Дом мой, дом мой, разрушенный дом...

 
   Это о нашем общем  доме-Таджикистане, разорённом   войной, написал в своём романе  «Заххок» Владимир Медведев.   В реальной жизни  я никогда  не  слышала  древнего вдовьего причитания  по умершему хозяину дома  и  главе  семьи.  Но  вот  заново  перечитываю  каждую главу романа  в подаренном автором  журнале  «Дружба  народов» (№№ 3,4  за 2015  год) и этот  плач  стоит в ушах и  преследует меня.
   Я-беженка, покинувшая  Таджикистан  почти четверть века назад, стараюсь осмыслить написанное коллегой –журналистом. Он растревожил  память  о бессмысленной  гражданской войне 90-х годов прошлого века,  раскидавшей  нас по всему свету. У каждого, мирно и дружно живущего в  многонациональной  семье,   остались свои отметины,  когда  рухнули  устои  и перевернулся  мир.
   Автор «Заххока»  Владимир  Медведев, как и  один из главных  героев  Олег, не  сторонний  наблюдатель  в кровавой войне: его сердцу дорога  судьба  Таджикистана. Здесь  он  вырос,  возмужал, вобрал  в себя  местные  обычаи,  поверья  и поговорки,  в которых   заключена   народная  мудрость.
   Медведев   работал  монтёром, учителем  в кишлачной школе, рабочим  в геологическом  отряде, газетным   корреспондентом, фоторепортёром, патентоведом  в  конструкторском бюро, редактором  в литературных журналах.
В  цветущем, солнечном  Таджикистане  война  вспыхнула  в конце  июня  1992 года.  " Именно   вспыхнула- клише, не  смотря  на его  банальность, точно  передаёт  скорость,  с  какой  разворачивались  события".   Так  передаёт  свои  ощущения  упомянутый  уже   герой романа  Олег-репортёр   Московской  газеты  «Совершенно  секретно».
    Он  анализирует, как      война  назревала   исподволь  на  многотысячных митингах,  и вдруг  наведённое  коллективное  безумие  в один  миг  выхлеснулось с  душанбинских   площадей  и хлынуло  в  Вахшскую и  Гиссарскую  долины. 
  Бились  между  собой    отряды  полевых  командиров и попутно  уничтожали  всех  «соплеменников» противника.  Боевые  действия более всего  походили на этнические  чистки, несмотря   на то ,что  и чистильщики, и жертвы  принадлежат к  одному  этносу. Вырезались  целые кишлаки. Людей  убивали  с   изуверской жестокостью.
  Из кровавой  круговерти  выросла фигура народного вождя-вора в законе деда  Сангака.  К нему-то  и прилетел за  интервью  из Москвы  Олег.  Заодно  решил  повидать  родные места, по которым  тосковал  студентом в дождливом  Ленинграде,  а  потом  и  в сумрачной  Москве.
  Олегу нелегко  ощущать себя  здесь  чужаком, лишь  репортёром-фиксатором событий,ход  которых  он изменить не  в силах.
В Курган-Тюбе  в приёмной  Сангака  Олег  знакомится  с Давроном-афганцем  и  Зухуром- бывшем  инструктором райкома партии, перешкурившимся и  примкнувшем  ныне к Народному фронту. По  личной просьбе   главного  полевого  командира   Даврон  должен  сопровождать  караван  с продуктами   в  Дарваз и следить   там  за  порядком, не позволять  боевикам    творить  бесчинства.
  Горный кишлак  Талхак  становится  центром, где  сплелись  судьбы   всех героев  романа - Андрея, Зарины,  Джоруба, Даврона, Олега и  Карима Тыквы.  У каждого  из них  своя  роль  на театре  послевоенных  действий.
  Самый мерзкий  персонаж- Зухур.  Бывший  партработник, на мутной волне  возомнивший  себя  всемогущим  царём-драконом,  и   кайфующий  от  сознания власти  над дехканами.  Подачками, угрозами и пытками  он  заставляет  горцев  запахать  не только свои крошечные поля, но и  подготовить общую  землю для посева  «золотого урожая»-наркотического мака.
  Это   Зухура  олицетворяет  автор с   Заххоком - древним  неправедным  тираном, угнетателем   и отцеубийцей   из поэмы  «Шахнаме»  великого Фирдоуси.   Извращённая фантазия  мелкого партократа  избрала  для себя  образцом  гнусного  правителя, у которого  из  плеч  выросли  две  змеи  и он  вместе  с ними питается  человеческим  мозгом.   Востоковед и репортёр  Олег  видит в этом  гениальную  метафору  власти:  насилие  над  умами  подчинённых, а потом и над их телами.
  Бывший душанбинский милиционер  Гафур, ставший из-за семейных долгов   Зухуру  палачом  в его банде,  высказал  Олегу  интересную мысль-аналогию. Он назвал  зоопарк адом, созданном людьми для животных.  А сами человеки, ввязавшиеся в  кровопролитную войну,становятся   по своей воле  взбесившимися зверями. И    Гафур  похож  на дикого огромного быка.  Он разбивает  стеклянный домик  питона,  враз названного  Мором,  и дарит  рептилию   Зухуру.  А тот,  изображая  древнего царя-убийцу  Заххока,  носит  пятнистого   удава для   устрашения на плечах,  затянутых  камуфляжем, и  гнусно  радуется   сходству с антигероем  Фирдоуси.
   «Свита» или так называемый отряд  Зухура, в котором половина  уголовников, по сути  своей шакалы.  Смердит даже от кличек охраны  -Гург –волк с железными зубами,   стервятник Рэмбо, изувер Гитлер.  Кто из окружающих  может противостоять   этому   «зоопарку»?  Андрей и Зарина-овцы на заклание.  Дети  русской матери и отца-таджика, сбежавшие  в далёкий кишлак от подонков-бандитов и их расправы – им и здесь не спрятаться от злой судьбины.
  Золотоволосую  Зарину вознамерился взять в жёны сам господин Зухуршо . Девушка, только  что похоронившая  любимого отца, стала  жертвой, которой весь кишлак  покупает расположение  всесильного Зухура.  Зарина называет  про себя  «жениха» Черномордом.
  Андрею, пытавшемуся  защитить сестру от насильного  и балаганного сватовства,  садист Зухур   милостиво приказывает служить  в его отряде.  Джоруб, имя  которого переводится как метёлка или веник,-брат отца Андрея и Зарины  не годится в  их защитники.  Ветеринар,умный  и образованный   человек,      всю  жизнь терпящий укоры  односельчан  в своей бездетности, скован страхом и никому  отпора дать не может.
   Московский репортёр Олег,поддавшись  порыву  гнева,возмущения,  непокорности,  стал  снимать  казни   людей,  не подчинившихся  Зухуру,  попадает  вместе со своей  фотокамерой в  глубокую   земляную тюрьму- зиндон. 
  Образцовый советский офицер   Даврон,пережив подставу в армии и суд чести, пошел служить  народному вождю Сангаку и командовать  отрядом Зухура.   Олег  узнаёт в нём   мальчика, которого спас   его отец  после страшного землетрясения в Чорбоге,кого называл в мыслях  братом  и мечтал найти, чтобы  породниться навек. Теперь Олегу трудно принять   Даврона- настороженного, бесчувственного,  всем  чужого.  Он запечатал эмоции  как панцырем   и это инстинкт самосохранения. Иначе-разорвёт. 
   Даврону  поручен  главный объект охраны -  посевы  мака и большие деньги  от продажи «дури». С Зухуром   он пытается составить  справедливый договор, не позволяющий   обделить сельчан доходами и  не превратить их в рабов. Таким безкопромиссным решением   Даврон подписывает  себе смертный приговор. Брат   Зухура  Гадо-экономист   и главный советник   коварно  сбрасывает Даврона  в яму-зиндон  к Олегу.
  Порча, которую занёс в кишлак  Зухур-Заххок, заразила  и старших , и младших.  Затоптано  почтение  к мудрым  старикам -их   советы  и наставления  не слушает молодёжь, почуявшая   вкус другой жизни, где всё позволено.
  Не поддался   Зухуру-Заххоку  самый трогательный   и наивный из героев - парнишка Карим по прозвищу  Тыква.  Поначалу  он было обрадовался, когда Зухур  приказал молодым парням  из кишлака  Талхак   служить в его отряде. Нигде сроду не бывавший  Карим подумал ,что повидает мир,  получит обещанное жалование  и женится на Зарине, в которую влюбился  с первого взгляда.
 Он мечтает о простой и привычной жизни:  дом ,семья, дети.  Отец   с малолетства  учил Карима   уважать старших,  молчать при их разговорах.  Частенько повторял поговорку :  «  В неспелой тыковке  семечки не гремят».  С тех пор и прозвали  мальчонку  Тыквой.
  Для  Карима  священны  народные  обычаи и традиции.  Дедушка  научил его  пользоваться   на охоте  не только   ружьём,  но и  старинным  орудием  луком-пращой.  Из него  Карим и убьёт Зухура-Заххока, отомстив за   самосожжение любимой Зарины,не пожелавшей разделить с Черномордом   супружеское ложе.  С  отрезанной головой  бандита    Карим прячется  на горных тропах и откосах от шакалов  Зухура,  и погибает   вместе с ними  под  камнепадом,  устроенным  банде   сельскими   умельцами.   Дома его хоронили как героя.
… Ловлю себя на мысли,  что и сотой доли впечатлений  не высказала в этой рецензии.  Но надо  и читателям оставить пищу для размышлений. 
   Не могу удержаться, чтобы   не привести  хотя   бы  несколько  таджикских пословиц,  которыми   убеждают друг друга  персонажи романа. Вот они: «Дурака словом  не проймёшь, камня гвоздем не прошибёшь»,  «Тушили пожар, побежали за  водой -принесли   огонь», "В кишлаке  ты лев,  а в Бухаре тебя поставят в хлев», «С дурным поведёшься-дурным  станешь , с добрым –сам расцветёшь», «Терпение –тусклый факел, который  освещает  наши  жизни».
  И ещё одна, особо  принятая сердцем: «Вода  из нечистого   источника, если  быстро течёт, три  оборота  по  течению  сделав,  чистой  становится».
Будем надеяться на это.

Вера    Дейниченко,  журналистка.


Рецензии
Вера, хочу прочитать роман.
Читаю отзыв-рецензию и чувствую, как тебе больно вспоминать те годы...

Гульсифат Шахиди   23.03.2017 11:02     Заявить о нарушении
Автор роман нам подарит и ты прочтёшь.

Вера Дейниченко   24.03.2017 17:17   Заявить о нарушении