Сергей Соломонов и его Скверные девочки

На «Прозе» много хороших авторов. И каждый из них заслуживает отдельного рассказа. Возможно, потихоньку расскажу о всех тех, к кому на страничку заглядываю с неизменным интересом. Но сегодня: о Сергее Соломонове - http://www.proza.ru/avtor/solomonovaddvo

Почему именно о нем?

Во-первых, потому, что, судя его текстам, он – мой ровесник. Человек, одного со мною поколения. А поколение – это определенная каста. Пусть и в разных уголках Союза, но слушавшая одни и те же песни, читавшая одни и те же книги и, зачастую сбегая с уроков, смотревшая одни и те же фильмы то в полупустых, то в переполненных залах кинотеатров или Домов культуры. И это временное и возрастное сходство настраивает людей одного поколения на определенную волну, которую не нужно искать, перепрыгивая с одного диапазона на другой, уже потому, что она - всегда с тобою. Своим текстом автор послал тебе сигнал и ты его принял. Просто, взял и принял. Без помощи какого декодера или специалиста криптографа. У Сергея понятные и, вполне возможно, что по этой причине, и близкие мне тексты. Хотя, если о близком, это, скорее всего, во-вторых…

Во-вторых, Сергей, - мой коллега. Он – юрист. Правда, в отличие от меня, адвокат. И специализируется на уголовном процессе, а не на гражданском или арбитражном, как я. Но специализация, это – частности. И пишет он не инструкцию по судопроизводству, а хорошую, интересную прозу. Причем интересную, судя по отзывам на его произведения, не только мне, но и другим читателям, которые так же, как и я, видят, что человек хорошо знает, о чем он пишет. Что истории, описываемые им по тексту своих произведений, не высосаны из пальца, а имеют под собой реальную первооснову, и у каждого из персонажей есть живые прототипы. Просто мне, как человеку одной профессии с Сергеем, это видно чуть лучше и под своим, специфическим профессиональным углом.

Но и первое, и второе, навряд ли, значили бы что-то, если бы не было третьего. В-третьих, у Сергея, хорошая проза. И лично мне она очень нравится. Почему? Так, общими рассуждениями, сложно ответить на этот вопрос. Поэтому, может, более подробно об одной из повестей Сергея – «Скверные девочки»?

Повесть небольшая, 14 глав. Действие её разворачивается в двух временных пластах. Меньшая, совсем маленькая часть повести – это наши дни. Остальное - май 1989 года, Мещерская колония для малолетних: 4 отряда, 400 несовершеннолетних «осУжденных женского пола», куда главный герой приходит на воспитательную стажировку. И место этой стажировки – карантин, в который поступают и перед тем, как их распределят по отрядам, какое-то время проводят вновь прибывшие в колонию. Их в карантине – 12. По каждой - отдельная глава, старательно рассказывающая о том, что за тем не очень понятным ярлыком тюремной субкультуры (отрицала, пацанка, машка, шкура), уже прочно приклеившимся к тому или иному персонажу сразу же по прибытию.

Но повесть не только о них. Она вообще, - о системе, которая должна лечить, перевоспитывать, но делает ли это на практике? И о людях системы. 

Чем мне понравилось это произведение Сергея?

Во-первых, наверное, языком. Он – хороший. Внятный, ясный и понятный, несмотря на наличие определенного сленга, без которого, поднимая такую тему, ясное дело, не обойтись. Язык без лишней воды, но и не сухой, есть в нем и юмор, и лирические вставки (например, эпизод с котенком, или отступление на стихи осужденной Лисовской). А именно это, на мой взгляд, отделяет произведение, основанное на реальных событиях, от публицистики. И делает его художественным. Ведь пишет-то человек о жизни и за неё, родимую. А в жизни, даже в такой обстановке, в которой оказываются герои произведения, есть место всему. И хорошему, и плохому. И грустному, порой трагичному, и смешному. И подлости, и самоотверженности. Например, самоотверженности той же Светланы (начальница отряда, воспитатель). Хотя, тоже самое можно сказать и об офицере-оперативнике (Жанне).

Лично у меня последняя не вызвала какого-то отрицательного восприятия. Человек на своем месте. И это место затачивает человека под себя. Система такая. Или ты внутри неё и соответствуешь ей, или она безжалостно выплевывает тебя, предварительно разжевав и раздробив. Именно эта показная видимая отрицательность Жанны, при том позитивном заряде, который сидит в ней потенциалом, делает персонаж живым и осязаемым. Все мы такие. Одновременное сосредоточение плюсов и минусов.

Но язык это ещё полдела. Можно писать хорошим добротным языком, но ни о чем. В этом произведении есть - о чем. И это второе, что привлекает в повести. В ней есть мысли. И не только в отношении конкретно осужденных, но и по поводу самой системы в целом. Какова она должна быть по отношению к тем, кто волею судьбы попал в неё? Да, автор напрямую не говорит об этом. Но, на мой взгляд, это и не обязательно. Слушай диалоги Светланы и Жанны. Всматривайся в героинь каждой из глав. Думай. Думай, читатель. Для того ведь и написано.

Ну, и конечно, подкупает то, что по тексту понимаешь, что писал человек, который знает, о чем он пишет. А это, для любого произведения немаловажно. В «Скверных девочках» все эти три составные части хорошего произведения сошлись в одной точке. И повесть получилась.

Когда я дочитал её, дошел до последних строчек, то, как это обычно бывает, когда закрываешь хорошую книгу, возникла небольшая грустинка. Всё, приходится расставаться с теми героями, с которыми уже как-то свыкся, за которых все те дни, что читал, переживал. У них своя жизнь, частичку которой ты только что узнал. Но они пошли дальше, жить этой своею жизнью. О которой ты, увы, уже ничего не узнаешь... Правда, здесь в «Скверных девочках», немного не так. Ты знаешь, где сейчас Винни и как у неё сложилась жизнь. Знаешь, что дальше, уже за временными рамками повести, случилось с Панамой. И горечь от осознания судьбы второй, немного сглаживается тем, что хоть у первой сейчас всё более-менее. Но всё равно… Грустно.

Надеюсь, что такая же легкая грустинка от вынужденного расставания с героями «Скверных девочек» будет не только у меня. Нет. Я не надеюсь. Я уверен в этом!


Рецензии
Сергей откровенен в своих уголовных и около уголовных рассказах. Он правильно чувствует о чем поведать желает. Концентрация мысли и доступное изложение, профессионализм и открытость в подаче материала. И главное, ни какого заигрывания с читателем. Интеллигентность и некое «раздолбайство», жалость и отвращение, выраженные обычным словом, обретающим в его повествованиях без назидательности и нравоучения суть человеческого бытия.
Вот, как-то так его я чувствую.

Александр Гринёв   15.08.2016 11:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр.
Наверное, автора каждый из нас чувствует по-своему. Но вот то, что у него - хорошая проза, скорее всего, мы все чувствуем примерно одинаково.

Константин Кучер   15.08.2016 11:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.