Из рассказов моего деда. Про гипноз...

- Был такой фильм « Аршин мал алан», я его правда давно смотрел, до чего ж хороший, и почему его сейчас не показывают, с удовольствием посмотрел бы снова..., - начал рассказывать мой дед, удобно устраиваясь на своём стуле.
Мы тогда всей семьёй пришли в наш сельский клуб смотреть кино. Точно не могу сказать, какой  именно фильм показывали, но точно помню, что индийский, кажется «Сангам», а может быть «Любовь в Кашмире» или «Господин 420». Да и не важно это, какой фильм, главное что он был индийский...
  Почему я точно помню, что фильм был индийский? Так это элементарно Ватсон, - как любил говаривать Василий Ливанов, в роли Шерлока Холмса. Это действительно элементарно мой милый друг. Если в то время шли в кино всей семьёй, то это мог быть только индийский фильм. Какое время было? Очень хорошее скажу я тебе время было, очень счастливое, шестидесятые годы, и начало семидесятых прошлого столетия. Мы тогда были далеко не избалованы жалостливым кино, других слов не нахожу, именно жалостливым, ни каких тебе мыльных опер, ни слезливых сериалов, всего этого не было, может только где-то в Бразилии, но нам их не показывали, а так хотелось поплакать над несчастной любовью, вместе с героиней фильма, и так хотелось порадоваться  счастливому концу...
 В клуб, в кино, обычно собирались заранее.  Это был практически публичный акт, выход так сказать в люди, это как сейчас в театр, и абы как одетым не пойдёшь. Дедуля брился, одевал новые брюки, белую рубашку и туфли, бабуля тоже принаряжалась, ну и взрослые, я про моих родителей, хотели выглядеть на уровне, что б не хуже соседей. Кстати, такие выходы, обычно бывали зимой, ну или поздней осенью. Летом ведь некогда, летом работать надо, какое уж тут кино, летний день он целый год кормит, а вот когда горячая пора заканчивалась, и отдыхающих уже нет, и огороды убраны, а оставшиеся дела можно отложить на завтра, вот тогда и могли себе позволить кино, и не только кино, могли и в цирк, и к родственникам съездить в другой город. Могли...
Ведь всё вокруг способствовало этому, и погода, уже не погода, уже осень, а на небе тучи, и море штормит, и совсем оно не ласковое, как жарким летом, оно тёмное, до синей черноты, а солнышко хоть и проглядывает, но быстро скрывается в облаках, а дождливая изморось смешиваясь с морскими брызгами, и окутывает тебя с головы до ног. И совсем не понятно, то ли это действительно дождь, то ли это просто морская пыль. А осенний ветер кружит меж деревьев, и не жалеет остатков листвы, срывает, несёт, бросает. Деревья стоят голые, только хурма на верхушке, желтеет оранжевым боком или спелый мандарин, о котором почему-то совсем забыли. И темнеет рано, но спать совсем не хочется, и дела, как назло не делаются, вот тогда-то, прочитав на доске объявлений в центре села, что сегодня вечером в клубе будут крутить индийский фильм, люди собирались в кино...
 Места на всех естественно не хватало, а посмотреть фильм хотелось, а если билет без места, то стул себе бери из дома, и народ так и делал, и ни кто не возмущался, что проход занят, что набилось в зал сверх всякой меры, наоборот — смеялись, шутили, подкалывали...
- Мы тогда в Гаграх жили, помнишь Евдокия?
- Что, - не поняла моя бабушка...
- Что-что, помнишь как в кино, на Аршина ходили?
- Какого аршина?
- Тьфу ты, глухая тетеря, я рассказываю, а ты не слушаешь, на Аршина мал алана, забыла что ли?
- Аааа, так это когда было, когда в Гагарах жили...
- Ну да, я и говорю, в Гаграх жили.
- Нашёл о чём вспоминать, Аршин молчин, это когда ж было, мы пять лет как поженились, Ване четыре годика...
- Ну да , тридцать шестой, или тридцать седьмой?
- Тридцать седьмой был, отстань, - и она повернулась к соседке, которая сидела рядом.
- Точно тридцать седьмой. Ну вот, - он повернулся к моему отцу и продолжил рассказ, я тогда, только с моря пришёл, а холодно было, осень, как сейчас...
- Ты ещё, лососину принёс, килограмм на семь, я её сразу посолила, помнишь, - бабуля успевала на два фронта разговаривать...
- Точно, лососину принёс, сели, значит, ужинать, а тут соседка прибежала, - в санатории напротив, говорит, кино будут крутить «Аршин малалан», пойдёте?
- Да не соседка, - опять вклинилась бабуля, хотя, да, соседка, и ещё сказала лекция будет, про гипноз...
- Во, память, а говорит, ничего не помню, - улыбнулся мой дед. Ну вот, пришли мы в санаторий, заняли свои места в клубе, сидим, ждём когда будет кино. А тут мужик какой-то вышел, объявляет, что перед кином, будет лекция на тему..., как же там... Евдокия, как лекция называлась?
- Какая?
- Перед кином...
- Каким?
- Тьфу ты, халера, каким-каким, тем самым...
- Аааа, не помню, мудрёно как-то, «Гипноз - чудо или наука», кажется так, отстань...
- Вот это память, сколько лет прошло, а она всё помнит. Ну вот, вышел мужик на сцену и говорит, - перед кином будет лекция на тему «Гипноз — чудо или наука», лектор приехал из Москвы, всем слушать и не спать, самое интересное в конце, сказал и ушёл. Следом вышел другой, и что-то долго рассказывал про гипноз, про медицину, какие-то графики показывал, картинки, я даже засыпать стал...
- Да ты, не засыпать, ты просто уснул, и храпел ещё, я даже тебя будила, - опять вклинилась моя бабушка...
- Конечно, я ведь устал, с моря  пришёл, пока баркас затащили в сарай, пока сети развесили...
- Отстань, - и бабуля опять отвернулась к соседке...
- Потом он и говорит, - сейчас буду проводить опыты. Мы насторожились - на ком это, думаем, он будет проводить свои опыты? Интересно ведь. А он, этот лектор , вытянул вперёд руки, выпучил глаза, да как затянет - всем спаааать, спааааааать...
- Да нет же, - опять повернулась бабуля, он сначала предупредил, кто уснёт, над тем и буду проводить опыты...
- Ну да. Я значит, сижу и верчу головой, - продолжил дедуля, смотрю, кто же заснёт? А он, этот лектор, спустился в зал и начал по одному человеку выводить на сцену, тут смотрю и до моей Евдокии добрался, взял за руку и повёл за собой, а она за ним с закрытыми глазами, как телёнок  за коровой идёт...
- Да ладно тебе, человек из самой Москвы приехал, неудобно ведь...
- Что неудобно, - спросил отец.
- Да когда вывел он всех на сцену, стал им задания всякие давать, а они вроде спят, но делают, что он скажет -  кто стирает, кто мельницей работает — руками машет, кто ныряет, сплошной цирк короче. Обхохотались мы. А моя Евдокия..., ты что тогда делала?
- Когда?
- Ну тогда, когда гипноз?
- Да ну тебя, - улыбнулась она, я в лодке плыла, веслом махала...
- Во, она в лодке плыла, веслом махала, - засмеялся дед. Представляешь, веслом махала? А я потом спрашиваю - ты что, действительно уснула? А она и говорит мне — нет, конечно. А зачем, спрашиваю пошла за ним на сцену? А она знаешь, что сказала мне?
- Что, - спросил мой отец.
- Неудобно говорит, человек из Москвы сюда ехал, а людей мало уснуло, вот я и притворилась, что б было с кем опыты проводить. Юмористка...
Но вот выключили свет, и началось...
И пусть фильм был не новый, и пусть качество не на высшем уровне, все сидели затаив дыхание, переживали, хлюпали носами, сморкались в платки, мужики со смурными лицами  выходили перекурить это дело, и несколько раз втянув в себя дым, тушили папироску и забегали опять в зал, что б не дай бог не пропустить самое интересное...
И всё было так красиво, и дома, и машины, и сады, и одежды, они мелкали, и манили, а волшебный голос Радж Капура, пел нам с экрана красивые песни, они нас завораживали...
И пусть плёнка периодически рвалась, и возмущённые зрители кричали киномеханику, что он сапожник, в конце фильма, все выходили довольные. Бабуля кончиком платка вытирала уголки глаз и смущённо улыбалась. Улыбался и мой дед, высокий, суровый на вид мужик, он в эти минуты задумчиво смотрел куда-то в себя, и какая-то особая, мечтательная улыбка играла на его губах, он вспоминал...
 Шли молча, каждый думал о своём, переживал по новому, осмысливал увиденное, примеривал на себя поступки героев фильма. И только дома, на кухне, за чаем, начинали обсуждать кино, у всех было своё мнение, своя версия...
Взрослые ещё долго не ложились спать, всё говорили и говорили, вспоминали похожие случаи из своей жизни, но мне это было уже не интересно, и я уставший брёл в свою кровать, так и не поняв, кто он такой, этот непонятный Аршин малалан, и зачем о нём дедуля говорил, но решал для себя, что утром уж обязательно распрошу деда. Но на утро я был уже другим, и ни какой «Аршин мал алан» мне был не нужен. И только много позже, я, посмотрев этот фильм, и понял, кто он этот Аршин молчин, и на всё жизнь запомнил незамысловатую песню героя фильма:
- Аршииин мааал алааан, хожууу по дворааам...


Рецензии
Напомнили про хождение всей семьей на индийские фильмы и в клубе ,один в один, все происходило как написано! Спасибо за доставленное удовольствие!Мастер Вы рассказов!

Ольга Пензенская   03.06.2017 21:00     Заявить о нарушении
Я рад, что легло на душу...

Николай Голодяев   05.06.2017 18:47   Заявить о нарушении