4. Хуторская чертовщина. Беспокойная ночь в степи

               Поместье, если подумать - это большое солидарное хозяйство на подобии колхоза или большого фермерского хозяйства, где всеобщее благосостояние зависит от вложенного труда каждого.

               Здесь барин строгий начальник, который не потерпит плохой работы, спросит строго, а если нужно то и накажет.

                Крепостное право отменили, но куда податься бедному крестьянину без земли, а получилось так, что вновь нужно идти на поклон к барину, чтобы взять в аренду землю.

           Хорошо если имеется тягловая сила вспахать поле.

         А поле барин из личных выгод выделит самое дальнее и захудалое, а в наших местах при дефиците влаги в почве  заниматься только земледелием дело гиблое.

               На этом погорело множество местных помещиков, которые со временем  продали свои наделы, не получилось у них правильно вести хозяйство.

             Другое дело поместье Кузьмы Мамкина, ещё его отец занимался не только земледелием, но разводил овец,  лошадей, имел гурт коров, птицу, была и своя пасека.

               Год от года поместье богатело, да и хутор при нём благоустраивался.

             Поэтому хуторские мужики были заинтересованы в возвращении украденного скота.

            Не будет скота – не будет работы, а не будет работы - не будет пусть даже самых мизерных средств   существования.

             Да и податей ни кто не отменял.

                Жить, а точнее выживать как - то нужно.

            Поэтому в усадьбе осталось несколько мужиков для помощи, а остальные, разделившись на две группы, решили пуститься в погоню.

          Одна группа сразу отправилась вверх по склону, они считали что овцы, тихоходные животные далеко не могли быть угнаны.

           Вторая группа в несколько человек, решила взять лошадей и попытаться отбить угнанный табун лошадей.

               Но те, кто пришёл  ночью за лошадьми хорошо в них разбирался, угнали они резвый молодняк.

             Лошадей двух – трёх летнего возраста в несколько часов можно перегнать за речку Малку, а там табун окончательно растворится и искать его потом бесполезное дело.

           Но ночью случается всякое, чем чёрт не шутит, могут потерять часть лошадей, заплутать или наткнуться на разъезд казаков из пограничных станиц.

           Иван Солёнов с поднятыми казаками спешил из станицы на выручку, на краю станицы встретились со скачущим в след Ивану гонцом.

              Как посчитал станичный атаман, засиделись его казаки без дела пора бы и проверить их сноровку да удаль, а то уже от безделья не знают, куда подевать свою дурную силу.

                Понаели кеньдюхи, словно бабы на сносях.

          Подопьют, начинают меж собой спорит, а чем всё заканчивается, правильно мордобоем, потом мири их.

         А тут такой особый случай, мало того что увели чужую живность, так ещё совершили убийство.

          Кузьма Мамкин заслуженный и известный на всю округу человек, знались с ним многие уважаемые люди.

             А наказать разбойников это главная задача казаков, ведь это их обязанность  охранять мирное население.

           Полсотни казаков на рысях проследовали вдоль балки и затем переправились на другую сторону и попали во владения помещика Мамкина.

           Здесь застали вторую группу мужиков, которые решили на рабочих лошадях устроить преследование грабителей.

          Казаку долго рассказывать не надо, что да как вышло, он одним взглядом оценит обстановку и всё поймёт.

        Казаки быстро разобрались, что к чему, взяли след и пустились в погоню.

          За ними вслед затрусили на своих лошадках мужики, их помощь там, несомненно, понадобиться.

       Первая группа мужиков шагая по свежим овечьим следам, притопала до того самого места, где овец разбили на несколько  мелких отар.

          Эти лихие ребята предгорья имели большой опыт по умыканию чужого добра, понимали, что в одну ночь не перегнать всех угнанных овец за Малку.

             А спрятать в степных условиях сотню другую баранты, где вам кажется, что всё ровно  и видно до самого горизонта, могли так всё замаскировать, что только подъехав к самому этому месту можно обнаружить краденых овец.

           Когда мужики стояли и решали, в каком направлении им идти, подскакали казаки.

           Минутное решение и большая часть казаков поскакала по степи дальше, в надежде нагнать табун лошадей у Малки, переправы на ту сторону им были хорошо известны.

          Вскоре эти казаки наткнулись на одну из отделённых отар овец, о чём известили мужиков с казаками.

           Чувствуя преследование, угонщики постарались разогнать эту отару по степи, а сами постарались раствориться в ночи.

            Уже радостная весть, часть краденного найдено, теперь его нужно собрать вместе.

             Этим занялись мужики, а часть казаков решила отыскать остальных овец.


              Посветлел восток, овец сгоняли в одно место, эти блеющие создания не могли понять, что же их всю ночь гоняют, не понятно где и для чего, проявляли упрямство.

             Со стороны поместья, которое оставалось далеко за гребнем, послышался топот лошадей, затем появились силуэты всадников, которых насчитали шесть человек и ещё шесть лошадей при них.

            Лошади просто летели над землёй, отчего они так неслись по степи не понятно, погони за ними не было.

             Курьерским поездом пронеслись мимо собранных овец эти не понятные всадники из сумерок и понеслись далее, мужики удивлённо смотрели им вслед, прокомментировали.
                -  Уж ни самого ли они дьявола увидели?

          Дьявола не дьявола, но с таким столкнулись, что до конца своих дней не забудут, да ещё не раз во сне содрогнуться.

          Только одни проскакали в южном направлении, показались с востока другие, подумали, что это возвращаются казаки ищущих овец, но когда те подскакали ближе, поняли горцы.

            Против этих вооружённых людей с вилами или дрыном не попрёшь, уж лучше отдать овец, чем остаться здесь навсегда.

           Но всадники, врезавшись с ходу  в столпившихся овец, ловко, словно невест похватали овец и ускакали в обратном направлении.

          В таком случае нужно по скорее гнать овец в поместье за этим дело не стало.

        Не прошло и пятнадцати минут эти же всадники или другие, догоняют отару с мужиками, снова, словно волки, хватают овец, один изловчился и схватил двух, и опять увозят с собой овец.

              Была ли у них такая игра, кто больше украдёт овец, но уже издали было видно, как они скалились от удовольствия, посматривая на испуганных мужиков.

               Посветлел восток и небо, и вот новое нападение, к счастью вдали появляются наши казаки, за джигитами с овцами началась погоня.

            Но что такое хорошие скакуны, они легко и красиво неслись по степи, было заметно, как увеличивается расстояние между горцами и казаками, не догнать их.

             Как писал Михаил Юрьевич, горец за хорошего скакуна был готов умыкнуть из дома сестру.

            После не продолжительной погони, казаки отказались от бесполезной скачки, которая была не в их пользу, но порадовали новостью, найдены ещё две отары.

          А ещё порадовали мужики на своих лошадках, поехали они по следам в  одну из сторон и наткнулись на брошенных овец, сотни три не меньше.

          Вот теперь оставалось собрать всех овец вместе.

18 июнь 2016 г.


Рецензии