Древний Киев. О турпоездке по Украине

Моё знакомство со столицей Украины началось с пешеходной экскурсии “Древний Киев”, стартовавшей от станции метро “Золотые ворота”, где я встретилась с гидом Юрием. Он тщательно подготовился к её проведению и принёс с собой большую папку фотографий и других исторических документов, чтобы показать мне исторические места города не только в их настоящем виде, но и в прошлом.

Своё название Киев получил по имени Кия, легендарного основателя города, о котором существуют два летописных предания. Согласно первому, Кий был перевозчиком через Днепр, поэтому место перевоза стало называться Киевским. Согласно второму, Кий и его братья Щек и Хорив были князьями у племени полян. Они основали три поселения, которые позже слились в один город, названный по имени старшего брата. Археологические раскопки подтвердили существование на месте Киева нескольких слившихся в один город поселений.

Киев — древний город, который много раз строился и разрушался. Одни считают, что ему 1500 лет, другие называют его возраст 3-4 тысячи лет. Историческим сердцем Киева является Старокиевская гора. Именно здесь Кий в V веке основал город, о чём напоминает памятный знак - камень с начертанными на нём словами "Отсюда есть пошла земля русская…". Здесь сохранились валы княжеского детинца и фундамент основанного князем Владимиром первого русского каменного христианского храма - Десятинной церкви, построенной в византийском стиле в конце I тысячелетия. Церковь была разрушена во время татаро-монгольского нашествия, погребя под собой защитников города, и восстановлена в XIX веке в византийско-московском стиле. В 1929 году она была уничтожена большевиками, в настоящее время решается вопрос о её восстановлении.
 
Старокиевская гора всегда оставалась в центре внимания археологов. Самые любопытные находки здесь были сделаны в начале XX столетия. К ним относится языческий жертвенник, сложенный из неотесанных камней и представляющий собой круг с четырьмя выступами по сторонам света. Согласно одной из версий, он служил алтарем в храме легендарного князя Кия. Прикасаться к древним булыжникам категорически не рекомендуется, чтобы не навлечь на себя болезни или даже смерть близких родственников. Другая находка произвела в среде учёных настоящую сенсацию: под истлевшим полом древнего жилища на глубине почти двух метров археологи обнаружили таинственное захоронение. Вопреки традиции, голова покойника была обращена не на восток, а на север. В области его поясницы гроб был насквозь пробит большим железным гвоздем. Это погребение учёные связали с ритуалом посмертного умерщвления вампиров. Вколоченный гвоздь, по преданию, лишал вурдалака возможности выбраться из могилы.

Древний Киев, или Верхний город, связанный с периодом правления князей Владимира и Ярослава Мудрого и других, – это исторический район столицы, который включает в себя много достопримечательностей, к которым относятся Софийский Собор, Золотые Ворота, Михайловский монастырь и другие реликвии.

Золотые ворота являются уникальным архитектурным памятником Киевской Руси, появившимся в период правления Ярослава Мудрого. Они строились двадцать лет, с 1017 по 1037 год, и получили своё название из-за позолоченного купола. Золотые ворота выполняли оборонительную функцию и служили главным въездом в Киев для зарубежных князей и послов, а также дружин, возвращавшихся с походов и войн. В 1240 году ворота пострадали во время осады и взятия города монголо-татарскими ордами Батыя, но продолжали выполнять свою функцию въезда в город вплоть до XVIII века. Со временем они превратились в руины, и всё, что осталось от конструкции, было, в конце концов, засыпано землёй.

В 1832 году было принято решение начать раскопки с целью возрождения исторического памятника. Его полная реконструкция была осуществлена в 1982 году. Возле Золотых ворот появились музей и галерея, посвящённая строительству ворот. Однако памятник был восстановлен лишь в предположительном виде, поскольку не было известно, как он выглядел на самом деле: ни достоверных изображений, ни каких-либо планов не сохранилось. На гравюре А. ван Вестерфельда 1651 года реальная высота арки Золотых ворот вдвое превышает высоту ворот современной реконструкции. Они выглядели величественно даже в средние века, когда уже были полуразрушены. На гравюре также видно, что рядом с главными киевскими воротами проходил высокий оборонительный вал, от которого позже практически ничего не осталось. О нём напоминает только название улицы Ярославов вал. В 1997 году возле Золотых Ворот был установлен памятник Ярославу Мудрому. В руках он держит макет храма Святой Софии.

На гранитном постаменте в самом центре Софийской площади, недалеко  от станции метро «Золотые ворота», установлен памятник Богдану Хмельницкому, являющийся одним из символов Киева. Булава легендарного гетмана, способствовавшего объединению Украины с Россией, указывает, как полагают, на Москву. Идея установить памятник первоначально на Бессарабской площади возникла в 50-е годы XIX столетия, однако разрешение на строительство было получено только в 1870 году. Автором предварительного проекта был скульптор Микешин, который изобразил фигуру гетмана на коне, а барельефы воссоздавали битву под Збаражем и въезд казацкого войска в Киев. Памятник строился на добровольные пожертвования и в 1888 году был, в конце концов, установлен на Софиевской площади, где в декабре 1648 года киевляне встречали гетмана, вступившего в Киев с казацкими полками через Золотые ворота после победы над польским войском.

Моё внимание привлёк памятник на постаменте из розового гранита княгине Ольге, Апостолу Андрею, а также Кириллу и Мефодию. На памятнике надпись: "Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911". Ольга, в крещении Елена, правила Древнерусским государством с 945 до 960 года после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря. Она была первой из правителей Руси, принявшей христианство ещё до крещения Руси и ставшей святой равноапостольной Русской Православной Церкви.
Апостол Андрей, известный как апостол Андрей Первозванный, — один из учеников Иисуса Христа, брат апостола Петра. О нём, как и о других апостолах, повествуется в книгах Нового Завета.
Кирилл и Мефодий — братья из города Салоники, христианские проповедники, создатели в IX веке старославянской азбуки и языка. Оба были канонизированы и почитаются как святые на Западе и Востоке. В славянском православии они  почитаются как святые равноапостольные «учители словенские». Интересна принятая очерёдность упоминания их имён: в научных и научно-популярных текстах — сначала Кирилл, а потом Мефодий; в церковно-богослужебном обиходе — в обратном порядке, вероятно, потому, что Мефодий имел более высокий сан, нежели его младший брат.
 
Этот памятник авторов Кавалеридзе, Сниткина и архитектора Рыкова был открыт в 1911 году. В 1919 году вандалы сбросили скульптуру княгини Ольги и поломали её на две части. Боковые скульптуры были заколочены досками. Вместо Ольги поставили бюст Тараса Шевченко, который изначально планировалось поставить на этом месте. Через четыре года скульптурная композиция была демонтирована. В 1996 году памятник был возведён заново.
 
Киев знаменит своими прекрасными соборами. Одним из первых гид показал мне Софийский собор – жемчужину не только украинской, но и мировой архитектуры. Роскошный храм, расположенный в центре Киева, был построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым по аналогии с Софийским собором в Цареграде. Место было выбрано неслучайно, поскольку именно здесь в 1037 году русичи одолели печенегов. С тех пор знаменитая София Киевская стала главным храмом Киевской Руси и одной из главных визитных карточек Киева. София Киевская является самым древним уцелевшим памятником со времён Киевской Руси. Первоначально Софийский собор имел пирамидальную структуру и 13 куполов. Считалось, что главный купол и 12 куполов поменьше символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. По разным причинам храм неоднократно реконструировался и перестраивался. В конце XVII – в начале XVIII века при гетмане Иване Мазепе и митрополите Варлааме он был перестроен в стиле украинского барокко. По приказу гетмана Мазепы была построена и Большая колокольня Софийского собора. В ней до сих пор хранится большой колокол весом 13 тонн и высотой более одного метра, который был отлит в 1705 году по заказу и на средства гетмана.

В ансамбль Софии Киевской входят колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебопекарня, бурса, в которой сейчас расположен архив музея, дом митрополита, братский корпус с кельями для монахов и ворота Заборовского, построенные в середине XVIII века как парадный въезд к Митрополичьим палатам. Внутреннее убранство храма представляет собой уникальную коллекцию подлинных мозаик и фресок. Основной гордостью Софии является известное на весь мир мозаичное изображение Оранты — Богоматери с поднятыми в молитве руками. В 1990 году Софийский собор вместе с Киево-Печерской лаврой стали первыми памятниками архитектуры на территории Украины, внесёнными в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ещё одной достопримечательностью Киева является Михайловский Златоверхий монастырь, в комплекс которого входит собор Архангела Михаила, или Михайловский собор. Первый храм в честь Архангела Михаила, небесного покровителя Киева, был возведён в 1108 -1113 годы князем Святополком на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом Изяславом. Тогда же был учреждён и монастырь, который в XII веке был местом захоронения князей.

Церковь носит название Златоверхой, поскольку была единственной в то время церковью с золочёным верхом. По преданию, ко времени Святополка относится и перенос в 1108 году из Константинополя в Киев главной святыни Златоверхого монастыря - мощей святой великомученицы Варвары. Во время взятия Киева Батыем и нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году Златоверхий монастырь сильно пострадал. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть ни монастырём, ни монастырскими имениями им фактически не удалось.

В середине 1930-х годов, после переноса столицы УССР из Харькова в Киев, было принято решение о сносе собора и строительстве на его месте административных зданий. Попытки ряда искусствоведов сохранить собор или хотя бы его домонгольскую часть были отвергнуты властями, которые согласились только на снятие со стен здания древних мозаик и фресок. Разборка собора осуществлялась в течение двух лет, а в 1937 году оставшиеся конструкции были снесены взрывом. Часть мозаик была перенесена в Софийский собор, а часть фресок - в Эрмитаж, Софийский собор и Третьяковскую галерею. Остававшиеся в Киеве мозаики и фрески попали в руки немецких оккупантов. После войны они вернулись в СССР, но не только в Киев, но также в музеи Москвы, Ленинграда и Новгорода. Мощи великомученицы Варвары с начала 1960-х годов покоятся во Владимирском соборе.

Решение о строительстве административного центра на месте собора так и не было осуществлено, и весь советский период его место оставалось незанятым. Полностью Собор Архангела Михаила был восстановлен в 2000 году. На колокольне храма были установлены современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон. Михайловский собор является действующей церковью. При соборе работают киевские духовные школы. В 2008 году министр по делам культуры и туризма Украины поблагодарил Россию за возвращение Михайловскому собору 11 фресок, которые сейчас экспонируются в музее истории собора. В России остаётся ещё 15 фресок. Министр выразил надежду, что со временем и они окажутся в Киеве.

Последней из церквей, которую мне довелось увидеть в этот день, была Андреевская церковь, православный храм в честь апостола Андрея Первозванного. Она создана в стиле барокко по проекту архитектора Растрелли в 1754 году и стоит на крутом правом берегу Днепра, над исторической частью города - Подолом. Идущий вниз от неё Андреевский спуск соединяет верхний город с нижним.

Согласно “Повести временных лет” летописца Нестора, которая относится к началу XII века, двенадцать учеников Иисуса разделили с помощью жребия земли, в которые им предстояло отправиться с евангельскими проповедями для обращения язычников в христианство. Апостолу Андрею, помимо прочих земель, достались земли Скифии. Апостол начал свою деятельность с побережья Чёрного моря. Отправившись вверх по Днепру, он остановился на ночлег среди живописных холмов, а утром, поднявшись на один из них, сказал ученикам, что это благословенное место, и когда-нибудь здесь вырастет великий прекрасный христианский город со множеством церквей.
 
На месте предполагаемого пребывания апостола Андрея Первозванного стали строить церкви, сменявшие друг друга по мере ветшания и разрушения. Деревянная Крестовоздвиженская церковь сгорела в 1677 году, а в 1690 году здесь построили деревянную Андреевскую церковь, которая также не простояла длительное время. После этого здесь был установлен Андреевский крест. Недолговечность церквей, возводимых на Андреевской горке, объяснялась не только тем, что строили их из дерева, но и сложными условиями местности.

В середине XVIII века на одном из холмов Старокиевской горы, называемом Андреевской горкой, по приказу императрицы Елизаветы начали строить каменную Андреевскую церковь. Такую честь императрица, скорее всего, оказала Киеву в знак благодарности за Разумовского, выходца из украинских земель.

Андреевскую церковь называют последним шедевром Растрелли, разработавшим её проект. Его идеи воплощал в жизнь известный московский архитектор Мичурин, вложивший в проект Растрелли немало своих идей. Место для строительства было не самым удачным. Для возведения храма на холме строителям пришлось выстроить стилобат - верхнюю поверхность ступенчатого цоколя, на котором и был установлен храм. Высота Андреевской церкви составляет 47 метров, высота стилобата вместе с фундаментом - 15 метров. Фасад однокупольного храма с пятиглавым окончанием украшают колонны, пилястры, богатая лепнина, исполненные в стиле барокко. Окна и двери декорированы орнаментом. Храм украшает ярко-красный барочный  иконостас, изготовленный из липы и покрытый сусальным золотом.

Главной святыней церкви является частица мощей Андрея Первозванного, привезённая из Италии, которая хранится в специальном ковчеге. Среди других реликвий храма – Евангелие в драгоценном окладе, дарованное церкви императором Александром.
 
Из-за высокой вероятности осадки грунта и высокого уровня грунтовых вод фундаменты пришлось делать разной глубины. Архитектор заменил деревянные конструкции купола на кирпичные и вместо подъезда к церкви выстроил деревянную лестницу. В 1844 году её заменили чугунной, и по ней сейчас люди поднимаются к церкви, окружённой живописной балюстрадой, с которой открывается замечательный вид на окрестности. После смерти Елизаветы Андреевская церковь пришла в запущенное состояние. Храм был освящён лишь в 1767 году.

Постоянная угроза сдвигов почвы и обрушения здания не раз угрожали церкви. В результате нескольких реставраций, проводившихся в XIX веке,  церковь утратила некоторые свои первоначальные элементы, исказились очертания купола и был утрачен его декор. Чтобы как-то приостановить разрушение храма,  проводились регулярные работы по укреплению склонов холма: высаживались растения с глубокими ветвистыми корнями, применялись дренажные приспособления. В начале XX века очередную реставрацию осуществил архитектор Николаев, использовав чертежи Растрелли. В 1968 году Андреевская церковь была объявлена музеем, и службы в ней прекратились.

Президент Ющенко принял решение о передаче храма Украинской автокефальной церкви, которая проводит здесь ежедневные утренние литургии и вечерние богослужения, освящение воды, крещения, венчания и правит требы, то есть священные обряды, совершаемые священнослужителями по просьбе верующих за них самих или их близких. Однако использование храма в качестве действующего не улучшило состояние внутренних интерьеров. В XXI веке, когда технологии достигли небывалого развития, может бесследно исчезнуть редкий по красоте памятник истории, который сумели сберечь предыдущие поколения, располагавшие более скромными средствами и навыками.

Ещё одним символом древнего Киева является копия Збручского идола, установленная во Владимирском проезде. Древнеславянский идол, изображающий Святовита, был найден в середине XIX века недалеко от деревни Гусятин в реке Збруч. Он представляет собой четырёхгранный каменный столб, на гранях которого высечены расположенные в три яруса изображения. Некоторые киевляне до сих пор являются поклонниками языческих культов и часто приносят идолу цветы.

Рассказывая о Киеве, невозможно не упомянуть о некоторых памятниках, знаменитых улицах и выдающихся домах, не связанных непосредственно с древней историей города, но территориально расположенных в этом районе. К ним относится Десятинная улица, проложенная в 1830—1840-е годы XIX века. Сначала она была в составе Трёхсвятительской улицы. В 1919 году существовал проект дать ей название Княжеский Двор, поскольку поблизости с ней был расположен дворец великих князей Киевских. Затем она стала частью улицы Жертв Революции, а позже - улицы Героев Революции. Когда в 1958 году её выделили в отдельную улицу, то дали ей название от расположенной поблизости, на Владимирской улице, Десятинной церкви. С Десятинной улицей связаны имена художников Врубеля и  Крижицкого, историка Костомарова, профессора Прахова, здесь останавливался поэт Апухтин, жили академик Птуха, польский художник Котарбинский, государственный деятель и учёный Луначарский и другие.

Одной из самых знаменитых улиц Киева является Андреевский спуск. Здесь, рядом с Андреевской церковью находится памятник героям кинофильма "За двумя зайцами" Голохвастову и Проне Прокоповне. На этой улице когда-то жил и работал Булгаков. Сейчас его дом стал музеем, рядом с которым установлен памятник писателю. Недалеко от дома Булгакова находится ресторан “Кот Бегемот” с памятной доской на фасаде. На Андреевском спуске находится и музей, посвященный истории этой улицы, который так и называется "Музей одной улицы". С 1985 года она стала местом регулярного проведения праздников искусств. Киевские художники превратили её в мастерскую под открытым небом и одновременно в магазин. Здесь под кистью живописца на глазах туристов рождается новое полотно, и они охотно покупают понравившиеся им картины.

На Андреевском спуске работает множество кафе и ресторанов с богемными названиями и романтичной обстановкой: Арткафе, Замковое, Панорама. На этой улице находится театр-студия “Колесо” и “Замок Ричарда–Львиное сердце”. Истории дома и его жителей посвящено несколько витрин Музея одной улицы. В музее представлены личные вещи и художественные работы жителей дома, а также фотографии и планы Замка Ричарда.

«Замок Ричарда—Львиное сердце» — такое поэтическое название носит дом №15 на Андреевском спуске, а его символом стала скульптура Мефистофеля. Этот памятник архитектуры в стиле английской неоготики в виде старинного замка сооружён в 1902-1904 года техником-строителем Крауссом для киевского промышленника Дмитрия Орлова. Для родового дворянского гнезда замок с остроконечными шпилями и зубчатыми стенами, крытой галереей-лестницей, ведущей во внутренний дворик, подходил как нельзя лучше. Изначально дом строился как доходный. В начале XX века Киев переживал период бурного градостроительства: деревянные, большей частью одноэтажные строения сносились, а на их месте строили по тем меркам высотные и просторные апартаменты, которые владелец потом сдавал в аренду. Орлов тоже решил вложить деньги в это весьма доходное дело, однако судьба распорядилась иначе. Он был застрелен на Дальнем Востоке в 1911 году, и вскоре после его неожиданной смерти вдова продала дом на аукционе за долги. В разное время в доме жили известные украинские художники Красицкий, Макушенко, Балавенский. На верхних этажах размещались мастерские художников и скульпторов. На фасаде дома установлена мемориальная доска украинскому художнику Дядченко, который жил здесь с 1909 по 1921 год.

С этим домом связаны разные истории. Одна из них рассказывает о том, будто бы владелец дома не доплатил строителям, а те в отместку внедрили в воздушные каналы здания какое-то устройство, из-за чего жители постоянно слышали жуткий вой. Хозяин разорился, жильцы разбежались. Одним из жильцов дома был профессор Киевской духовной академии, историк Голубев. Однажды, утомленный заунывным воем в трубах, он сунул руку в дымоход, а там оказалась яичная скорлупа, которая и была причиной неприятных для слуха звуков: сквозь дырочки в скорлупе проходил воздух, а скорлупа играла роль резонатора. С установлением советской власти дом был национализирован, и его комфортабельные апартаменты перестроены в многонаселенные коммуналки.

Поэтическое название дому дал писатель-диссидент Виктор Некрасов, однако не в честь короля Ричарда Львиное Сердце, как об этом пишут в Википедии. Дело в том, что в «замке» на протяжении 60 лет жил Ричард Матвеевич Юревич — блестящий рассказчик и выдумщик. Он был самым старым жильцом дома и мог рассказать много интересного. Ричард Юревич держал лавку с разными товарами, куда частенько заглядывала богема, художники и литераторы, так как на верхних этажах здания располагались мастерские живописцев. Во время оккупации Киева фашистами в подвалах здания Юревич прятал евреев. В 1966 году, во время одной из своих прогулок, Виктор Некрасов и познакомился с Ричардом Юревичем. Они подружились, и Юревич охотно делился историями из жизни дома. Именно его, шутя, Некрасов стал называть Ричардом Львиное сердце, а потом распространил это прозвище и на весь дом.

Нынешний владелец замка американец Юрий Чопивский приобрёл дом в конце 90-х годов. Он хотел сделать в нём магазины, офисы и рестораны, а потом построить гостиницу. Чопивский вложил в дело миллион долларов, но наступил кризис, и проект не был осуществлён. Сейчас в минкульте рассматривается проект реставрации Замка. В планах архитекторов снести недострой, оставшийся во дворе со времени прошлой попытки построить там гостиницу, и объединить замок с соседним домом, реконструировав его. В культовом здании теперь будут квартиры.

Возле «Золотых Ворот» я увидела удивительный памятник “Кот Пантагрюэль”. Прототипом бронзового кота был серый персидский кот Пантелеймон, живший при ресторане напротив Золотых Ворот. Кота любили и работники ресторана, и посетители, ласково называвшие его Пантюшей. Кот был невероятно умным и хозяйственным: он ни за что не позволял себе уснуть в укромном уголке, пока не убеждался, что все посетители расположились с комфортом, их правильно и вовремя обслуживают. При пожаре в ресторане кот Пантелеймон погиб — задохнулся в дыму. Вскоре посетители ресторана заказали бронзовую статую кота, которую и установили перед входом. Изначально рядом с котом находилась бронзовая птичка, однако от неё пришлось отказаться, так как пернатую добычу кота из бронзы несколько раз спиливали неизвестные злоумышленники.

Весьма любопытными показались мне также деревянная статуя на Золотоворотской улице и памятник “Ёжик в тумане”, созданный  Скретуцким. Одноимённый мультфильм был снят в 1975 году художником-мультипликатором Норштейном по сценарию Сергея Козлова. В 2003 году «Ежик в тумане» был признан лучшим мультфильмом в мире.

В небольшом сквере возле администрации Госпогранслужбы на Золотоворотской улице в 2004 году воздвигнут монумент, созданный скульптором Багаликом и другими, в честь отважных защитников границ Отечества всех поколений. На гранитном постаменте высится бронзовая статуя казака на коне - одного из тех, кто защищал землю от вражеских набегов. Эта статуя вызывает много вопросов, так как вроде бы всадник приподнялся на стременах - однако ни стремян, ни сбруи не видно.

Моё внимание привлекли шикарные здания Министерства иностранных дел и пятизвёздочный отель "Фэрмонт Гранд Отель Киев", расположенный на Подоле, в самом сердце исторической части Киева. В инфраструктуру отеля входят ресторан, лобби-бар, тренажёрный зал, спа-салон, бизнес-центр и подземный паркинг. Конференц-услуги предоставляются в 12 залах, из которых особенно интересен Атриум c витражным потолком и самый большой в городе бальный зал для грандиозных мероприятий. Отель предлагает 258 комфортабельных номеров, из них 59 номеров категории "люкс", в том числе президентские и королевские апартаменты. Из номеров отеля открываются отличные виды на Днепр, купола соборов и бесчисленные шедевры городской архитектуры.

На улице Владимировская, в районе станции метро “Золотые ворота”, находится Национальный академический театр оперы и балета имени Шевченко, здание которого поражает воображение своей роскошной архитектурой. Национальная опера Украины - один из наиболее успешных театров страны, получивший признание публики и многочисленные награды театральных фестивалей. Оперный театр является также одной из ведущих оперных сцен Европы. Постоянная профессиональная оперная труппа была создана в 1867 году, и её выступления сразу же поставили Киевский театр в один ряд с Московским и Петербургским. Здание театра было построено в 1865 году по проекту архитектора Штрома.
 
В 1896 году случился пожар, и здание было уничтожено. Решение о восстановлении было принято немедленно, и в 1898 году на месте сгоревшего по проекту Шрётера началось возведение нового здания в стиле французского Ренессанса. Строительство было завершено в 1901 году. В 1980-е годы потребовалось провести масштабные работы по реконструкции интерьера и внешнего облика театра. В результате архитектурное сооружение было оборудовано по последнему слову техники. В расположенном рядом сквере воздвигнут памятник выдающемуся украинскому оперному композитору Лысенко.

Первоначально театр не был собственно оперным. Здесь блистали не только знаменитые певцы Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, Маттиа Баттистини, Титта Руффо, но и выдающиеся драматические актёры Айра Олридж, Сара Бернар другие. В нём состоялись премьеры опер Лысенко, здесь дирижировал оркестром Рахманинов, его посещал Чайковский. Первой оперой была поставлена «Аскольдова могила». Киевская опера дала миру выдающихся исполнителей: Евгения Червонюка, Галину Туфтину, Евгению Мирошниченко, Анатолия Соловьяненко, Николая Кондратюка, Людмилу Кравченко, Бориса Гмырю, Дмитрия Гнатюка и многих других, чьи имена известны далеко за пределами Украины.

Кроме драм сценических, в 1911 году здесь разыгралась драма реальная: на глазах у публики и императора Николая ІІ был смертельно ранен и вскоре скончался премьер-министр, реформатор Пётр Столыпин. Он был смертельно ранен Дмитрием Багровым, нанесшим ему во время антракта между действиями оперы “Сказание о царе Салтане» два огнестрельных ранения в руку и живот. После полученных ранений Пётр Аркадьевич опустился в кресло и произнёс «Счастлив умереть за царя».

Труппа Национальной оперы Украины имени Шевченко много гастролирует, показывая свои спектакли в Испании, Италии, США, Польше, Венгрии и других странах. Театр одновременно является настоящей музыкальной академией и творческой лабораторией, где родились сотни оперно-балетных представлений, вошедших в золотой фонд украинкой культуры. Сейчас в репертуаре театра  жемчужины творчества Пуччини и Верди, Вагнера и Равеля,  Рахманинова и Лысенко, Гуно и многих других композиторов с мировым именем.

Закончился мой первый экскурсионный день. А завтра мне предстояло совершить новое увлекательное путешествие по Киеву и познакомиться с не менее интересными архитектурными памятниками.




.


Рецензии
Я была в Киеве в 1982г. в конце мая -начале июня ,в это время был Юбилей города 1500 лет.Киев меня покорил.Я буквально исходила его вдоль и поперёк.Остались хорошие воспоминания.

Александра Горская   11.02.2023 16:05     Заявить о нарушении
Александра, я полностью согласна с Вами. Киев не может не покорить. Дай Бог, чтобы он не пострадал от бомбёжек, чтобы будущие поколения снова могли беспрепятственно приезжать в Украину и наслаждаться красотами её столицы!
Спасибо.

Алла Валько   13.02.2023 05:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.