Сила и добро

В начале пятидесятых годов поездка в город воспринималась детьми за чудо. Как и само катание на грузовике.
В райпотребсоюзе шоферов было мало! Вяткин, Ермолаев, Сиротин, их ценили, уважали. Они завозили товары и продукты, без них какой райсоюз?
… Гараж на улице «Красный Алтай» появился не сразу, а до него машины содержались возле конторы, на территории складов. Тюки, рулоны поднимались высоко-высоко, набивались под навес – столько было товара! К складам не просто было подъезжать, но шофера умелыми и ловкими были.
Экспедиторы, кладовщики – Снегирев, Лудин, Галошин гремели связками ключей, открывая, закрывая склады.
Подъезжали на телегах, грузились. В будке сидела женщина – вахтер. Она «управляла тросом или цепью, не помню теперь. Отпустит – поднимет. Сложная работенка…
Самого председателя райсоюза – Георгия Васильевича Алексютина – редко видел, а вот его окружение – часто. Уважительно отзывались родители о завторге Иване Алексеевиче Лаврове, о главном бухгалтере Николае Александровиче Мокридине. Всегда приветливы были Тамара Ивановна Паршина, Агния Григорьевна Астахова. Строгими казались завхоз Григорий Иванович Колупаев, завскладом Петр Иванович Лукьянов.
… А сколько других работало…
Райсоюз представлялся сильным, добрым. Он собирал нас на елку, там Дедушка Мороз дарил подарки.
… Пока отец выписывал путевки, а экспедитор Анатолий Лудин оформлял бумаги, я сидел в кабине ЗИС-5 и ждал поездки. Город манил, звал к себе…
Мимо конторы проезжали на телегах и верхом, проходили люди. А на стадионе, где потом обдирал острыми камнями ноги и руки, играя в футбол, тогда, в утренний час, никого не было.
Часто просили завезти, привезти, взять… Отец на просьбы откликался. Скольким людям он помог!
… Отец заботливо ухаживал за машиной. Он и его ЗИС-5 были заодно. В поездке прислушивался к гулу и звукам. Догадывался о начавшейся неисправности. Останавливался, начинал разбираться, что-то регулировать. Раз остановится, потом еще. Если что-то серьезное выявил, ставил машину на ремонт. И как бы кто ни просил, отец стоял на своем. И был прав. Он не мог позволить, чтобы ЗИС-5, его друг, продолжал ломаться.
Он служил до войны в автобате, а потом шоферил, по моему, на «полуторке» в райсоюзе. А в войну его, как лучшего инструктора, держали при Омском танковом училище. Отец обучал воинов-танкистов вождению.
Первый шофер райсоюза, после войны вернулся в райсоюз. И продолжал шоферить. Был завгаром. Перед пенсией и на пенсии трудился он на хлебовозке.
***
… Отец вел грузовик. Лудин оживленно рассказывал о райсоюзовских новостях, иногда подначивая меня – дружески, с шутками.
На сиденьи, для моего возвышения, свернутые пополам, лежали отцовские телогрейка и куртка.
ЗИС-5 гудел как трудяга, без которого ничего бы и на складах не было. Так примерно полагал тогда я.
Этот грузовичок полюбил больше, чем новенький ГАЗ-51 с номером, как сейчас помню, ВЯ-04-51.
Мы сворачивали в Шахи, заезжали к каким-то домам, что-то выгружали, тогда в кузов посадили бабулю с мешочком, студента.
За поездку до базара насыпали в наши карманы вкусные жареные семечки. Отец, поднявшись на ступеньку машины, наказывал пассажирам «сидеть смирно и – не высовываться!»
Машин на дорогах тогда было мало, а ГАИ еще не создали…
… Следил за убегающими назад столбами, считал их, шевеля губами. Лудин спрашивал: до ста дошло? Сбивался, начинал считать по-новой.
Лудин затаивался, соображал…
- Ты, поди, и паровоза еще не видел? – прерывал он мой счет.
- Еще даже двух видел! – тут же и отвечал.
- Где? Когда? – наседал экспедитор – И улыбался.
- Когда к тете Оне с папкой ездил!
Лудин недоумевал. И тут защитил меня отец. Пояснил, что Шуруп ездил в Черемное, к родной тете. И там, на железнодорожной станции, видел не один, а сразу два паровоза.
- Как они гудели? – спрашивал отец, улыбаясь…
- У-у-у – вытянув шею, показывал, на полном серьезе.
Взрослые смеялись, непонятно над чем…
Дядя Толя подыскивал новый каверзный вопрос.
***
… А уже высоко над Барнаулом зависло солнце, освещая и город, и дороги, и машину. Вдруг, справа, рядом взмыл самолет. За ним еще и еще.
Разинув рот, наблюдал за полетами, как потом выяснилось, спортивных самолетов.
- Шуруп, смотри! – поворачивал меня дядя Толя. И я замечал в небе парашюты! Далеко от аэродрома, что был тогда по правую от дороги сторону, они медленно, плавно скользили по синему небу.
Зрелище было неописуемое…
- Вы, друзья, смирно здесь сидите! – сделал внушение привставшим и наблюдавшим за самолетами пассажирам в кузове отец. Потом то же самое сказал и нам с дядей Толей…
Подъезжаем к городу. Поселка Сулимы и улицы Малахова, ТЭЦ-3 и «Кристалла» тогда и в помине не было. Окрестности Барнаула – дикие, необустроенные. Только около железнодорожного вокзала – деревянные и кирпичные дома.
- К Савватеевне сейчас заедем или потом? – громко, перекрывая шум мотора, спросил отец.
- Давай, Андреич, после! На склады надо! – взглянул на новенькие часики дядя Толя, наблюдая за моей реакцией… И задержал взгляд на часах.
Я молчал, подумаешь, часы… Вот ЗИС-5 – это дело другое.
В городе я увидел машины, телеги. ЗИС-5 остановился у базара. Отец помог бабушке спуститься с кузова. Та взяла мешок и скорей на «рабочее место». А студент уже умчался…
Город поразил меня.
… Кружат у конечной остановки трамваи. Снуют люди, машины. Отец купил три стаканчика мороженого. Вкуснотища! Однако, пора на склады…
И там я увидел другого дядю Лудина. Он стал начальником. Указал склад и отец подъезжал к высоким воротам. А дядя Толя, что-то объясняя толстой городской кладовщице, энергично жестикулировал руками. По-моему, он распоряжался…
Где мы только ни загружались! И везде дядя Толя был за главного грузчика. Те, городские грузчики, только со склада подтаскивали ящики да мешки, да тюки какие-то, а самую главную работу дядя Толя никому не доверял! Он был сильным и опытным.
Отец стоял возле заднего борта, принимал от рабочих груз, передавал наверх, а уж там, все предварительно рассчитав, действовал наш экспедитор: добрый, остроумный человек.
Переезжаем. С одних складов на другие. Про обед забыли… Наконец, посмотрев на бумаги, Лудин, радостный, сообщает: «можно и того самого!»
Все у него с отцом загадки какие-то. Они улыбаются, а мне не до смеха…
- Поехали, Шуруп! – Зовет отец.
Мы приехали к столовой.
- Держи поднос! – говорит дядя Толя. – И подает металлический лист.
Я полагал, что сейчас он опять собирается пошутить и попробует щелкнуть по моему носу. Инстинктивно отворачиваюсь…
Очередь, поняв ситуацию, рассмеялась.
Пообедали. Дядя Толя остался при машине, а мы пошли на Ленинский проспект.
Когда я смотрел, как дядя Толя важно обращался с кладовщиком, а потом, как нагружали много дорогих товаров, то подумал: наверное, у нашего экспедитора много денег! Потому он и такой «командир» и столько много покупает…
- А дядя Толя богач? – Спросил зачем-то отца.
- Ну, Шуруп, ты даешь! – Отец крепче стал держать мою руку, улыбался. – Да никакой он не богач, знаешь, кто богач?
Я мотнул головой. Отец, подумав, сказал:
- Потребсоюз – вот кто богач! Видел, сколько товаров на его складах?
Отец продолжал :
- Но он добрый богач! И даром отдает свое богатство. Нам, другим.
- И райсоюз наш добрый богач?
- Почти…
… Зашли в магазин «Динамо». Примериваю футболку и детские бутсы – предел моих мечтаний. Купили. Я на седьмом небе.
Вернулись к машине.
… Петляя по улочкам и переулкам, подъехали к дому Савватеевны. Мне не понятно было – зачем, когда такие большие в крайпотребсоюзе склады, хранить часть товаров во дворе у Савватеевны…
Догрузились. Много, выше бортов! Отец умеючи разбрасывает крепкую веревку по натянутому брезенту. Цепляет ее за крюк.
- Ну, чего не тянете! – подначивая нас, кричит отец.
Пыжусь, помогаю.
… Савватеевна стирает с лица слезинку. Расставаясь с нами, машет рукой.
Дядя Толя, взглянув на «свои золотые», похлопал меня по плечу:
- Успеешь, Шурка, к футболу!
…Как он разгадал мое желание?
Я бережно держал коробку с бутсами, от которых не в восторге будут скоро мои кореша. Когда достанется им по ногам…
… Сила и добро. Вот о чем сейчас, спустя пять десятков лет, думаю.
Силу и добро ощущал я и от верного ЗИС-5, перегруженного разными грузами.
Силу и добро выявляли мой отец и дядя Толя, все делавшие своими руками, помогавшие людям.
Сила и добро присутствовали и в райпотребсоюзе.
Где все это?


Рецензии
Здравствуйте, Александр!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе - http://www.proza.ru/2016/06/29/228
для новых авторов.
Тема свободная. Объём: НЕ БОЛЕЕ 10000 знаков с пробелами(4-5 страниц).

С уважением и пожеланием успехов.

Евгения Козачок   10.07.2016 23:46     Заявить о нарушении