29. Дачные мотивы крысы и мыши в мифах и в жизни ч

ДАЧНЫЕ  МОТИВЫ

КРЫСЫ И МЫШИ В МИФАХ И В ЖИЗНИ

ЧАСТЬ 29   КРЫСЫ НА ДАЧЕ- «ЯУЗА-2».


 Мои воспоминания начинаются, как говорится – «от печки»…
Шел 1988 год.

  Я работала в НПО "ХИМАВТОМАТИКА". Предприятию где-то давно были выделены участки в Хотьково, под Загорском. Рассказывали, что участки были расположены на холмах и оврагах, что затрудняло их освоение. Но, поскольку участки были распределены в первую очередь среди руководства предприятия и различного начальства, многие работы проводились за счёт предприятия. А самым удобным было то, что туда было удобно добираться на электричке.
   
  Прошло несколько лет. И вот, когда начался в стране дачный бум, предприятие выбило себе разрешение на организацию садоводческого товарищества - "ЯУЗА - 2". Правда, сделав ответственным владельцем - "НПО ХИМАВТОМАТИКА", обязали выделить большое количество участков ведущим предприятиям, относящимся к нашей префектуре, а также мелким организациям района (типа - райторга и т.п.).
  В первую очередь, данные участки достались руководству этих предприятий, и только небольшая часть их - простым сотрудникам. В НПО участки распределили давно, где-то ещё в 1987 году. Но очень долго шло оформление земли и других документов. Когда в 1988 году подвели итоги, оказалось, что ряд участков "выпали в осадок", т.е. не были распределены. В основном, это были крайние участки. Часть из них вообще утонула в торфяном болоте. Тем не менее, начался на предприятии ажиотаж. Оказалось, что сохранились списки тех, кто в своё время подавал заявления, но не получил участок. Было много и новых желающих. Всё это делалось шёпотом, чтобы не устраивать на предприятии переполох. Всё равно, удовлетворить всех возможности не было.
   
  Поскольку я была, в общем-то, не маленьким начальником "в белом доме", я прослышала про эти участки от моей сотрудницы, и подруги - Виктории Яковлевны Бортнюк. Проанализировав ситуацию, я "потянула проблему на себя", и предложила себя в помощь организационной комиссии. Я начала выверять списки желающих получить дачный участок, уточнять их и т.д. Постепенно как-то так получилось, что создалась активная группа, в которую я, уже официально, вошла от нашего "Белого дома". У нас на территории предприятия основные службы и цеха находились в большом кирпичном здании. А вычислительный центр, машиносчётная станция, и проектные лаборатории ОАСУ-ХИМ, располагались в новом корпусе, оштукатуренном, и побелённом. Его почему-то прозвали - "Белый Дом".
   
  В общем, никто даже не удивился, когда в списках оказалась и моя фамилия.
  И, даже, когда все собрались, чтобы тянуть номер участка, я оговорила условие, что активная группа имеет право выбрать себе участок, а не тянуть жребий.
   
  Естественно, я привезла домой план товарищества, на котором были обозначены свободные участки, и мы с детьми выбрали себе то, что нам понравилось.
   
Известный публицист - Павел Кузьменко так охарактеризовал прошедший 1988 год...
   
     ВОДКИ НАЙДУ!
  В 1988 году в нашей стране стало популярным известное китайское пожелание не жить в эпоху перемен. Потому что эта эпоха наступила и к ней многие даже успели привыкнуть. Даже стояние в очереди за водкой перестало казаться чем-то ужасным. Даже введение талонов на это дело, а, заодно, на сахар, табачные изделия, а во многих регионах и на другие товары было лишь одним из способов найти и достать. Существовали и другие. Гимном чему послужила известная песня группы "Smokie" "What Can I Do" - "Водки найду". В конце года рупор антиалкогольной кампании журнал "Трезвость и культура" в полном соответствии с абсурдностью текущего момента начал публикацию великой поэмы Венедикта Ерофеева "Москва - Петушки".
   
   
   Все шло к тому, что Михаил Горбачев становился все более популярным на Западе и все менее популярным в СССР. Там он дружил с заядлыми буржуйскими консерваторами Рейганом и Тэтчер, а здесь пресловутые перестройка, ускорение и социализм с человеческим лицом, делались предметом смелеющих на глазах шуток в возрожденном КВН. Одна гласность радовала. Почти каждую пятницу по телевизору острый "Взгляд". Иногда передачу прикрывали. Зато не прикрывали выходившую раз в месяц по субботам "До и после полуночи". Толстые литературные журналы азартно состязались друг с другом в публикациях прежде запретных наших эмигрантов и не наших антисоветчиков, вроде Оруэлла.

   
   И совсем не радовало то, что Советский Союз начал разваливаться с кровью. В Нагорном Карабахе и Сумгаите армяне и азербайджанцы принялись резать друг друга.
   
   А вот советские и американские спортсмены после 12 лет бойкотов наконец-то очно встретились на Олимпийских играх в Сеуле. 1 октября Горбачев стал председателем Президиума Верховного Совета СССР, номинальным главой государства. А что толку?


Вот таким был этот год для всех.
А для нас   он был счастливым, потому что у нас теперь был свой участок.
Раз есть участок, значит, нужен и домик. Пусть – маленький, но домик.
И мы построили сами, своими руками – свой маленький домик, который мы потом долгие 12 лет будем называть – дачей.

Строили мы его в условиях, когда денег на строительство не было. Минимальную часть строительных материалов мы покупали, большую часть собирали – где придётся, в том числе и на помойках среди выброшенных деревяшек…

Но о том, как мы сами строили этот домик, мы расскажем позже в той Главе, которая будет специально этой теме посвящена.

А здесь мы коснемся только тех моментов, которые застряли в нашей памятью вместе с крысами и мышками, которые жили в нашем домике вместе с нами…

ВСПОМИНАЕТ ВИКТОР…

 Как-то ещё вначале строительства дачи, Стелла, работая около Черемушкинского рынка в одном продуктовом магазине увидела прилавок, который хотели выбросить. В магазине шел ремонт, и старые прилавки заменяли новыми. Стэлла спросила - нельзя ли этот прилавок забрать. Ей разрешили. Она позвонила нам и предложила забрать этот старый прилавок. Мы, конечно, обрадовались. Заказали машину Левона. Подъехали с ним к магазину. Когда рабочие вынесли прилавок, я ужаснулся. Он показался мне огромным. Я хотел сразу же отказаться, но было поздно. Пока я раздумывал, рабочие уже погрузили прилавок на машину, и мы поехали на дачу. Когда приехали на дачу, - встал вопрос, куда прилавок поместить. Нам повезло. Внешняя стена дома, в которой должна была быть входная дверь, было обшита досками не полностью. Мы с большим трудом донесли прилавок до входной двери и втащили прилавок внутрь домика. Поставили его сразу же у входа, около правой стены. Вскоре мы обшили стену дома до конца, и установили в ней - входную дверь и окно. Теперь уже, при всем желании вынести прилавок из дома, уже не было никакой возможности, и прослужил нам этот прилавок верой и правдой до конца существования домика.
   
   
  ПРОДОЛЖАЕ ИРАИДА…
   
  А сразу же у входа - у окна, от края прилавка и до двери поместилась тумбочка, на которой стояла газовая туристическая плитка с баллончиком. На ней я готовила обед.
Внутри домика у нас дверей не было. Для них просто не хватило бы места.
Поскольку домик был состряпан из двух хозблоков, полезная площадь его составляла около 22 кв. метров. Мы внутри домика поставили перегородки, которые разделили домик на 4 маленькие комнатушки по 4,5 метров каждая.

При входе в первой комнатке устроили: прихожую с вешалкой на противоположной от входа стены; кухню с газовой плиткой, стоящей у двери на тумбочке и – кладовку странного, но очень удобного сооружения. Вдоль стены стоял старый прилавок из настоящего продуктового магазина, а сверху на него взгромоздились тумбочки от разных тоже старых кухонных гарнитуров.
Из прихожей входили во вторую и третью комнатки, разделённые большой печкой с камином.
То есть – из прихожей мы сразу же попадали в столовую – гостиную. Справа пристроенный к печке – камин, обеденный стол, слева от которого вдоль стены стояла большая скамейка, на которой могли устроиться сразу 4 человека.
В третьей комнате, за печкой вдоль стены  стоял диван, на котором спал – Витя.
Топка печки была устроена в проходе между 2-ой и 3-й комнатками.
В четвёртой комнате – слева вдоль стены лежанка, на которой спала я. А справа соорудили двухэтажную постель, на которой спали внучата, когда приезжали к нам на летний период.

Планировка была очень удобной.

   Жили - "по кругу". Берешь в руки кастрюлю с борщом, делаешь два шага, и ты - в столовой, делаешь ещё шаг, и кастрюля на обеденном столе. Пообедали - три шага и мы в зоне отдыха. Налево - Витина лежанка, а направо - спаленка.

А вот теперь, чтобы избежать – для чего мы так всё подробно «нарисовали», мы объясним – для того, чтобы было понятно – где жили мышки и крыски.

Крысы облюбовали нижнюю часть прилавка. Но, когда нас в домике не было, они хозяйничали там, где им вздумается.
Ну, а мышкам много места не надо. Мы их не видели, но у нас порой создавалось впечатление, что они были везде. Это легко определялось по наличию оставляемых ими «автографов» в виде чёрных маленьких зёрнышек…

Когда я уже ушла на пенсию, а Виктор ещё работал, мне частенько приходилось оставаться на даче одной. Обычно, в такие будние дни на всех участках замолкали голоса людей, не видно было склоненных над грядками фигур – большинство тоже уезжали на рабочую неделю в Москву.

Днем ещё было нормально. А ночью всё-таки было как-то не по себе. Против воли, в голову лезли сумасбродные мысли.
А вдруг, на участки забредут пришлые люди? Общего забора вокруг дач так и не сделали…
А вдруг они будут мародёрничать? И забредут и на наш участок? И я долго не могла заснуть, прислушиваясь к царящей за стенами домика тишине…

И вот, однажды, когда я уже начала засыпать, явно послышались за стенами домика звуки, напоминающие шаги. Потом стихло.
А вот – опять. На этот раз мне показалось, что кто-то звякает связкой ключей. Странно, на дверях замок не висит.

Неприятный холодок начал закрадываться в душу. Я сообразила, что меня снаружи не видно в ночной темноте, а мне из окошка можно будет разглядеть – кто копошится у входной двери. Тем не менее, стараясь не шуметь, я сунула голые ноги в тапочки и подобралась к окошку, которое располагалось как раз со стороны прилавка. Сколько я не старалась рассмотреть, что же происходит снаружи – ничего подозрительного не увидела. Тишина…

И вдруг, теперь уже совсем рядом, за стенкой раздался шорох, а потом явная возня, как будто кто-то пытался приподнять что-то тяжелое, у него не получалось, это что-то с грохотом падало на землю, его пробовали тащить,  приподнять, а оно опять падало… Из окошка ничего не было видно. А звуки явно доносились слева, у наружной стены домика.

Мне стало страшно. Явно – там кто-то есть. А, если сейчас будут взламывать дверь? Из соседей никого на участках нет. Убежать не удастся. Да и куда бежать-то? Не успею. А что, если меня убьют?
И только я подумала об этом, в стенку под окном стали с грохотом чем-то ударять…  В голове – сумбур. Думать от страха уже ни о чём не могу. Меня начало колотить, как в лихорадке. Дрожало внутри мене всё – до последней жилочки. А возня и шум становились всё сильнее…
У меня начали от страха кляцать зубы, а руки, вцепившиеся в подоконник – застыли в судороге. Такой страх, сковавший всё моё тело, я испытывала впервые в жизни.
И вот, в какой-то момент, я неожиданно поняла, что звуки исходят не снаружи. Они раздаются рядом с мо мной, внизу, со стороны нижней полки прилавка, рядом с которым я стояла.
Озарение пришло мгновенно…  Так это же – крысы…
 Убеждение, что в доме никого нет -  создавало иллюзию того, что все эти звуки раздаются за стенами домика.
Но моё открытие мне не принесло облегчение. Мне стало ещё страшнее от мысли, что я стою совсем рядом с прилавком, и крысы могут цапнуть меня за голые ноги… Со страху в первый момент я не могла оторвать ноги от пола, как будто они приросли к нему. А потом меня, как ветром сдуло от окна.
Я залезла на кровати под одеяло. Долго ещё не могла унять мелкую противную дрожь и – согреться…
А потом как-то сразу я провалилась в благодатный сон…

Это было первое испытание, которое мне устроили крысы. Может быть,  они этим шумом и возней хотели прогнать меня с их территории?
Спросить у них об этом я тогда не догадалась…

Была у меня ещё одна встреча с одной из наших домашней крыс.

Мы с Виктором работали на участке. Устали. Решили, что обедать – рано, и можно сначала просто – отдохнуть.
Внуков в этот раз на даче не было. Мы  с Виктором, как всегда, продолжали обсуждать какую-то проблему. Он прилёг в спаленке – на моё место, а я на нижний ярус детской кровати. Стояла жара, поэтому мы были полураздетые.
Беседуя, я лежала на правом боку, подложив руку на подушке под голову, чтобы мне лучше было видно лицо Виктора.

То, что произошло через несколько минут, я сразу даже не поняла.
Слева от моей головы, буквально из-под подушки вылетело что-то большое, на лет, на доли секунды приземлилось лапами на моем голом боку, оттолкнулось от моего тела и пружиной вылетело из комнаты, скрывшись в неизвестности. Я с испуга в этот раз даже не заверещала, как я обычно это делаю в минуты случившейся какой-нибудь неожиданности.
Виктор тоже ничего не понял – что произошло.
Я почувствовала, что на боку у меня саднит. Рассмотрела в зеркало. Было несколько борозд от глубоких царапин. Они щипали. Прижгла йодом…
А что же всё-таки случилось?
Когда мы пришли и бухнулись усталые на постели, мы и предположить не могли, что за моей подушкой притаилась крыса. Она, видимо, долго ожидала, что мы, как пришли, так и уйдём отсюда. Но мы продолжали лежать…

Тогда крыса решила ретироваться сама. Места для разбега, который необходим при прыжке в длину у крысы не было. И она взлетела с места. Стала приземляться, и задними лапами  опустилась на мой бок, с которого, как с трамплина, оттолкнувшись, она продолжила свой акробатический прыжок.
Отталкиваясь, она когтистыми лапами расцарапала мне бок.
Царапины на боку заживали долго. Но, слава Богу, никакой заразы она мне не принесла. Спасибо ей и на этом…

Кроме этих двух случаев – других столкновений с крысами я не помню.
Скорее всего, мы с ними существовали в условиях молчаливого договора о взаимной безопасности, который ни мы, ни крысы - не нарушали…


Рецензии