О будителях славянского самосознания

                Дела давно минувших дней,
                Преданья старины глубокой.

                А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»

История развития славянских языков и культур насчитывает много веков. В «Повести временных лет» упоминаются норики как первые славяне. Царство Норик существовало с IV — I века до нашей эры, после этого оно попало под власть римлянов и стало одной из римских провинций. По другой версии, в период великого переселения народов в V веке н.э. славяне пришли в Паннонскую равнину предположительно из Польши, а затем продвинулись дальше на Балканский полуостров. Предки современных словаков, словенцев и других славянских народов образовали самостоятельное государство под руководством Само в VII веке, а затем в VIII веке Моравское и Нитранское княжества. Их потомки гордились своей историей и воспевали в произведениях те славные времена. Примерно 1100 лет тому назад словаки утратили государственную независимость, их окупировали венгры. Более 1000 лет Словакии не существовало, как независимого государства, поскольку она была частью Венгрии. С XV века ее стали называть Верхней Венгрией. Схожие процессы происходили среди западных и южных славян. Словенцы также не имели государственной независимости и много веков входили в состав Австрийской империи. Несмотря на тяжелые условия, славянские языки продолжали существовать, хотя и были раздроблены на многочисленные диалекты. Уже с конца XVII века остро встал вопрос о необходимости сохранения славянских культур и языков от исчезновения с помощью их кодификации. Оживились сторонники идей славянского единства, как в старые времена, когда конгломераты славянских племен имели свои собственные государства.
            Период расцвета славянского Возрождения приходится на вторую половину XVIII — первую половину XIX века. Зародившийся в Италии Ренессанс пришел к славянам с опозданием в несколько веков. Чужеземное иго существенно затрудняло процессы культурного и языкового развития. Применение многих славянских языков на практике ограничивалось богослужением и бытовой сферой. Их лучшие сыны и дочери могли только мечтать о создании кодифицированных литературных языков и написании на них высокохудожественных литературных произведений в будущем. Особую популярность среди них получила идея славянского единства. Вдохновленные ей деятели культуры и науки занимались изучением народного творчества, кодификацией литературных языков, так как считали их основой для будущей консолидации нации и создания национальных государств, писали выдающиеся литературные и научные труды. Примером для многих из них была великая Россия.
         Среди сторонников славянской идеи не было полного единогласия, а существовали различные массовые движения: панславизм, иллиризм, австрославизм, янсенизм, славянофилы в России и другие. Их представители вносили посильные вклады в дело развития и объединения братьев-славян. Для маленьких народов существовала опасность исчезнуть с лица земли в процессе порабощения и даже политики геноцида, им грозила ассимиляция со стороны более многочисленных народов. Исследователи идеи пришли к выводу, что она имеет словацкие корни. Ее столпами являются знаменитые сыны словацкого народа Ян Коллар и Людевит Штур.
         Одним из первых популярных во всем славянском мире идеологов и певцов идеи славянского единства считается Коллар, написавший знаменитую поэму «Дочь Славы» и впервые опубликовавший ее в 1824 году. Она получила большую известность и воодушевила на борьбу за славянское единство многих деятелей славянского Возрождения. У него есть и научные труды, подтвердившие историческую обусловленность идеи. Увлекшись объединением славян, он предложил оставить всего четыре славянских языка, как то: чешский, польский, иллирийский и русский. Коллар считал раздробленность славян слабым звеном в деле их выживания и развития. Он доказывал, что основой этой раздробленности является наличие слишком большого количества славянских языков. У него было огромное число сторонников и последователей, в том числе среди русских деятелей науки, культуры и религии. Существовали и идейные противники. Уважая его заслуги перед славянством, они отстаивали право языков малочисленных славянских народов на жизнь. С этой целью они организовывали движения, общества, занимались политической деятельностью, кодифицировали языки, создавали печатные органы, писали научные работы, художественные и поэтические произведения и даже воевали. Их яркими представителями являются словак Людевит Штур и словенец Франце Прешерн.
         Кодификатором современного словацкого литературного языка, по праву, считается Людевит Штур, сумевший выработать принципы, которые легли в его основу. Он был протестантом с самого рождения, но ему удалось добиться поддержки католиков в главном деле его жизни. Штур являлся активным общественно-политическим деятелем, отличным педагогом, исследователем и литератором-публицистом, знаменитым поэтом. Его можно назвать одним из лидеров революции 1848-1849 года в Австрийской империи. Он стал руководителем и организатором добровольцев, сражавшихся с венгерскими войсками Кошута, занимавшего ключевые посты в Венгрии. Словацкие волонтеры проявляли особый героизм в ходе боевых действий вплоть до полного разгрома Венгерского восстания. Важное значение имело военное вмешательство российских войск под руководством Паскевича-Эриванского. После роспуска словацкого добровольческого войска 21 ноября 1849 года Штур полностью посвятил себя научным и литературным трудам. Для российских читателей важно то, что он поддерживал тесные связи с российскими учеными, писателями, общественными и религиозными деятелями, такими как О.М. Бодянский, И.И.Срезневский, М.П. Погодин, Н.И. Надеждин, Ф.В. Чижов, В.А. Панов, М.А. Бакунин, М.Ф.Раевский и многими другими. Через протоиерея русской православной посольской церкви в Вене Раевского ему и его сторонникам оказывалась материальная помощь.
          К идеям Коллара критически относился великий словенский поэт Франце Прешерн. Он был против идеи оставить только четыре славянских языка, потому что всю свою жизнь посвятил делу развития словенского языка. Он написал на нем бессмертные произведения. Они вошли в классику мировой литературы. В них заложены нормы современного литературного словенского языка. На его произведениях воспитано много поколений словенцев в духе патриотизма. Он стремился добиться права для словенцев официально писать и говорить на словенском языке и доказал, что на нем можно создать гениальные и высокохудожественные литературные произведения. Поэт боролся за словенский язык и культуру мирным путем: вел идеологическую борьбу в печати в рамках так называемой «Алфавитной войны». Однако следует отметить, что во время этой мирной войны кипели нешуточные страсти. Дело доходило до острых и обидных эпиграмм, которые он не уставал публиковать в газетах, журналах и книге стихов. Таким образом он боролся за развитие светской поэзии, не ограниченной рамками клерикализма и утилитарности. После смерти, усилиями друзей и почитателей, Прешерн стал национальным поэтом Республики Словении, получившей, как он провидчески писал, государственную независимость в 1991 году. Словами ее государственного гимна являются строки из его стихотворения «Здравица».


Рецензии