Ну, конечно же, о любви, возвышенной и романтической, о мужественном герое - красавце, о путешествиях и приключениях! А действительность была не то что далека от мечтаний, но даже несопоставима с ними, и приходилось в своих чувствах как-то мирить одно с другим. Наше существование в те годы можно было только с большой натяжкой назвать нормальной жизнью: питались плохо, одевались - и того хуже, убогость и недостаток были во всем. Спасали юность, книги, друзья и, конечно же, постоянное чувство влюбленности.
Это было замечательно! Утром просыпаешься с праздником в душе, в школу летишь на крыльях... Даже весенний воздух становился иным, - густым и ароматным, - казалось, его можно пить, как сиропную воду, что продавали у нас в чайной.
Все было значительным, волнующим: мимолетный взгляд с верхней площадки лестницы, неожиданная встреча, когда идешь, - и вдруг - он! Сердце ухает куда-то вниз и ноги прирастают к полу, а лицо и уши вспыхивают пламенем! И при этом надо не выдать себя, пройти мимо, гордо задрав голову, а то и отвернувшись: дескать, мне совершенно безразлично, мне наплевать, идет он или стоит, смотрит на меня или нет!
Мальчишки подбрасывали мне в парту записочки с многоточиями, с предложениями «дружить», шли за нами из школы на почтительном расстоянии, когда мы,- я, Ира и Надя, - плелись домой по «бурковке», забыв о времени за бесконечными разговорами. Кто-то из них начинал часто попадаться мне на пути в школу. И уже тогда я, каким-то женским чутьем, все понимала, но, чаще всего, мои интересы не совпадали с интересами моих воздыхателей.
Жила неподалеку от нас в то время одна многодетная семья по фамилии Качур. Дети – одни мальчики, черноглазые, черноволосые, смуглые, как цыгане, их все звали – Качурци. Встреч с ними опасались все ребята нашей улицы, и не только нашей. И вот, когда я уже была в шестом классе, всякий раз, как только я оказывалась на улице одна, вдруг откуда-то появлялся самый "страшный" из них – Васька, по прозвищу Цыган, невысокий, с длинными жилистыми руками и красивой, кудрявой головой. Был он года на два старше меня. Он близко подходил ко мне, преграждая путь, и, глядя в лицо блестящими глазами, тихо цедил сквозь зубы:
- Жидивка!…- и пропадал.
Но я не боялась и не обижалась: его выдавали глаза, они были, как у больной собаки, когда он смотрел на меня. И было жаль его...
Учился в нашей школе (тогда уже в десятом классе) Додик, Давид Нуник, рослый парень с рыжей шевелюрой, добрыми голубыми глазами и веснушками, сплошь усыпавшими не только его лицо, но также шею и руки. Он стеснялся своего высокого роста, все время сутулился и прятал за спину или в карманы брюк большие и красивые кисти рук, а если краснел, то сразу весь, от макушки и, подозреваю, до пяток, - и тогда еще ярче вспыхивали на лице и руках золотистые крапинки. На школьных вечерах он стоял где-нибудь в углу, подпирая стену, и смотрел оттуда на всех чуть исподлобья, ласково и слегка насмешливо.
Я уже училась в седьмом классе и в нашей компании была заводилой и иногда на вечерах начинала «раскручивать» кого- нибудь из ребят на глазах у подружек, и, глядишь, после танцев он уже «скребет», как говорила Ира, по мостовой вслед за нами в числе «сопровождающих». Но сколько ни подначивали меня девчонки «раскрутить» Додика, я не позволяла себе даже безобидную шутку в его адрес, до того он казался беззащитным, особенно перед нашей лихой «сворой»: семь девчонок, первые ученицы в школе, насмешливые и нахальные до ужаса!
Додик жил с матерью, старой бабкой и таким же древним дедом с белой бородой и седыми пейсами на висках, в глиняной хате с низкими оконцами и перекошенной крышей на улице Тараса Шевченко. Часто в сухую погоду я с Ирой и Надей возвращалась из школы домой по этой улице, она была посередине, между Садовой, где жила Надя, и Ленина, где жила я, а в конце ее, в маленьком переулке, стоял дом Ириных родителей. Мы втроем доходили до этого переулка, - до автороты, - и дальше продолжали свой путь поодиночке: Надя спускалась вниз на Садовую, я поднималась на улицу Ленина, а Ира шла в свой переулок. И всегда, проходя мимо хаты Додика, мы видели его бабку, старую Нуничку. Худая, высохшая, словно мумия, в длинном черном балахоне, она сидела на корточках в траве, у покосившейся калитки, обхватив колени тонкими, сухими руками, и смотрела на нас темными, как провалы, глазами из-под низко надвинутого на лоб выгоревшего, теперь уже не понятно, какого цвета, платка. Походила она на старую, нахохлившуюся ворону.
- Ведьма! – шептала Ирка и мы торопились поскорее пройти мимо, а я с опаской оглядывалась и видела, как старуха провожает меня долгим внимательным взглядом.
Неподалеку от хаты Нуник, за углом, стоял дом бабушкиной подруги, - Дудкевички, - и бабушка, идя к ней, проходила мимо Нунички и слегка кивала ей головой, приветствуя. Та никогда не отвечала, лишь молча смотрела горящими глазами. И вот как-то, уже миновав ее, бабушка вдруг услыхала:
- Вэй! Мадам Туменок!
Оглянувшись, она увидела, как Нуничка поднялась с земли и направилась к ней, легко переступая темными босыми ступнями. Такого никогда не бывало, Нуничка ни с кем не разговаривала, и бабушка поначалу даже немного испугалась. А Нуничка, мешая еврейские и русские слова, справилась о ее здоровье, о зоровье мамы и стала расспрашивать обо мне: как зовут, сколько лет, помню ли отца? И в конце заявила, что, как старшая семейства Нуник, она присмотрела Додику невесту, то есть, меня...
Бабушка, смеясь, рассказала все это маме, а мы с братом все слышали. Я готова была провалиться сквозь землю, а брат дико хохотал и долгое время потом при случае издевался:
- Нуничка!
Бедного Додика я возненавидела и обходила его улицу десятой дорогой. Подругам плела, что угодно, но правду не говорила...
Спустя годы Додик стал в Киеве хорошим врачом и, наверное, сейчас неплохо живет в Израиле, если еще жив...
К седьмому классу у нас уже образовалась компания в девять человек: семь девочек и два мальчика. После школы мы расходились по домам, делали уроки, а затем, вечером, собирались вместе у кого-нибудь, чаще всего у меня.
Кстати, об уроках. Занимались мы также втроем: я, Ира и Надя, - почти всегда в доме у Иры.
Мне было интересно бывать здесь. Отец Иры, Василий Давидович Цыбенко, был преподавателем в зоотехникуме, а мать, тетя Аня, занималась домашними делами. Был у Иры старший брат, Анатолий, мы были первоклашками, когда он заканчивал школу почти в двадцать лет, - сделать это раньше помешали война и оккупация. Анатолий увлекался классической музыкой и, обладая неплохим голосом, пел (и даже на сцене нашего районного клуба) оперные арии и романсы, подражая Козловскому. Часто мы заставали его под большим портретом Чайковского в картинной позе оперного певца: опершись одной рукой о край стола, он самозабвенно пел, закрыв глаза и плавно помахивая перед собой ладонью другой руки. Кисти рук у него были большие и белые с длинными красивыми пальцами. Такие же красивые руки были и у Иры. И вообще, в них чувствовалась порода, предки оставили им хорошую наследственность. А о том, что их прародители были людьми красивыми, говорили, старые фотографии, во множестве висевшие в различных рамках под стеклом. Я подолгу всматривалась в эти простые и, вместе с тем, прекрасные лица крепких, дородных мужчин и женщин, крупных детей с ясными глазами, одетых в опрятные платья.
Мне нравился их дом, большой, добротный: сразу за сенями была кухня на всю ширину дома, с окнами по обеим сторонам, с огромной русской печью посередине, с длинными прочными столами и скамьями вдоль стен. Пол кухни был выложен квадратами красного кирпича, отполированного временем. По всему чувствовалось, что в прошлом здесь жили в хорошем достатке, основательно. Комнат было две, - родительская спальня и просторная, в четыре окна, комната Иры и Анатолия. Здесь стоял большой, занимавший почти треть комнаты, старинный стол на толстых резных ножках, маленький столик-бюро с чернильным прибором, - за ним работать можно было только стоя, комод с затейливыми бронзовыми ручками, стеклянная горка с фотографиями и статуэтками. Казалось, сама старина застыла в этой комнате, смирившись с юностью, поселившейся здесь. Я слегка втягивала в ноздри воздух и словно чувствовала запах времени...
Тетя Аня и Василий Давидович были людьми замкнутыми, я никогда не видела у них гостей или родственников, о последних даже не слыхала. Тетя Аня выходила со двора только на базар или в булочную, Василий Давидович часто один ходил в кино или библиотеку. Говорили, что они, как и моя бабушка, из «бывших», и что советская власть их не жалует. Похоже, и они ее не жаловали, особенно тетя Аня. Но нас, меня и Надю, она любила, всегда угощала чем-нибудь вкусненьким,- пирогами или ягодами из своего сада.
Готовить уроки мы усаживались за столом, под широким, как зонт, абажуром. Занимались этим, собственно, Надя и я, Ира сидела между нами и с высоты своей гордой шеи посматривала поочередно в наши тетрадки:
- Светка, ты отстаешь! Надька, давай быстрее, а то она тебя догоняет!
У первой, кто решила алгебру или геометрию, она властно забирала тетрадь и с невозмутимым видом переписывала.
Лихорадка начиналась в конце четверти и перед экзаменами. Тут уж мы отыгрывались за свое «рабство», - по-очереди, подолгу просиживая с Ирой, "натаскивая" ее в алгебре, геометрии, химии, - и она в это время была самой старательной ученицей, терпеливо сносила наши понукания, раздраженную усталость, а порой и грубость...
Так вот, о нашей компании. Собираться любили у меня, так как здесь все чувствовали себя легко и непринужденно, хотя мама почти всегда была с нами дома, ее присутствие никого не смущало.
- Здрасьте, теть Катя! – раздавалось у порога. – Светка дома?
- Дома, дома, проходи,- и тут же: - есть будешь?
Голодного усаживали за стол и кормили картошкой, варениками или поили чаем. Было весело и интересно. Ходили вместе в кино, по субботам танцевали в школьном клубе под баян: один из наших ребят – Толик, его между собой мы почему-то звали - Вареник, - хорошо играл на баяне. Летом бегали "на Замок" - купаться, бродили в лесу или сидели где- нибудь в укромном месте в парке, и говорили, говорили... И столько смеялись, что мне кажется, я за всю свою, вместе взятую, последующую жизнь не смеялась столько и так вкусно!
Зимой, если был снег, катались на лыжах, брали их у физрука в школе. Уходили далеко за рощу, к реке, там все с визгом и хохотом летели вниз с горы, лишь я уныло бродила по парку, с завистью глядя на подруг: страх был сильнее меня, я никак не могла заставить себя съехать с высокого берега на лед реки, не помогали никакие уговоры.
Но вот, однажды, нашему девятому классу «А» поручили провести лыжный кросс, посвященный выборам в Верховный Совет СССР. Нас построили перед школой на лыжах, повязали каждому через плечо широкую ленту из красного кумача с надписью: «Все на выборы!», физрук взмахнул флажком и мы друг за другом побежали со школьного двора, скользя лыжами по укатанному снегу и широко размахивая палками. Впереди всех бежала я, как председатель совета дружины, - на правой руке у меня был повязан красный вымпел. Надо было пройти по льду через реку в село Листопадово, что находилось на другом берегу, пробежать по его центральной улице до школы, вручить их председателю пионерской дружины вымпел и вернуться в Златополь.
Мы бодро добежали до Банного спуска, подошли к реке и... я остановилась! Одноклассники обходили меня и мчались по крутому склону вниз, к реке, а я топталась на месте, сгорая от стыда и умирая от страха! Но деваться было некуда! Зажмурившись, я наклонилась вперед, как меня учили, и полетела вниз, растопырив руки с палками. Наверное, я походила в тот момент (хочется сказать: на птицу!) скорее на курицу, что слетает с крыши сарая... Заканчивала спуск уже на спине, без лыж, - они неслись впереди меня вместе с палками. Было «…и больно, и смешно", но страх пропал!
Да, вот еще о нашей «компашке»: у мальчиков были интересы внутри нашего кружка, - Толику нравилась Майя (это была уже другая Майя, она перевелась к нам из сельской школы, после четвертого класса, жила на квартире и на каникулы уезжала домой, в село Пастырское. Ездили к ней на зимние каникулы и мы, всей компанией, вернее, ходили на лыжах. Юра, казалось, был сам по себе, он дольше других задерживался у нас дома или приходил один, без Толика, и сидел молча в углу на кушетке с книгой, пока я была занята уроками или домашними делами.
Мне было интересно с ним, он в любую погоду старался вытащить меня из дому, - зимой, летом, осенью, - в парк, в лес, в поле. Очень любил животных, много знал и смешно рассказывал о собаках, кошках, ежах, воронах, - слушать его было одно удовольствие. С ним никогда не было скучно, а как-то тревожно-весело: что-то он еще придумает? И говорил он не так, как все, а как-то с иронией, со скрытым смыслом, словом, по-эзоповски. Его шутки всегда били в цель, многие побаивались их, так тонко он мог подметить все нелепое и смешное. И при этом был добрейшим человеком.
Но он был просто Юрка, свой парень, друг, а объект моих вздохов и мечтаний учился в то время в десятом классе и вообще на меня не смотрел, а если и замечал, то только затем, чтобы легонько дернуть за косу, усмехнуться и сказать:
- Ну, как дела, козявка?
А «козявка» замирала от счастья и млела от его взгляда!
В то время на нас уже стали обращать внимание мальчики-старшеклассники, и Люба, Ира и Жанна уже дружили с десятиклассниками. У Иры была уже настоящая первая любовь, разыгравшаяся драмой на глазах у всей школы. Я же могла вздыхать и страдать на расстоянии, издалека, если же случалось познакомиться поближе и ОН начинал что-то говорить-рассказывать, -чаще всего становилось скучно или тоскливо и неловко: на расстоянии он мог мне казаться особенным, интересным, а узнав ближе, я тут же разочаровывалась... Уже в то время я делила мальчиков на «интересных» и «белых». Почему белых?
Как- то, еще в пятом классе, у нас проверяли голоса, отбирая в школьный хор. Учитель музыки, прослушивая, назвал чей-то голос "белым" и посоветовал незадачливому певцу лучше заняться спортом, а я поняла, что "белый" голос – значит, неинтересный, лишенный оттенков. Это определение засело в моей голове и с той поры стоило очаровавшему меня красавцу открыть рот и сказать первую фразу: - «белый»! – часто определяла для себя я и, действительно, становилось скучно и неинтересно.
Случались и почти драматические ситуации. Так, когда я уже училась в восьмом классе, один мальчик, (какой мальчик? - парень, десятиклассник), решил оставить школу из-за того, что мы перестали встречаться. Дядя Вася, наш директор, по секрету рассказал все моей маме и просил поговорить со мной, повлиять:
- Катя, парню надо получить аттестат, а он из-за Светки школу хочет бросить. Полгода осталось, ему и так уже почти девятнадцать, нельзя же допустить такую глупость!
За «такую глупость» имела я с мамой нелицеприятный разговор и получила строгие «рекомендации», - как следует вести себя с мальчиками и считаться с чувствами других, а не думать только о себе, любимой!
А произошло все это так: Леня О. (так звали парня) пришел к директору (дяде Васе) и сказал, что уходит из школы, положив перед дядей Васей заявление об отчислении. Причину долго не хотел называть, но потом признался, что из-за девочки.
Можно себе представить, как учительский коллектив, - я имею в виду его внушительную женскую половину, - любознательный профессионально, страстно желал узнать имя виновницы, чтобы предать ее «сожжению» в пламени всеобщего осуждения и сплетен. Но Леня молчал, как партизан в застенках гестапо, и лишь оставшись наедине с дядей Васей, написал на листочке мою фамилию. Естественно, дядюшка поведал эту историю своей жене, тете Клаве, которая работала в школьной библиотеке и очень ревниво относилась к моим успехам в учебе и у ребят-старшеклассников, сравнивая их с успехами своей дочери, моей двоюродной сестры Лиды, что пока было не совсем в пользу последней...
Словом, очень скоро в учительской с жаром обсуждали мое поведение и с тайным интересом следили за мной не только в школе... Мне же приходилось делать вид, что ничего не замечаю, - и быть привязанной к Лене, пока он не закончил школу...
Конечно же, были и прогулки под луной, и провожания, и стихи, но глубоко меня пока не трогало ничье внимание, - это была еще детская игра, прелюдия. Настоящее первое чувство пришло в шестнадцать лет, когда я уже училась в девятом классе. Было оно несчастливым и горьким... Я столкнулась с предательством и завистью, по-детски злой и жестокой.
Свидетельство о публикации №216061800791