Испанская грусть -4. Кольцо из Толедо -2

  Недавно прочитала рассказ Руфи Зерновой "Попутчики", вот здесь-то я и нашла ответы на свои вопросы. Вот строки из этого рассказа:
" - Я видел евреев, - рассказывал через сорок лет бывший комиссар республиканской дивизии, в 1939 году эмигрировавший в СССР. - В Болгарии я видел евреев. Из Толедо.
- Давно из Толедо?
- Ты смеешься? Это те, которых выгнали из Испании... Когда это было? Ну, в тот год, когда Колумб открыл Америку. Понимаешь, они говорят по-испански, до сих пор. Такой испанский язык, как в «Дон-Кихоте», красивый. Но даже не в этом дело. У них ключ от их дома в Толедо, там есть "Пласа Худия", Еврейская площадь. Наверное, там они и жили. И они думают, что вернутся. Очень приятные люди, совершенно похожи на испанцев".   

 Не исключено, что кто-то из описываемых в рассказе и вернулся в Толедо, но думается, что большинство сефардских евреев из Болгарии и их потомки действительно вернулись - однако, не в Толедо, а на родину предков всего еврейского народа - в Израиль, и здесь уже продолжают хранить ключи от домов толедского еврейского квартала. Хочется верить, что им больше никогда не придется возвращаться жить в Толедо. Среди моих знакомых в Израиле есть болгарские евреи, все они хорошо знакомы с историей своей общины, знают о своих корнях, о прошлом своих предков - изгнанников из средневековой Испании. В этом отношении, им можно позавидовать, ведь далеко не все наши соплеменники знают более чем о двух-трех поколениях своих предков, об их странствиях на протяжении веков.
 Есть, конечно, и среди наших дважды соотечественников, ашкеназийских евреев, прекрасно осведомленные о своих предках до нескольких десятков поколений, и среди них те, которым известно, что часть их предков была изгнана из стран Пиренейского полуострова. Не раз встречала в Израиле выходцев из Румынии, Молдавии, Польши - потомков сефардов. Далекие предки знаменитого в Советском Союзе и в Израиле хирурга, профессора медицины,талантливого поэта и прозаика, бывшего киевлянина, давно живущего в Израиле, Иона Дегена,  составляли известную династию оружейников в Толедо, о чем он написал в своем эссе "Родословная". Оружейное искусство до сих пор процветает в Толедо и является гордостью его жителей; причем, общепризнанно, что евреи Толедо внесли большой вклад в его становление. Известная, талантливая писательница и журналист Лея Алон (Гринберг), много лет назад репатриировавшаяся в  Израиль из Советского Союза, радующая нас своими проникающими в глубину души рассказами, новеллами, эссе, также происходит (по материнской линии) из семьи испанских изгнанников, об этом написано в ее очерке "Наедине с Иерусалимом". Кстати, ее девичья фамилия - Дубнова, и она в родстве (по линии отца) с С.М. Дубновым.
Известно, что некоторые евреи, обосновавшиеся в ХVII-XVIII веках в Подолии, были выкуплены еврейскими купцами  в Турции, где в то время уже продолжительное время жили потомки сефардских  изгнанников. На той части современных Украины, Литвы и Белоруссии, что раньше принадлежали Речи Посполитой жили евреи, перебежавшие туда из Германии, Франции, Голландии и других стран, и среди них тоже были те, чьи предки  - изгнанники из Испании и Португалии. Я не знаю, были ли среди моих предков средневековые жители Пиренейского полуострова, но мне кажется, так подсказывает интуиция, что были. Помните, как писал Михаил Светлов о парне, родившемся на Украине: "Откуда у хлопца испанская грусть?". Вот и я родилась и жила на Украине, жила еще и в России, живу в Израиле, а почему-то взгрустнулось мне здесь, в Толедо.
 Не знаю, случайно ли, но именно в еврейском квартале вспомнился сон, снившийся мне много лет назад и казавшийся мне тогда загадочным, одним из никогда не забываемых... Мне снилось, что я нахожусь на небольшом корабле, сколоченном из досок, вместе с незнакомыми мне людьми, одетыми в темные, рваные одежды, с несколькими женщинами в платках и длинных платьях, с мужчинами, также покрывшими свои головы, и мужчин на судне находилось гораздо больше, чем женщин. Там были и дети, многие из них душераздирающе кричали, прижимаясь к родителям. Все объяты ужасом, высокие волны подбрасывают судно, мы попали в шторм, и, помню, от этого нестерпимого страха я и проснулась. Наверное, это проявила себя память предков, ведь многие испанские изгнанники спасались бегством, погружаясь семьями на корабли, некоторые из них нашли свое последнее пристанище в морских пучинах, другим повезло  достичь берегов Англии, Голландии, Турции, Италии, стран северной Африки. А если верить в переселение душ? Кому известно? Быть может, мне досталась душа той или того, что плыли на том корабле?
Гораздо позже, уже живя в Израиле, мне посчастливилось приобрести книгу стихов величайшего еврейского поэта средневековья, Иегуды Галеви (1075-1141), творившего в феодальной Испании. Одно из его стихотворений "На корабле в бурю" еще явственней вырисовало картину моего оставшегося в памяти сна. Вот несколько строк из него:
"... Расшумелись валы,
Гребни - пенно-белы,
Ветер гневно-могуч.  "

И еще:
"...От кормы и до носа
Страха власть и хаОса,
Словно глухи матросы
И дозорный ослеп.
Все усилия скудны
Стоны путников нудны
Содрогается судно
От основы до скреп..." 
 Много разных мыслей о нас, евреях Израиля, не отпускали меня на Еврейской улице Толедо. Почему до сих пор мы разделяем себя на ашкеназов и сефардов, "марроканцев" и "русских", религиозных и светских, и т.д. ? Ведь в жилах многих из нас, с немалой вероятностью, течет хотя бы частица крови, как и изгнанников из Испании и Португалии, так и тех, чьи предки покинули Иберийский полуостров значительно раньше 1492 года и рассеялись по другим странам. Если же их дороги прошли не через Испанию, а через другие страны, то все мы, евреи, в любом случае, общего корня, общей судьбы, и лишь маршруты наших гонимых отовсюду предков не всегда пересекались во времени и пространстве. Но на какой бы стоянке ни находились наши предки, они всегда произносили: "В следующем году в Иерусалиме!", никогда не забывали об Эрец Исраэль, тысячелетиями стремились прильнуть к Стене Плача. И вот, наконец, сбылась вековечная мечта еврейского народа. И теперь вместо взаимного недовольства друг другом пора
оглянуться назад, извлечь уроки из нашего общего трагического прошлого - для того, чтобы в будущем никогда не повторить тяжелых ошибок, связанных с нашей разобщенностью, не давая никому вбить клин между нами. Пусть еврейские кварталы в странах диаспоры останутся для нас лишь историей, но той историей, которую каждый еврей прочувствует и поймет.
 
  Но надо подумать и о сувенирах, и мы направились в магазин украшений. Здесь огромное количество брошек, кулонов и других видов бижутерии, среди которых немало с изображением маген-давидов. Становится понятным, что евреи не обходят стороной этот магазин, да и сам хозяин похож на испанского еврея, хотя считает себя испанцем. Надо сказать, что среди современных жителей Толедо нередко встречаются обладатели внешности еврейского типа. Мы чувствуем себя здесь очень уютно, все доброжелательны друг к другу, а значит, и к нам.
 Вот перед нами антикварный магазин. Заходим, и нас встречает хозяин, мужчина средних лет, сходство которого с моим отцом, "зихроно ле враха"(память о нем благословенна), просто потрясающее. Мороз по коже... Едва нахожу силы включиться в разговор с ним, начатый моим мужем. "Вы так похожи на моего отца" - сообщаю ему я. Ни сколько не удивившись, на прекрасном английском он отвечает: "Ведь в большинстве испанцев течет немалый процент еврейской крови". Оказывается, есть среди испанцев те, что еще помнят о евреях, живших и творивших здесь, в Испании. Встречаются и такие, что свято берегут свидельства своего еврейского происхождения. Невольно вспоминается герой рассказа Эли Визеля "Завещание еврея из Сарагосы" - испанец, переселившийся  в XX веке в Иерусалим, ставший верующим иудеем и сменивший свое имя на Моше бен Абрахам - на имя своего далекого предка.
Хулио, хозяин магазина, показывая нам предметы антиквариата, одновременно много и интересно рассказывал. Мое внимание привлекли не совсем обычные кольца, их было немного. Оказалось, что это копии обручальных колец, оригиналы же были изготовлены в 1410 году. По одному из сохранившихся таких колец в 1860-м году были изготовлены копии, часть из этой коллекции и была выставлена на продажу.
Что же необычного в этих кольцах?  Они предназначались для тех, кто тайно исповедовал иудаизм, и изготовлены они были по заказу группы марранов. Снаружи - это обручальное кольцо с изображением одной руки в другой, но это лишь внешний слой, и если его снять, то на внутренней части кольца - надпись на иврите «мазаль тов». Но на случай, если обладатель такого кольца попадет в руки инквизиции или любых других жестоких преследователей евреев и марранов, и предпочтет добровольную смерть пыткам, внутри кольца имеется маленькая потайная ячейка с квадратной дверцей, в которой мог храниться яд. Одно из таких серебряных колец мы и приобрели у Хулио, сына итальянки и испанца.
Два дня, наполненные впечатлениями, провели мы в Толедо перед возвращением домой. Благополучно приземляемся в Израиле. Выходим из здания аэропорта, всюду слышна ивритская речь. Молодые девушки-стюардессы, остановившиеся возле нас, весело и шумно беседуют, а у меня непроизвольно катятся слезы... Какое счастье! Мы - на своей земле, мы дома!

                сентябрь 2009 г.

На фото
кольцо, куленное в антикварном магазине Толедо
в открытом и закрытом виде

впервые опубликовано на сайте "Мы здесь" в №225
http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=1579


Рецензии
Люба, Уважаемая!
Очень хорошо и просто написано.
Какой Великий дар Бога, что есть
люди подобные Вам. Наверное, только
поэтому удается сохранять историческую память.
Я никогда этим не занимался, но всегда с
почтением относился к людям, делающим то, что
сам я не могу.
С уважением

Михаил Шаргородский   03.02.2019 18:24     Заявить о нарушении
Михаил Савельевич! Огромное СПАСИБО Вам за прекрасный отзыв!
С уважением и признательностью к Вам,
Люба

Любовь Гиль   03.02.2019 20:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.