Жизнь прожить - не поле перейти

Я пишу рассказы о событиях, произошедших в моей жизни. В моих рассказах нет пафоса всё просто, естественно, искренне.

В 1988 году началась междоусобная война между армянами и азербайджанцами. И мы, как многие армянские семьи, стали беженцами. Детей отправили в Ростов к маме. В растерянности не знали,  куда нам ехать. Бывшая сотрудница прислала нам письмо, где сообщалось, что она с семьёй уехала на Украину к своей родственнице, устроилась на ферме в колхозе и ей дали жильё. Муж всегда мечтал уехать на Украину и жить в деревне, чтобы был собственный дом, сад, хозяйство. Я же, категорически была против такого решения. С каждым днём обстановка в городе накалялась и нужно было срочно уезжать. Старший брат мужа уехал первым. В колхозе ему выделили ссуду на покупку дома и обеспечили работой. По специальности он был слесарем. Мы стали готовиться к отъезду. Как назло, перед войной сделали капитальный ремонт в квартире, потратив кучу денег. Чтобы отправить контейнер с вещами, нужно было дать взятку. Семья азербайджанских беженцев с Армении должна была после нашего отъезда поселиться в нашу квартиру. Они оказались порядочными людьми и оплатили нам за ремонт. И вот бросив: квартиру, дачу,  мы стали беженцами. Отправив  контейнер, со слезами на глазах, покинули прекрасный город на Куре  Мингечаур,  где вырос мой муж, а я прожила 25 лет.
Когда мы приехали на Украину к брату мужа, у него уже было своё жильё. Сад, огород 50 соток земли, живи и радуйся. Отдохнув, от столь длительного переезда, мы пошли к председателю колхоза. Зашли в кабинет, за столом сидел тучный мужчина с крупным лицом и разговаривал по телефону. В конце разговора наконец-то  обратил на нас внимание.
- Слухаю! -  сказал он на чистом украинском языке. Рассказав ему все наши беды, мы надеялись на помощь. Посмотрев на нас с пренебрежением,  словно замурованный в своём высокомерии, он закурил сигару. Ну,  вылитый  Черчилль,  - подумалось мне.
- Что это вы все армяне лезете сюда! Скоро наше село будет называться не Орлянское, а Армянское – сказал он со злобной усмешкой.
Полная смута возникла в моей голове. Когда мы сказали что нам нужно жильё, он лукаво спросил:
- А кем вы работали?
- Я работал инженером на ТЭЦ, а моя жена старшим инженером БРИЗа,  - ответил муж.
Ну, и что же вы думаете, я своих людей сниму, а вас городских на их место поставлю?! Это колхоз, - продолжал он дымить сигарой.
- Насчёт жилья; сначала устройтесь на работу, а потом возьмёте  ссуду и купите себе хату.
- Ты мужик, будешь работать на силосорезке возле коровника, а ты,  дамочка - деревья зимой обрезать в колхозном саду, - с ехидной улыбкой пояснил он.
- Может,  вы  возьмёте  меня  дояркой на ферму? Там, наверное, всё механизировано,- ляпнула  я сдури.
- Ты на себя в зеркало посмотри,  какая из тебя доярка!- заорал он. 
Нам стоило больших усилий, чтобы прийти в себя. Когда мы вышли из кабинета, я расплакалась. У  мужа не было слов, он пытался меня успокоить. К нам подошёл мужчина и представился.
- Я слышал всё, что вам сказал председатель. В соседнем совхозе хороший директор и ему нужны механики.
В этот же день мы отправились в совхозное управление. Директор совхоза был мужчина невысокого роста; худощавый, голубые как небо глаза светились добротой. Какое-то тепло исходило от этого человека. Вежливо предложил нам присесть и внимательно выслушал.
- Пока поживёте в общежитии, а  через две недельки в одном из домов сделаем ремонт и вас туда переселим. Будете работать начальником механической мастерской, а жена ваша - инженером по стандартизации, но временно пусть поработает механиком на площадке. Я наказал механика на три месяца, за то, что он в рабочее время играл в домино с механизаторами. Надеюсь,  вы там наведёте порядок, - с доброй и открытой улыбкой, сказал директор.
Мы очень обрадовались с мужем такой удаче. Вечером с чемоданами перебрались в общежитие. Была осень, и наступили холода. Наш контейнер с вещами задерживался. В общежитии в комнате была грубка. Ни дров, ни угля у нас, конечно же, не было. Нам выдали кровать, стол и две табуретки, милые соседи принесли нам дрова и уголь. Решили поехать к брату мужа, чтобы попросить у них тёплые вещи. Выдали мне ватник, пуховый платок и валенки. Теперь, в накукошеном  наряде, я была похожа на сельскую тётушку. Хохотали с мужем до слёз. Одетая по последнему слову сельской моды, я была принята в совхоз.
Началась моя первая трудовая неделя на новом месте. В конце села находился животноводческий комплекс, там же сельхозтехника. Встретил меня главный инженер, лицо у него было обветренное, красное. Видимо здорово ему здесь достаётся! Он подробно объяснил мне, в чём заключается работа механика.
- Теперь пойдёмте, я покажу место, где вы будете работать - сказал он ласково и загадочно засмеялся. Я уже ничему не удивлялась. Главное, что у меня была теперь работа. Мы подошли к маленькому зданию, похожему  на сарай. В моём новом кабинете, если его можно было так назвать, стоял собачий холод. Печка не топилась, площадь кабинета была очень маленькой. На стеллажах в разброс валялись многочисленные детали и замасленные папки.
- Вы уже извините,- виновато сказал главный инженер. Поработаете три месяца,  а потом переведём в совхозное управление. Я буду вам во всём помогать и механик,  которого мы наказали, тоже. Завтра на оперативке в боксе познакомлю с механизаторами.
Села я за стол и стала пересматривать папки. Не знала с чего и начать. Вдруг раздался стук в дверь. Вошёл молодой и весёлый парень с огненно-рыжими волосами и веснушками.
- Здравствуйте, дамочка! - низко поклонившись, сказал он.
– Я вам подробно расскажу о ваших обязанностях. Начитавшись за день об устройствах тракторов и комбайнов, к вечеру голова уже шла кругом. Всю ночь мне снилась техника, узлы деталей. Утром с больной головой я пришла на работу. Меня уже поджидал главный инженер и повёл в бокс к механизаторам.
- Вот идиоты! Куда же они подевались,- выругался он.
– Я знаю, где они, - пойдёмте.
Зайдя в одно из помещений, мы увидели картину: за столом на лавочках сидели механизаторы, одни играли в домино, другие - резались в карты. На нас никто не обращал внимание. В этот момент появился директор.  Соскочив со своих мест как солдаты, они хором загудели. Стали жаловаться, что в боксе очень холодно, руки мёрзнут, гайки не могут закрутить. Директор пообещал поставить калориферы, на этом собрание и закончилось.
Теперь я осталась одна. Беспомощно посмотрела на свой новый коллектив. Быстро осмыслив своё положения и  приняв  твёрдое решение, обратилась к своим подчинённым с речью:
- Я женщина скромная, простая и дружелюбная, весёлая, люблю дисциплину,- уже смелее и громче заговорила я.
– Мы будем трудиться вместе, помогая друг другу,- останавливая  свой взгляд на каждом, чтобы каждый, почувствовал обращение к нему лично.
– Теперь я за вас отвечаю, а вы должны с уважением относиться ко мне. Хочу верить вам,- сказала я после короткой паузы.
Голова моя гудела от сознания того, что я им наплела. Лицо моё горело, кровь стучала в висках. Речь моя иссякла и в помещении воцарилась тишина. Механизаторы  оценивающе присматривались ко мне.
- Да  Вы не переживайте, дамочка, - сказал мужчина, подходя  поближе ко мне. От него несло перегаром.
- Видимо уже успел опохмелиться,- промелькнуло в моей голове.
- Всё будет окей! Я бригадир. Завтра  мы приступим к работе, а сейчас все домой, главный инженер отпустил. Вся компания дружно со мной попрощалась. Я же вернулась в свой кабинет изучать сельхозтехнику. К концу дня, замёрзшая и уставшая, пришла в общежитие. Вскоре и муж вернулся с работы. Весь вечер мы обсуждали своё незавидное положение. Холодно становилось на душе. Вспоминали свой прекрасный город Мингечаур, где мы жили. Море, золотые пески пляжей, прекрасная работа, которая приносила удовольствие. В таком угнетённом состоянии, мы ночью лежали без сна. Смутно представлялось наше будущее в этой деревне. Наш совхоз находился далеко от районного центра, мы думали о детях, как они будут добираться до нас, придётся им ловить попутки. Не находя ответа на все вопросы, мы не отчаивались и надеялись, что это ещё не тупик. Должен же быть какой-то выход. Надо жить дальше, – утешала я себя.
На следующий день, я с оптимизмом вышла на работу. Когда зашла в бокс, чтобы проверить, как идёт ремонт техники, то обнаружила  полный хаос. Везде были разбросаны узлы деталей, а в помещении никого не было. Меня насторожил факт, что кабины тракторов и комбайнов были закрыты. Так вот в чём дело! Все спрятались, видимо следили за мной и хотели преподнести сюрприз. Но не тут-то было! Я взобралась на ступеньку трактора и через стекло увидела притаившегося тракториста.
– А ну, вылезайте из своих крепостей,- крикнула я. Все механизаторы вышли из своих засад. Лица у них были красные от похмелья.
- Может и мне, рюмочку нальёте, а то я страх как замёрзла. Не успела я оглянуться, как передо мной предстал хлебосольный мужик с бутылкой и сполна налитой рюмкой.
- Хряпнуть что ли, для смелости?- промелькнула  в моей голове шальная мысль.
- Эх, была, не была, - сказала я, схватив рюмку, одним махом проглотила  ядрёную самогонку, сильно  закашляла.
- Ничего, сейчас вам станет тепло, - утешали меня мужики, подсовывая закуску с домашней колбасой. С аппетитом поела, постепенно пришло осознание, что я натворила. Решила обратиться к ним с речью.
- Знаете ребята,  я вообще-то не пьющая,  но ради знакомства решилась выпить вместе с вами. Язык мой уже стал заплетаться. В такой дружеской компании и застал меня главный инженер. Я растерялась.
       - Это и есть  наилучший  способ  с вашей стороны, влиться в коллектив, - прошептал он мне на ушко и пошёл к ребятам, где его достойно угостили порцией домашней колбасы и рюмочкой.
- Надо уносить отсюда ноги, - приняв такое решение, развернулась, чтобы пойти к себе в кабинет. Меня окликнул тракторист и вручил большой свёрток.
– А это, жареные семечки, будете «плюхкать», чтобы запаха самогонки не было слышно.
- Боже мой, что я натворила! – казнила себя. Опустилась на их уровень. Тут я увидела, как главный инженер продолжает трапезу в том же духе, следующей порцией горячительного напитка. Стыд как рукой сняло, но беспокойство не покидало меня. Лицо моё горело, ноги подкашивались. Когда вышла из бокса, всё время оглядывалась, боялась, чтобы никто не увидел меня.
В кабинете меня ждала гостья, нормировщица с соседнего здания.
- А  я вам пирогов принесла, варенья и чайку горячего в термосе, знаю, замёрзли тут. Не выдержав такого тёплого внимания ко мне,  я расплакалась и кинулась в объятья новоявленной подружке, пустив слезу, она обняла меня. Успокоившись, подружка кинулась накрывать стол, постелила чистую скатерть, выставила  чекушку.
- Шо, опять? – захохотала я.
- У нас так принято потчевать нового человека!
Чтобы не обидеть подружку пришлось и с ней пропустить рюмочку, налили по второй.
- А теперь давай споём украинскую песню. Ах, да ты же, наверное,  не знаешь  наших песен,- пролепетала она.
- А чего же не знаю!  Цвіте терен, цвіте терен, а цвіт опадає, хто в любові не знається, той горя не знає - запела я. 
За дверью раздались бурные аплодисменты, пришлось и слушателям налить. «Наплюхавшись» семечек,  разошлись  по домам. На душе стало тепло. Люди хорошие, хлебосольные. Соседи принесли нам картошки,  капусты, резали кабана, угостили мясом, салом. Нам, конечно, неудобно было принимать подарки, но они это делали от души и с хорошими намерениями. Несмотря на то, что работники совхоза выпивали, они были хорошими специалистами. Когда надо было сеять,  убирать урожай, работали сутками, иногда шухерили, выпивая на работе. Так ведь это же деревня, что же тут поделаешь.       
Через месяц мы перешли в совхозный дом, где был сделан ремонт. Наконец-то пришёл и наш контейнер с мебелью и вещами.
-  Боже мой,  какое это счастье!
Только тогда мы поняли, как дорого то, что имеешь. Я обнимала свои вещи, плакала от счастья. Соседи помогли расставить мебель. Когда затопили печку, дым разошёлся по всему дому. Соседи были опытнее нас в этом деле, предложили почистить печь. Как оказалось, прежние хозяева  никогда не чистили её. Вынесли 18 вёдер сажи и высыпали в огород на снег. Сосед обещал на следующий день вывезти на свалку. Почти до утра мы с мужем убирали комнаты. Затопили печь, приятное тепло  разошлось по всему дому.
Было воскресенье. Я наготовила вкусной еды, напекла пирогов и пригласила соседей  на  ужин. Отпраздновав наше новоселье, легли спать. Ночью послышался стук в окно. Я сильно испугалась и разбудила мужа.
- Слушай,  там чья - то чёрная морда заглядывает к нам в окно.
- Наверное,  цыгане,- сказал спросонья муж и постучал в окно, морда сразу исчезла.
На следующий день, когда я пришла в бокс к механизаторам, увидела картину: наш сосед рассказывал какую-то байку, а остальные громко хохотали. Оказывается его бык, ночью отвязался и носился по огородам, залез к нам и мордой в сажу.
- Так вот кто стучал к нам в окно ночью,- подходя к ним, сказала я. Насмеявшись вдоволь, все разошлись по своим рабочим местам.
В один из выходных дней нас пригласили на свадьбу. Когда мы подошли к воротам нас радушно встретили хозяева. Мои подчинённые тоже были приглашены и уже  были навеселе. Кинулись ко мне, стали обнимать и целовать. Мой кавказский муж просто остолбенел от столь пылкого внимания мужчин к моей особе и не знал, как реагировать в такой ситуации. А когда я ему ещё и подмигнула, совсем растерялся.
В этот момент подскочила хлебосольная хозяйка праздника и преподнесла моему ревнивцу стопочку на подносе. Опрокинув рюмаху ядреной  самогонки, он очутился в кругу весёлых танцующих женщин, которые наперебой стали приглашать его на танец. И тут я увидела новоиспечённую подружку, она широко улыбалась мне.  А ведь молодец, взяла и разрядила накаляющую обстановку.  Я была ей  очень благодарна. Кавалеры наперебой стали и меня приглашать на танцы. Муж не потерял бдительности и всё время поглядывал в мою сторону.
- Ну, думаю мне конец!
Мой Отелло дома спросит:
- Молилась ли ты на ночь, Дездемона?
Свадьба была весёлая, шумная. С массой всякого рода традиций и условностей, выкупами, ряженными, веселились от души. Столы ломились от разнообразной еды. Здесь умеют работать и веселиться. Домой возвращались за полночь с весёлой компанией.  Когда мы пришли домой, муж сразу лёг спать,  не сказав ни слова. Я была спасена.
Настали будни. Неожиданно возникло новое обстоятельство. Муж задерживался на работе, у меня возникло чувство чего-то недоброго. И я не ошиблась.
- Надо нам отсюда уезжать, иначе я за себя не ручаюсь, - сказал муж,  заходя в дом. Был он сердитый и очень расстроенный. На вопросы, что случилось у него на работе, ничего не ответил.
- О, Господи! Неужели наши мытарства не  закончатся никогда! – когда же мы будем жить спокойно,- сказала я мужу.
Утром решила зайти в механическую мастерскую и узнать в чём дело. Когда я туда вошла, то увидела высокого мосластого мужчину, слегка прихрамывающего, с размахивающими руками. Увидев меня ухмыльнулся, скользнул цепким взглядом с головы до ног.
- Понаехали  черножопые  и тут устраивают свои порядки как нам жить и работать! - продолжая материться, он всё не унимался.
– Да я тебя сгною здесь! Ты ещё узнаешь, кто я такой!
Взяв мужа за руку, я рассмеялась в ответ  негодяю.
-  Хамло и придурок, вот ты кто! Мы и не такое видали! Нам не привыкать, - сказав,  мы ушли.
Когда вышли на улицу, я разрыдалась. Слёзы душили меня, в горле стоял ком. Дома с мужем обсудили этот инцидент. Как оказалось начальник мастерской уехал, этот сварщик был там за старшего, вот и возомнил себя великим начальником. Вроде бы  всё началось налаживаться, а этот случай поверг нас в замешательство. Вскоре об этом инциденте узнал директор и вызвал нас к себе в кабинет.
- Не обращайте на него внимания, он такой и есть. Со всеми скандалит, вечно лезет драться. И не могу уволить, ему до пенсии остался год. Надо потерпеть. Я хочу  вас обрадовать, вашу жену мы переводим в совхозное управление. И ещё новость, у нас здесь строятся коттеджи. К следующей зиме вас туда  поселим. В доме будут все удобства, как в городе, а  рядом большой ставок, будете рыбу ловить, на лодке кататься. Смотрю, лицо мужа просияло и почувствовала, как- будто вся тяжесть мира спала с его плеч.
Узнав о моём переводе в управление,  механизаторы,  расстроились.
- Мы вас никуда ни отпустим. Вы такая добрая, культурная и весёлая.
- Мои вы хорошие,  не обижайтесь на меня. Я уважаю ваш труд, но мне придется сопровождать вас во время вспашки, посева, а ведь я женщина.  Заработаю себе  кучу болячек,- продолжала я оправдываться.
- Да мы вас хорошо понимаем, - сказал тихим голосом бригадир.
С переходом на новую должность, я сидела уже в тёплом кабинете и одевалась как городская женщина. Однажды муж пришёл с работы очень радостный.
 – Знаешь, мы отсюда скоро уедем. Завтра еду в районный центр  на завод технологического оборудования. Это филиал Запорожского объединения. Если нам повезёт, мы устроимся туда на работу.
В ожидании чего-то хорошего и радостного, мы не спали всю ночь, строили планы на будущее. На следующий день муж поехал в район. Я с нетерпением ждала его возвращения и хороших вестей. А новости были хорошие. Мы написали заявление за свой счёт и поехали на завод.
В управлении завода в кабинете главного инженера состоялось собеседование. Нас приняли в технический отдел.
Приехали обратно в совхоз и написали заявление об уходе.
- Думаю,   вам в городе  на производстве будет лучше.  Я очень рад за вас, пожимая нам руки, - сказал директор.
В городе в частном секторе, мы нашли небольшой домик у бабушки. На заводе дали кредит и мы выкупили дом, чему были безумно рады.
Настало время переезда. Добрые соседи провожали нас со слезами на глазах, дали на посадку картошку, лук. Дорога была длинной. Солнышко приветливо сияло в безоблачном небе. Перед нами  открылся прекрасный пейзаж. Весенней листвой украшены деревья. Ухоженные поля,  по обочинам дорог густым ковром маленьких солнышек цвели одуванчики. Всё вокруг казалось  необыкновенно волнующим  и  манящим. Сладко-пьянящие запахи весенних  трав кружили голову. В такие моменты как никогда чувствуешь единение с природой, как будто она тебя понимает и поддерживает в самую трудную минуту.
Наконец  мы прибыли на место постоянного жительства.  Нас сразу окружили любопытные соседи. Кто- то в толпе крикнул: «Чёрные приехали!»
- Вот видишь, из-за меня и тебя чёрной обозвали – сказал, смеясь,  муж.
- Ну, мать их так. Я уже привык к этому.
Выгружать вещи нам никто не помогал,  кроме  водителя. Толпа  глазела,  оценивая наш скарб.
Нам было всё равно, ведь у нас появился собственный дом, хорошая и интересная работа. При доме был огород 40 соток. Вскоре соседи у нас его отобрали. Главным зачинщиком был сосед напротив, работал начальником  ОБХС. Раньше частный сектор относился к колхозу. В колхозе провели собрание и решили отобрать у нас огород, нарушая закон, якобы земля уже принадлежала горсовету. Мы написали заявление, чтобы выделили хотя бы 10 соток, больше нам и не надо было.  Когда мы сажали картошку, подошла жена начальника ОБХС и крикнула: 
- Убирайтесь отсюда! Мы землю вам отрезали по саму сраку, - выпалила она злобно. И не надейтесь, что мы будем с вами дружить и хороводы водить, понаехали тут, подавай им всё на блюдечке! Езжайте туда,  где стреляют,  в  свою Армению или Грузию.
-Как же вам не стыдно! Что мы вам сделали? У нас дети учатся в Ростове, им надо помогать.
- Вот и езжайте тогда к своим кацапам, чего сюда припёрлись? – не сказала, а плюнула в лицо со злостью.
- Мы уже эту землю поделили с соседями.
Я стояла и не могла ничего сказать, тогда муж ответил:
- Бог есть на свете, он всё видит.
Господи, мы уже сто раз пожалели, что уехали из совхоза. Столько бед пережили. Как говорят: «Жизнь прожить - не поле перейти, всё бывает – взлёты и падения. Главное – не растерять в пути силу духа в трудные мгновенья».
Жизнь постепенно наладилась. Детей выучили, имеют по два высших образования. Город наш красивый, рядом Днепр с разливами, недалеко Азовское море. Жизнь нашей семьи исполнена неустанной и напряжённой борьбой за выживание  при любых условиях. И как всегда надеемся, что всё наладится.               


Рецензии
Вера, зашла к Вам что-нибудь почитать. Выбрала этот рассказ. Случайно. А здесь про Украину. Да, досталось вам. Но хороших людей больше. Вот только плохие-как ложка дегтя в бочке меда. Ваши решительность и смелость и оптимизм помогли Вам выстоять. С уважением. Луана.

Луана Кузнецова   01.03.2022 17:17     Заявить о нарушении
На это произведение написано 48 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.