Павленский и мир капитала

На радио «Эхо Москвы» 11 июня 2016 года состоялась передача «Культурный шок», которая была посвящена теме «Акционизм: искусство или политика?». Вела Ксения Ларина, гостями были художник Павленский и его ближайшая сподвижница Оксана Шалыгина. Я не стану разбирать в целом весь состоявшийся в студии разговор, но мне хотелось бы обратить ваше внимание на данный эпизод:
К. Ларина
; Возник у меня вопрос, когда я всё перечисляла. Про мочку спросила. А вы сохраняете этот «реквизит», который с вами участвует в ваших акциях?
П. Павленский
; Нет.
К. Ларина
; Представьте, какие это деньги. Канистра! А? Одна канистра сколько стоит. Ну? Нож, которым вы перерезали себе ухо. Моток колючей проволоки. Они же вчера ещё — до того момента, когда художник их взял в руки — из себя ничего не представляли, никакой ценности. А сейчас это артобъект. Да?
П. Павленский
; Я вас понимаю. Но смотрите, тут ситуация такая. Прежде всего, деньги не могут участвовать… ну, они не могут быть связаны с акциями. То есть я не могу сделать акцию и что-то потом начать продавать. Акцию я не могу продавать. Я не могу материалы — ни видео, ни фото — продавать. Я и не хочу это делать, и не могу. Я не могу делать просто потому, что высказывание и смысл, который оно несёт, будет купирован. Потому что высказывание и смысл, который оно несёт, то есть всё, что стоит в основании, — оно также является и частью этого смысла. И если я потом что-то продаю, то это значит, что в основании этого стояло желание заработать. Значит, получается, что это у меня как будто такая работа, и я это делаю… Ну, как бы это моя работа и это моя зарплата. По-моему, это очень плохая работа тогда была бы. Это было бы довольно… я думаю, что это было бы глупо — заниматься такой работой. Это не может быть работой.
К. Ларина
; То есть коммерциализовать невозможно вот этот жанр искусства, да?
П. Павленский
; Вообще в принципе. Я думаю, вообще никаким образом. Просто меняется смысл. Ну как? Тогда этот смысл… Заработок является частью смысла. То есть я, значит, хотел заработать. Ну, это как-то странно. Я говорю, тогда получается очень странный способ заработать.

Согласитесь интересный получается разговор. Я уже сравнивал Павленского с Малевичем, и я уверен в том, что когда Малевич творил свои шедевры, он тоже вряд ли думал о том, как на этих картинах заработать много денег. В тот момент о заоблачных ценах на новое искусство невозможно было даже мечтать. Громадные цены на русский авангард появились много позднее. Но они всё равно появились. И здесь хочет или нет тот же Павленский, но вопрос коммерциализации, или на мой взгляд, более точно вопрос капитализации акционизма рано или поздно всё равно возникнет. Ларина прямо намекнула, что вещи, которыми пользовался Павленский во время акций, могут стоить огромные деньги, во всяком случае со временем. Конечно, можно со смехом говорить о гвозде Павленского в сравнении с более легендарными гвоздями, но вопрос пока остался без ответа. Как вы думаете, на чем будет строиться капитализация акционизма и влзникнет ли она у нас вообще?       


Рецензии
Да уж. Ответов нет.

Пюрвя Мендяев   20.06.2016 11:38     Заявить о нарушении