Мой дед - Тукалевский Матвей Александрович

         Тукалевский Матвей Александрович
         ________________________________

    (Воспоминания внучки Мирославы Игоревны Ефимовой (Тукалевской) о деде,
     записанные на кассету и обработанные Тукалевским Матвеем Игоревичем)


          …Дед до революции работал в почтовом ведомстве(с Дмитрием Горбато-
   вым.МИТ). Тукалевские много переезжали…

         Воронеж.
        ========= 

         Дед работал бухгалтером на авиационном заводе.  Дяди Бори  там  не  пом-
   ню.(Борис  Матвеевич  -  младший  сына  деда  - МИТ).  Дядя Глеба(Глеб Матвее-
   вич-средний сын деда - МИТ) жил с ними. В то время он женился на Маргари-
   те  Виноградовой(знаменитой Марго - МИТ). Мы туда приезжали с папой(Игорь
   Матвеевич-старший сын деда, наш отец-МИТ) в отпуск.
         Ходили на Донец купаться, в лес грибы собирать. Часто баба Нуна– так я её называла, ещё не умея выговорить её имя - (Анна Алексеевна Тукалевская (в девичестве Семёнова - жена деда-МИТ) водила меня по огромному кладбищу...

Алексеевка.
=============

         Там была дивная совершенно белая гора.  Маленький домик. По вечерам
   собирались. Музицировали. Там жили все вместе и д.Глеб, и д.Борис. А мы с па-
   пой приезжали.

         Поселок Эсхар,Чугуевского района, Харьковской области.
       
         Поселок электроэнергетиков.  Там  жили дед с бабушкой,  баба Катя и
   баба Шура(Екатерина Алексеевна и Александра Алексеевна - сестры нашей ба-
   бушки.МИТ) и семьи дяди Бори и дяди Глеба.
         Потом дядя Глеба отделился.
         Дед и баба были заядлыми рыбаками. Научили меня рыбачить. Была своя
   лодка. Катались на лодке.
         Дядя Боря с рождения был болен.  Одна ножка была короче. Травма при
   родах. Потом он попал на электростанции в какую-то аварию  и  повредил  и
   руку. Помню мы ездили с бабушкой к нему в больницу в Чугуев на электричке.
         Дядя Боря, несмотря на хромоту, был отличный воллейболист.
         Дядя Глеба был веселый и разговорчивый, в отличие от молчунов Игоря
   и Бориса, пошедших в деда.
         Бабушка была ворчунья и д.Глеба ее умел рассмешить.
         Бабушка знала польский и украинский. Учила польскому меня. Показала
   мне как-то в  скрытном  месте  распятие  и икону и учила меня молитвам по
   польски.
         Бабушка любили рассказывать.  Она тосковала о дореволюционном прош-
   лом, хоть жили небогато и трудно.
         Она была очень чистоплотная. Тяготела к старой мебелировке. Но мало
   чего разрешала брать в руки. Учила этикету.
         Я приезжала  к  бабе неоднократно.  Там я встречала и Ларису - дочь
   дяди Глеба (Лариса Глебовна Тукалевская-Пешкова.МИТ)…

          Черновцы.(Черновицы)
         =======================   

         Перед войной  мы жили в Черновицах,  которые аннексировала Россия у
   Польши. Отца поселили в шикарную квартиру бежавших польских  буржуа.  Там
   было несколько комнат.  Обставленных и обихоженных.  И огромный гардероб.
   Мать позвала в гости деда и бабу.  И я помню как радовалась баба Нуна, примеряя
   всевозможные шляпки и пр. Для нее это была встреча с молодостью с дорево-
   люционной Россией.
         Потом мы уехали оттуда в Киев...

 Известковая.
================

         Перед самой войной баба Нуна и дядя Глеб  уехали  на  комсомольскую
   стройку на Дальний Восток строить г.Комсомольск-на-Амуре. Поехали они по-
   тому что на Эсхаре было трудно с работой.
         Деда, как опытного бухгалтера сразу сделали главным бухгалтером че-
   го-то. А д.Глеба был инженер-путеец, и на Дальнем Востоке занимался стро-
   ительством ж.дорог.
         Потом д.Глеба перевели на строительство тоннелей ветки БАМа,  отхо-
   дящей от ст.Известковой, где они и жили.

         Вольных людей было мало. Строили в основном политические зэки.
         Дед работал в Известковой бухгалтером-ревизором.  Баба Нуна и  баба Катя
   никогда не работали.  На Дальний Восток д.Боря не поехал и баба Катя, ко-
   торая всегда жила до этого с бабой Нуной, осталась в Эсхаре.

         В Великую. Отечественную войну, в период оккупации, дядя Боря помогал партизанам. Как радиотехник и пр.
         У деда и бабы была заветная мечта - построить свой домик. Но денежная реформа съела все их сбережения.

Севастополь.
=============

         После войны они уехали в Севастополь.  Он после войны  восстанавливался и там требовались рабочие руки.  Дядя Глеба остался в Известковой и с ними осталась баба Катя.

         Папа в это время служил в Хабаровске. Он создал другую семью и все попытки мамы сберечь семью ни к чему не привели. В конце концов они разошлись и ма мама, которая приехала к нему в 1947 году с Украины, была вынуждена вернуться на Украину с моим младшим братом – Матвеем. Я в это время училась во Владивостокском Политехническом институте.

       Дядя Глеба меня  не  забывал.  Он пригласил меня к себе и там я поработала в геологической партии…

         Потом папу из Хабаровска перевели в Уссурийск.  Я приезжала к нему  на каникулы и  даже на выходные. 
         С ним жила баба Катя.  После женитьбы отца бабу Катю выжила Надежда Емельяновна, папина новая жена.
         Баба Катя написала мне об этом и я ее забрала к себе во Владивосток.  Жила она дней 10
   пока дед и баба прислали ей деньги на дорогу к ним...

(Продолжение следует.)


Рецензии