Рассказы семейного альбома

Я открываю грязно-зеленую, почти болотного цвета книгу: старая и потрепанная, с коричневыми страницами, сделанными из плотной бумаги форматом альбомного листа, и сзади виднеется еле читабельная надпись: «15 копеек». За окном холодно, градусов двадцать пять или даже все тридцать, солнце село еще час назад, фонари освещают заснеженные дороги, ветра и вовсе нет, снег крупными хлопьями ложится на крыши домов и головы проходящих мимо детей и взрослых.
Открывая первую страницу, мой взор падает на черное пятно: вероятно, это чернила. Рядом небольшая надпись, написанная неаккуратно неровным почерком, будто писали впопыхах, я так и не разобрал, что там написано. Переворачиваю лист и вижу две фотографии ровно в два раза меньше страницы самого альбома: на фотографиях молодая девушка с короткой косой и молодой человек в военной форме. Я не придал этому особое внимание и продолжил листать страницу за страницей. Вот и первое цветное фото! Я внимательно рассмотрел каждого человека и продолжил свое ознакомление с историей семьи. Пролистав страницы четыре после первой цветной картинки, фотографий больше не было. В альбоме я увидел свою маленькую маму, моих дедушку и бабушку, даже фотографию со свадьбы моих родителей. На маме было скромное белое кружевное , а на папе строгий черный костюм, который, как мне показалось, был большеват ему в плечах. Они выглядели такими счастливыми…
Шли годы, каждую зиму я просматривал альбом и с каждым разом замечал все больше новых деталей, делал для себя новые открытия и больше рассуждал о судьбе людей, изображенных на разнообразных фотографиях. Альбом – самая удивительная вещь в доме, это реликвия и история столь широкого круга людей с разными и неповторимыми судьбами. Каждый из них проживал свою жизнь: переживал и восхищался, любил и страдал, расставался и встречался, смеялся и плакал. Частицы этих жизней, моментов и эмоций и изображены на фотографиях, пусть их и не много, но и этого хватает для того, чтобы хотя бы кончиками пальцев дотронуться до чьей-то истории.
Каждое изображение в альбоме рассказывает зрителю крупицу происходящего – то самое прошлое, в которое нам не суждено попасть.
Война. Жестокая, кровопролитная, безжалостная, беспощадная война. Оба моих дедушки воевали, оба пережили и почувствовали на себе, что это значит – быть на грани жизни и смерти,  ходить по лезвию бритвы каждый раз, когда идешь в атаку, голодать и делать все, чтобы выжить и спасти свою Родину, свою семью, девушку, которая ждет тебя, мать и детей. Непреодолимый страх, свист пролетающих мимо пуль, шум танков и пулеметных очередей, слезы и ужас. Да, мы не пережили этого, к нашему счастью, мы не испытали то, что, возможно, сломало бы нам жизнь. Но альбом и фотографии передают нам часть этого, неосознанно принуждая нас прочувствовать и понять, что значит война.
А любовь? Вот ты смотришь и видишь ; два влюбленных человека, чьи глаза переполнены нежными чувствами, заботой и лаской. Когда-то они жили, любили и чувствовали. Когда-то не существовало ничего, кроме них и открытого непокоренного мира, не существовало ничего, кроме желания проживать каждый момент вместе, жить, дыша полной грудью, жить так, чтобы рвало грудную клетку от бурлящих эмоций и чувств. Фотография рассказывает обо всем этом, лишь взглянув на нее.
Да, прошло много лет с тех пор, как я последний раз открывал альбом. Я повзрослел, многое пережил и вот вновь открываю ту самую зеленую книгу. Страницы стали еще темнее, вот то самое черное пятно, надпись, которая до сих пор мне непонятна и множество картинок.
С каждой фотографией в уголках моих глаз скапливается все больше слез, с глухим звуком падающих на страницы старого альбома. С каждой новой картинкой я понимаю - это часть одной большой невероятной истории, истории одной семьи, частью которой я был, являюсь и буду являться. Каждую страницу я вижу как в первый раз: такие родные лица, улыбки и глаза, родное черное чернильное пятно и надпись «15 копеек».


Рецензии