Дом мой, дом мой, разрушенный дом...
Это о нашем общем доме-Таджикистане, разорённом войной, написал в своём романе «Заххок» Владимир Медведев. В реальной жизни я никогда не слышала древнего вдовьего причитания по умершему хозяину дома и главе семьи. Но вот заново перечитываю каждую главу романа в подаренном автором журнале «Дружба народов» (№№ 3,4 за 2015 год) и этот плач стоит в ушах и преследует меня.
Я-беженка, покинувшая Таджикистан почти четверть века назад, стараюсь осмыслить написанное коллегой –журналистом. Он растревожил память о бессмысленной гражданской войне 90-х годов прошлого века, раскидавшей нас по всему свету. У каждого, мирно и дружно живущего в многонациональной семье, остались свои отметины, когда рухнули устои и перевернулся мир.
Автор «Заххока» Владимир Медведев, как и один из главных героев Олег, не сторонний наблюдатель в кровавой войне: его сердцу дорога судьба Таджикистана. Здесь он вырос, возмужал, вобрал в себя местные обычаи, поверья и поговорки, в которых заключена народная мудрость.
Медведев работал монтёром, учителем в кишлачной школе, рабочим в геологическом отряде, газетным корреспондентом, фоторепортёром, патентоведом в конструкторском бюро, редактором в литературных журналах.
В цветущем, солнечном Таджикистане война вспыхнула в конце июня 1992 года. " Именно вспыхнула- клише, не смотря на его банальность, точно передаёт скорость, с какой разворачивались события". Так передаёт свои ощущения упомянутый уже герой романа Олег-репортёр Московской газеты «Совершенно секретно».
Он анализирует, как война назревала исподволь на многотысячных митингах, и вдруг наведённое коллективное безумие в один миг выхлеснулось с душанбинских площадей и хлынуло в Вахшскую и Гиссарскую долины.
Бились между собой отряды полевых командиров и попутно уничтожали всех «соплеменников» противника. Боевые действия более всего походили на этнические чистки, несмотря на то ,что и чистильщики, и жертвы принадлежат к одному этносу. Вырезались целые кишлаки. Людей убивали с изуверской жестокостью.
Из кровавой круговерти выросла фигура народного вождя-вора в законе деда Сангака. К нему-то и прилетел за интервью из Москвы Олег. Заодно решил повидать родные места, по которым тосковал студентом в дождливом Ленинграде, а потом и в сумрачной Москве.
Олегу нелегко ощущать себя здесь чужаком, лишь репортёром-фиксатором событий,ход которых он изменить не в силах.
В Курган-Тюбе в приёмной Сангака Олег знакомится с Давроном-афганцем и Зухуром- бывшем инструктором райкома партии, перешкурившимся и примкнувшем ныне к Народному фронту. По личной просьбе главного полевого командира Даврон должен сопровождать караван с продуктами в Дарваз и следить там за порядком, не позволять боевикам творить бесчинства.
Горный кишлак Талхак становится центром, где сплелись судьбы всех героев романа - Андрея, Зарины, Джоруба, Даврона, Олега и Карима Тыквы. У каждого из них своя роль на театре послевоенных действий.
Самый мерзкий персонаж- Зухур. Бывший партработник, на мутной волне возомнивший себя всемогущим царём-драконом, и кайфующий от сознания власти над дехканами. Подачками, угрозами и пытками он заставляет горцев запахать не только свои крошечные поля, но и подготовить общую землю для посева «золотого урожая»-наркотического мака.
Это Зухура олицетворяет автор с Заххоком - древним неправедным тираном, угнетателем и отцеубийцей из поэмы «Шахнаме» великого Фирдоуси. Извращённая фантазия мелкого партократа избрала для себя образцом гнусного правителя, у которого из плеч выросли две змеи и он вместе с ними питается человеческим мозгом. Востоковед и репортёр Олег видит в этом гениальную метафору власти: насилие над умами подчинённых, а потом и над их телами.
Бывший душанбинский милиционер Гафур, ставший из-за семейных долгов Зухуру палачом в его банде, высказал Олегу интересную мысль-аналогию. Он назвал зоопарк адом, созданном людьми для животных. А сами человеки, ввязавшиеся в кровопролитную войну,становятся по своей воле взбесившимися зверями. И Гафур похож на дикого огромного быка. Он разбивает стеклянный домик питона, враз названного Мором, и дарит рептилию Зухуру. А тот, изображая древнего царя-убийцу Заххока, носит пятнистого удава для устрашения на плечах, затянутых камуфляжем, и гнусно радуется сходству с антигероем Фирдоуси.
«Свита» или так называемый отряд Зухура, в котором половина уголовников, по сути своей шакалы. Смердит даже от кличек охраны -Гург –волк с железными зубами, стервятник Рэмбо, изувер Гитлер. Кто из окружающих может противостоять этому «зоопарку»? Андрей и Зарина-овцы на заклание. Дети русской матери и отца-таджика, сбежавшие в далёкий кишлак от подонков-бандитов и их расправы – им и здесь не спрятаться от злой судьбины.
Золотоволосую Зарину вознамерился взять в жёны сам господин Зухуршо . Девушка, только что похоронившая любимого отца, стала жертвой, которой весь кишлак покупает расположение всесильного Зухура. Зарина называет про себя «жениха» Черномордом.
Андрею, пытавшемуся защитить сестру от насильного и балаганного сватовства, садист Зухур милостиво приказывает служить в его отряде. Джоруб, имя которого переводится как метёлка или веник,-брат отца Андрея и Зарины не годится в их защитники. Ветеринар,умный и образованный человек, всю жизнь терпящий укоры односельчан в своей бездетности, скован страхом и никому отпора дать не может.
Московский репортёр Олег,поддавшись порыву гнева,возмущения, непокорности, стал снимать казни людей, не подчинившихся Зухуру, попадает вместе со своей фотокамерой в глубокую земляную тюрьму- зиндон.
Образцовый советский офицер Даврон,пережив подставу в армии и суд чести, пошел служить народному вождю Сангаку и командовать отрядом Зухура. Олег узнаёт в нём мальчика, которого спас его отец после страшного землетрясения в Чорбоге,кого называл в мыслях братом и мечтал найти, чтобы породниться навек. Теперь Олегу трудно принять Даврона- настороженного, бесчувственного, всем чужого. Он запечатал эмоции как панцырем и это инстинкт самосохранения. Иначе-разорвёт.
Даврону поручен главный объект охраны - посевы мака и большие деньги от продажи «дури». С Зухуром он пытается составить справедливый договор, не позволяющий обделить сельчан доходами и не превратить их в рабов. Таким безкопромиссным решением Даврон подписывает себе смертный приговор. Брат Зухура Гадо-экономист и главный советник коварно сбрасывает Даврона в яму-зиндон к Олегу.
Порча, которую занёс в кишлак Зухур-Заххок, заразила и старших , и младших. Затоптано почтение к мудрым старикам -их советы и наставления не слушает молодёжь, почуявшая вкус другой жизни, где всё позволено.
Не поддался Зухуру-Заххоку самый трогательный и наивный из героев - парнишка Карим по прозвищу Тыква. Поначалу он было обрадовался, когда Зухур приказал молодым парням из кишлака Талхак служить в его отряде. Нигде сроду не бывавший Карим подумал ,что повидает мир, получит обещанное жалование и женится на Зарине, в которую влюбился с первого взгляда.
Он мечтает о простой и привычной жизни: дом ,семья, дети. Отец с малолетства учил Карима уважать старших, молчать при их разговорах. Частенько повторял поговорку : « В неспелой тыковке семечки не гремят». С тех пор и прозвали мальчонку Тыквой.
Для Карима священны народные обычаи и традиции. Дедушка научил его пользоваться на охоте не только ружьём, но и старинным орудием луком-пращой. Из него Карим и убьёт Зухура-Заххока, отомстив за самосожжение любимой Зарины,не пожелавшей разделить с Черномордом супружеское ложе. С отрезанной головой бандита Карим прячется на горных тропах и откосах от шакалов Зухура, и погибает вместе с ними под камнепадом, устроенным банде сельскими умельцами. Дома его хоронили как героя.
… Ловлю себя на мысли, что и сотой доли впечатлений не высказала в этой рецензии. Но надо и читателям оставить пищу для размышлений.
Не могу удержаться, чтобы не привести хотя бы несколько таджикских пословиц, которыми убеждают друг друга персонажи романа. Вот они: «Дурака словом не проймёшь, камня гвоздем не прошибёшь», «Тушили пожар, побежали за водой -принесли огонь», "В кишлаке ты лев, а в Бухаре тебя поставят в хлев», «С дурным поведёшься-дурным станешь , с добрым –сам расцветёшь», «Терпение –тусклый факел, который освещает наши жизни».
И ещё одна, особо принятая сердцем: «Вода из нечистого источника, если быстро течёт, три оборота по течению сделав, чистой становится».
Будем надеяться на это.
Вера Дейниченко, журналистка.
Свидетельство о публикации №216061901847
Читаю отзыв-рецензию и чувствую, как тебе больно вспоминать те годы...
Гульсифат Шахиди 23.03.2017 11:02 Заявить о нарушении