Школы в станицах

После создания Оренбургского казачьего войска стал вопрос о комплектовании его офицерами и урядниками. Офицеры, как правило, в казачьи войска назначались из армии, а для подготовки урядников, писарей и других нижних чинов губернатор Неплюев открыл в Троицке инженерную школу. В ней обучали грамоте, математике, планировке и даже музыке. В школе первоначально было десять учеников. в 1762 году в Оренбурге открылось училище для детей ссыльных. Этим было положено начало просвещению в Оренбургской губернии.
Но решить проблему двумя школами было невозможно. Поэтому в казачьем войске начали открываться начальные гарнизонные школы и войсковые училища. Появилась такая школа и в крепости Магнитной. Воспитанники гарнизонных школ и войсковых училищ - дети солдат и казаков. Учителями в гарнизонных школах и училищах были офицеры и унтер-офицеры, штат которых определялся согласно контингенту учащихся.
Гарнизон крепости Магнитной состоял из казаков и солдат 3-го пехотного линейного батальона, среди которых было много неграмотных. Военная служба уже в то время требовала хотя бы элементарной грамотности. Поэтому в 1835 году в крепости была учреждена ланкастерская школа, в которой под руководством одного учителя обучался 21 ученик. Обучение в такой школе было самое примитивное. Учили, в основном, чтению, письму и арифметике.
Если был урок "Чтение", то на стену вывешивались таблицы с напечатанными крупно буквами и словами. Буквы учила первая парта, а следующая - односложные слова, далее - многосложные, а последние читали их по книге. Старший ученик, водя указкой по таблице, выкрикивал слово "облако". Его ученики (человек шесть) повторяли за ним "облако". Затем слышалось слово "зарево", оно повторялось хором и так далее. и все это нараспев. Исполнялось все это беспрерывно. Можно себе представить, какой был концерт!
Если на очереди стояло "Письмо", то старший ученик каждой парты раздавал письменные принадлежности. Первая писала на "песке", вторая на грифельных досках, третья и четвертая - разведенным мелом на черных лакированных досках, разграфленных в косые клетки, пятая и шестая - на бумаге чернилами. А поэтому каждой скамейке выдавались соответствующие предметы: первой - деревянные заостренные палочки, следующей - грифельные доски и грифели, а последней - гусиные перья и бумага. Когда парта исписала доску или бумагу, ученики шли гуськом к учителю, восседавшему за столом, установленном на возвышении. Осмотрев письмо каждого ученика, учитель давал указания для исправления и раздавал новые перья. Примерно такая же картина повторялась на уроках математики.
Во второй половине Х1Х века структура образования в станице Магнитной изменилась. Ланкастерская школа была упразднена, а вместо гарнизонной школы для детей казаков были открыты мужская и женская казачьи школы, а немного позже для детей разночинцев - церковно-приходская школа. В  1896 году в станице работали две казачьих школы - мужская и женская. Прав такая школа не давала: после ее окончания невозможно было поступить не только в высшее учебное заведение, но и в среднее.Здесь давали лишь начальное образование.
Школьные здания были удобными. Построены они были за счет общества. оно же обеспечивало школы необходимыми учебными пособиями и принадлежностями. Для содержания школы использовалась общественная запашка, при которой на станичных землях коллективно сеяли хлеб, а на вырученные от его продажи средства приобретали все необходимое для школы.
В мужской школе училось 165 мальчиков. Учителем здесь был казак Александр Алексеевич Андреев. Имел он начальное образование и готовился к экзамену на учительскую должность. (Примерно в это же время работал учителем станичной школы и один из моих дедушек Василий Филиппович Ефимов. О его  судьбе в моем очерке "Горькая чаша" -  краевед Валерий Ефимов).
В женской школе училось 90 девочек. Их учила Вера Ивановна Герасимова, имевшая среднее образование. Учили детей чтению, письму, арифметике и Закону Божьему, за преподаванием которого наблюдал священник местной церкви.
Кроме того, во всех мужских казачьих школах учили военному делу. Школьники-казачата имели деревянные винтовки и шашки, занимались строевыми занятиями, учились владеть пикой и шашкой, метко стрелять.
В 1896 году с успехом закончили школу восемь мальчиков и девочка. Какими были знания остальных выпускников - неизвестно. В станице многие дети школьного возраста не ходили в школу. Только из-за бедности и по желанию родителей не учились 98 мальчиков и 66 девочек.
Из 1329 мужчин, живущих в станице, только 620 были грамотными.
Сложным в деятельности школы было и положение с учителями. Выходя из тех же станичных и поселковых школ, учителя не имели педагогической подготовки. Они получали жалованье от станичного общества.
Основное жалованье составляло 80 рублей и 50 пудов хлеба в год при бесплатной квартире с отоплением. Такая плата была установлена в 1863 году и с тех пор не увеличивалась до начала ХХ века. Не в лучшем положении находились и учителя церковно-приходских школ.
Церковно - приходская школа была беднее, чем казачьи школы, и учеников меньше. Здесь преподавали Закон Божий, церковную грамоту (надо думать, старославянский язык - краевед Валерий Ефимов), русский язык, арифметику, чистописание и церковное пение.в начале 1908 года поселковый сход Магнитного поселка постановил закрыть ЦПШ, в которой училось до сорока детей казаков и разночинцев. Сход решил школу закрыть, а все деньги передать на сооружение нового храма. Ученикам посоветовали посещать казачьи школы. Родителям теперь нужно было платить за обучение своего ребенка по 50 копеек в месяц, что  не каждый был не в состоянии сделать. К тому же ученики казачьих школ были, как писала газета "Верхнеуральский листок", были "пропитаны особым казачьим духом", ненавидели детей разночинцев и обижали их. Из-за этого многие дети разночинцев перестали посещать казачьи школы.
Такая система обучения в школах Магнитного поселка сохранялась до до конца 1917 года. В советский период создана совершенно новая система народного образования.
В 1924 году в Магнитном поселке работали три школы первой ступени, в которых училось 270 детей. Размещались эти школы в старых казачьих школьных зданиях и содержались на средства населения.
Лишь в 1928 году в поселке началось строительство здания семилетней школы. (Кстати, я знаю, что мои будущие одноклассники, заканчивали эту школу и переходили в школы правобережья. Саша Королёв, Толя Долбилов, Сережа Кузовлев, Сережа Кузовлев, Валера Савосько об этой школе многое могли бы рассказать, но увы, они не из числа пишущих, а некоторых уже нет на этом свете - Валерий Ефимов, краевед).

Источники.

В. Баканов, И. Галигузов "Станица Магнитная". В. Баканов "Архивы станицы и крепости Магнитной". А. Дегтярев "Легенды и были горы Магнитной".


Рецензии
Интересно.Исторические события - они всегда захватывают своей непосредственностью, глубиной. Вы просто молодец!Это сколько же нужно перелопатить документов!Всего Вам доброго!

Валентина Григорьева 2   21.06.2016 04:00     Заявить о нарушении
Главное, коллега, знать, что и где искать. Все остальное - дело техники...
С уважением

Валерий Ефимов   22.06.2016 10:30   Заявить о нарушении