5. Хуторская чертовщина. Приобретение

                В оборудованной комнате Кузьмы Мамкина, а правильнее и точнее будет - кабинете, стоял  железный ящик, сам помещик его называл бронированный шкап.

               С накоплением капиталов  и гулявшей преступностью в этих краях требовалась надёжная сохранность денежных средств и ценных бумаг.

            Держать деньги в банке ещё большая опасность, банк также могли ограбить, банк может обанкротиться, лопнуть, да и мало ли какие с ним могли произойти неприятности, революционеры тоже не дремали.

    Да к тому же  ездить за двадцать вёрст за нужной суммой ещё большая опасность, в пустой степи могут запросто ограбить, а возить с собой большую охрану, накладно.

             Удобно когда всё под рукой, а для охраны содержимого не нужен сторож.

           А вся гарантия сохранности в надёжном замке, ключ от которого спрятан в потаённом месте.

               Кузьма Мамкин человек передовых взглядов, смотрел далеко в будущее, скупиться не стал и выписал себе взломостойкий с секретным замком, тогда новинка в этих местах сейф, да не просто обычный железный ящик, а самый надёжный в те времена английский сейф братьев Чабб.

                Замок, которого можно открыть только одним родным ключом от сейфа, а попытки применить силу, лом или кувалду результата не дадут.

            Вот скажут, что эти русские падкие на всё заграничное, это глубочайшее заблуждение, русские знают толк в вещах и поэтому ценят всё красивое, надёжное, качественное и долгослужащее.

                Вы скажите:
              - А каким же образом попал этот сейф в эти далёкие края?

             Всё очень просто, с постройкой железной дороги из Ростова до Владикавказа в этих краях началась совершенно иная жизнь.

             Ещё древние римляне понимали толк в хороших дорогах, которые вели в столицу империи.

             Вот с самого начала постройки этой железной дороги на обитателей тихого степного края полился золотой дождь.

               Тогда ещё,  отец  Кузьмы Илья Мамкин,  проявив смекалку и предприимчивость, многократно обогатился.

            Помимо рабочих рук на постройку дороги требовалась тягловая сила, телеги и повозки, рабочий инструмент, ну а всю эту трудовую армию нужно было ещё кормить.

        На продукты питания возросли закупочные цены.

           Тут уж зевать не стоило, в поместье из своей неприхотливой кузни организовали  целый цех по производству подвод.

             Мастерили днём и ночью колеса, выковывали оси и лопаты, собирали телеги.

            Создали целую артель, которая отправилась на работы, где платили приличные деньги.

              Работы всем хватало, в лесу вели заготовки для шпал, которые оправляли к месту стройки дороги.

              Даже самых захудалых лошадей удалось пристроить и сбыть.

            Два года напряжённых работ принесло хороший доход помещику, зажиточные хуторяне тех времён также улучили своё положение, да и беднейшему населению хутора немного перепало, хотя это они выполняли самую тяжёлую физическую работу, также почувствовали улучшение своей тяжкой жизни.

             Закончилась стройка и всё снова вошло в своё русло, однообразно потянулись дни, за редким исключением.

          С появлением дороги и станции в двадцати вёрстах от поместья внесло большие изменения в жизнь местного населения, резко увеличился товарооборот и перевозка пассажиров, теперь не составляло большого труда попасть  даже в саму в столицу.

            Вот по этой самой дороге аж из самого Санкт – Петербурга  прибыл с доставкой на станцию Прохладную груз, за которым была отправлена телега с четырьмя мужиками.

           Услуга чем –то напоминающая современную, типа интернет – магазина или советского времени, товары – почтой.

            Получатель груза, расплатившись полностью за доставку, получил груз в большом деревянном ящике, который с трудом подняли четыре крепких мужика и вынесли из склада, вскоре при ответственном лице  деревянный ящик с иностранными надписями был вскрыт, сейф внимательно осмотрен и проверен.

              Хорошую вещь видно сразу, собрались и зеваки посмотреть на заморскую штуковину, которая только одним своим видом  гарантировала качество и добротность.

             Любопытство удовлетворено, товар принят, после чего с великим трудом взвален на телегу.

              Оставалось только одно, доставить ценный груз в поместье.

             Каким образом вести преодолевают  безлюдные расстояния не понятно, не успели ввезти заморскую штуковину в усадьбу, как потянулись на смотрины местные помещики и знакомые из станицы.

             К большому  удивлению даже прибыл станичный поп освятить приобретённую вещь, чтобы она служила  верой и правдой, а всякая воровская нечисть обходила этот дом стороной.

              Трижды окропил водой и ещё прочитал несколько молитв, после всей этой церемонии заморская надёжная вещь, с трудом, но торжественно была занесена в дом и поставлена в комнату, которая служила помещику кабинетом и конторой.

            Ну и как водиться у русских, чтобы вещь долго служила, её нужно обмыть, принятием изрядного количества спиртного и калорийной пищи.

               Кузьма Ильич относился к спиртному умеренно, хотя в своём подвале имел большой запас разнообразных вин, настоек, ликёров, водки  и коньяков.

         Это одно из тех мест, где он мог с удовольствием и долго, показывать и рассказывать о своей коллекции.

         Здесь можно было увидеть всё от вин российских до заграничных.

            В бочках стояли вина местного производства: Кизлярские, мажарские – это  на все случаи жизни, проставлялись в основном своим работникам по великим праздникам и различным годовщинам.

          В бутылках вина: Армянские, грузинские, крымские, венгерские, болгарские, итальянские, испанские и особая гордость,  французские.

            Если честно сказать, то нужно быть большим специалистом, чтобы распознать по вкусу, где чьи вина, иные грузинские вина даже лучше заграничных, но всё как говориться на любителя.


         Коньяки – здесь предпочтение отдавалось французским, дорогое удовольствие, но престиж выше.

               Армянские коньяки если конечно взять из хороших марок, будут не хуже французских.

               Так что по случаю покупки закатили хороший ужин, который продлился до поздней ночи.

             Захмелевшим гостям в освободившуюся иностранную тару подливали спиртное российского производства и вновь выставляли на стол, подмены ни кто не замечал.

            И пока гости поднимали тосты в честь хозяина и хорошо кушали, незаметно для всех хуторской чёрт проник в дом, а оттуда в кабинет.

           Где в открытых дверях сейфа торчал ключ, а на связке висел запасной,  так на всякий случай, когда - то ведь пригодиться, Злотазан посмотрел по сторонам, убедиться, что за ним ни кто не наблюдает, поплевал на висевший ключ и сделал оттиск на собачьем этом самом, чтобы потом засушить и припрятать.

             Обладал хуторской чёрт, как сейчас сказали бы, фотографической памятью, но мало ли чего может произойти, на всякий случай подстраховался.

            Ведь обязательно придёт тот день, когда потребуется срочно заглянуть в железный ящик.

            И он обязательно придёт, о чём если не знал, то догадывался чёрт.

                Главное не упустить свой шанс.

19 июнь 2016 г.


Рецензии