117. Заметки о поэзии

1.
Поэтичкое произведение (пожалуй, это относится и к прозе) - это всегда неудача в смысле результата. Ведь она пытается выразить невыразимое; проявить особенности идеального мира через образы мира феноменального; поэт в стихах всегда выражает себя отчасти, а не целиком, - последнее может получиться, когда мы рассматриваем наследие поэта, уже умершего, от которого нельзя ничего убавить или добавить без искажения духа сочинителя. Вместе с тем отдельные стихи пребывают своеобразным микромиром, который желательно выразить по возможности полно и в совершенстве - т.е. в соответствии с законами поэзии, но без ущерба для уникальной личности творца. Но самое лучшее мы помещаем - в творчестве - более вм будущее, чем в настоящее. Каждый стих - репетиция стиха будущего, накопление поэтического опыта. Поэту удовлетвориться уже написанным - это значит перестать писать, не испытывать потребности развить себя через своё творчество далее и развить творческое начало в себе ещё больше. Когда говорят о талантливости произведения, то оно может быть таковым только в сравнении с худшим. Но внутри поэтического наследия дело обстоит сложнее. Здесь могут быть стихи неудачные, или неудачные в сравнении с другими. Могут быть неудачны лишь отдельные места в произведении, что, лишая стихи совершенства, не обязательно делает их плохими в целом. Существует подсознательное стремление поэта создать шедевр, который бы затмил бы прежние его сочинения. Но реально поэт выражает в поэзии лишь многообразие как и мира, так и собственной души. И подчас даже наихудшие произведения по своему важны и нужны, выражая как раз неспособность выразить нечто, что подразумевалось, но не нашло себе нужного выражения.
2.
Всякий идеал потому только идеал, что недостижим. На образец можно лишь равняться, можно выразить его иначе, индивидуально, можно даже превзойти его, но копировать образец совершенно бессмысленно. Это то общее, что стимулирует в нас частные наши способности. Поэтический идеал похож на факел в конце дороги, способный осветить в какой-то степени дорогу, дать ориентиры. Но поэт каждый раз и при любом опыте должен проходить эту дорогу заново и причём без всякого повтора уже осуществлённых движений. Движения остаются движениями, но общий их "рисунок" уже другой. Невозможно написать поэту два совершенно одинаковых стихотворения, с повтором всех особенностей, даже если бы вдруг он захотел этого. И если поэту, чтобы выразить себя, недостаточно написать за жизнь только одно стихотворение, но и любое множество стихов тоже переживается как недостаточное, главное кажется невоплощённым в них в должной мере. Пока есть вдохновение, есть и потребность писать, а значит и стремление к идеалу при неспособности нашей его "догнать". 
3.
Поэт всегда выходит за грань себя-в-настоящем, себя-обыденного; он всегда ищет лучшей и полной формы выражения своего сокровенного; что он находит, меньше того, что он не находит. Поэт - ищущий. Если он всё найдёт и выразит, то потребности сочинять стихи уже не будет. Но ищущий всегда, бессознательно или сознательно, неудовлетворён собой и созданным, даже если его хвалит весь мир. Всегда он желает выйти за грань наличного, узреть незримое и чувственно передать мудрость и значительность идеального, ценность "Я" человека-в-мире.Сперва он открывает себя в мире, как поэта; затем он открывает мир в себе - в чувстве и мысли. Не всегда можно досичь искомого полностью, но энергии творчества бывает достаточно, чтобы осуществить хотя бы половину замысла.
4.
Поэзия есть освоение реальности - материальной, идеальной и собственной. Прозреть в поверхности глубину равно важно для всех сторон жизни личности. Таким образом, поэзия становится отзвуком развития индивидуальности творца, она выражает тип мировоззрения и мировосприятия данного лица. Это не просто образ жизни, так как жизнь в большей мере лишь изживание своего "Я" в обыденности. Можно не говорить уже о "божественности" поэзии, но если мы будем относиться к ней как к простому делу, обычному в буднях, мы принизим не только её, но и себя, не проявим свой творческий потенциал в достаточно полной мере. Поэзия не есть "дело", оно "деяние". Поэзия вроде миссии взятой человеком на себя добровольно - миссии нести свет в любую тьму. Даже элегии становятся не тьмою жизни, а протестом против этой тьмы, факелом в ночи. Чтобы поэзия действительно была поэзией нужно искренне хотеть "высоты духа", любить её. Фальш гасит любой факел в поэзии. Приоритет "земного" умертвляет способность поэта выражать высокую идеальность и стихи превращаются лишь в осколки или копию быта, мельчают, скользят по поверхности явлений.
5.
Поэтическое отношение не просто часть отношения эстетического, но важнейшая его часть. Эстетическое освоение мира человеком имеет место везде, в любой форме деятельности или профессии, где присутствует элемент творчества, прозрение глубины явления, особенное и новое оперирование тем, что предлагает тебе жизнь и работа. По меньшей мере творчество это нормальный результат дела, когда брак исключается и созданное полностью соответствует своему назначению. Максимум же творчества имеет дело с созданием нового на почве старого. Здесь "надо" тождественно "хочу", а необходимость слита со свободой. Но у поэта эстетическое переживание как бы самодавлеет над вещами - любой добротный стул в поэзии превращается в образ стула, в часть сюжета и смысла стихотворения. "Стул-сирота прижался к стенке", - может сказать поэт. Он может включить образ стула в стихи как символ чего-то или сравнить стул с "домоседом", с "трудягой" и т.д., представить этот образ комически или на полном серьёзе. Иными словами, он оперирует не стулом, а образом стула, идеальным в форме материального. Чувственное изображение вещей есть изображение не вещей, а смыслов, в их особом значении и связи. То есть поэзия необходимо символична и метафорична. Более того, она самого человека, обыденного и конечного, превращает в человека родового, в представителя рода человеческого или части его. А родовой человек может стать образом космическим, даже смыслом космоса и жизни на Земле. Любое же абстрагирование в поэзии не должно удаляться от чувственных форм, но именно так формы приобретают ценность, становятся символами и метафорами, выражением самой что ни есть конкретики.
6.
В поэзии чтобы прийти к миру, надо прежде всего от него уйти - уйти от его поверхности и обыденности. Мы остаёмся при явлении и вместе с тем переходим к сущности. Но явление и сущность противоречивы, имеют как светлую, так и тёмную сторону, да и проникновение в глубину явлений подчас открывает слишком горькие истины. Вскрывая тайное, сталкиваясь с печальным, душа поэта изнашивается, отчуждается порою от внешнего мира, как религиозный поклонник небесной жизни отчуждается от мира "суеты сует". За всё приходится платить. Возможно, творчество трагично по существу. Она становится превышением меры, трудом, беспокойством, даже жертвенностью. Светлое начало в поэзии часто связано с грустью, печалью, оптимизм граничит с пессимизмом. Совершенно оптимистические стихи часто пошлы и пусты, тогда как пессимизм только здесь может быть чем-то ценным и даже мироощущением гуманизма. А в поэзии любви и оптимизм приобретает глубину, часто он здесь  смешивается с печалью, но выраженной очень поэтически, лирически.  Всё же трагическая тема более способствует расширению возможностей стихотворения. Тем разноцветнее зори поэзии, тем значительнее её откровения. Чаще всего "ночь" нужна, чтобы её преодолеть или даже преобразить в "свет". Эсетизация тьмы в поэзии не есть аморализм, её прославление, приоритет формы над сущностью. Суть в том, что поэт не только должен правдиво изображать трагику жизни, но и уметь противопоставить ей нечто противоположное, ценности героического и светлого духа человеческого. Трагика уже своей наличностью указывает на ценность того, что ей противостоит - веры, надежды, любви. В этом смысле Гёте говорил, что поэзия - это очищенное страдание". Но увы, все факелы сгорают, потому, что горят. Вот почему судьба многих поэтов трагична, независмо от материального или финансового состояния.
7.
В итоге поэзию можно определить одной фразой: Она - самовыражение ищущей личности в формах эстетики и словесного искусства. Она одухотворяет мир, переживает и осмысляет его.
=======================


Рецензии
Вы мешаете в одну кучу поэзию и стихосочинительство. Это не совсем одинаковые занятия.

Алексей Курганов   19.06.2016 16:02     Заявить о нарушении
Разница есть,но в данном случае этим можно пренебречь, так как рассматривается поэзия как дух, когда эмпирическое не становится определяющим,хотя и сохраняет свою необходимость.Я также делал акцент на талантливых стихах и на отношении к поэзии как к некой целостности. Мне не совсем понятно, что Вы имели в виду под "стихосочинительством" - графоманство,форму и технику стихов,различие процесса и результата? Поэтому не смогу Вам ответить более конкретно.

Николай Островский 2   20.06.2016 15:46   Заявить о нарушении
А что такое ГРАФОМАНСТВО? Нет, не ёрничаю. Я и на самом деле не могу понять.

Алексей Курганов   20.06.2016 18:50   Заявить о нарушении
Графоманство - некомпетентность в литературном деле,но эту некомпетентность нужно доказывать конкретно,что называется критикой.Сама критика может быть ложной.

Николай Островский 2   12.07.2016 23:25   Заявить о нарушении
Понятно. ВЫ тоже не знаете.

Алексей Курганов   13.07.2016 02:37   Заявить о нарушении