Катастрофа 1941 - 3 Вероломно?

        Сталин был на голову ниже Тимошенко. Пропаганда!

Первое, что мы читаем в многочисленной литературе о войне это то, что Германия, нарушив мирный договор с СССР, напала на мирно спящий Советский Союз и пользуясь неожиданностью, численным и техническим превосходством навязала нам войну, в которой погубила аж 27 млн. наших граждан. Первым называется это «вероломно». Так ли это? Давайте разберёмся.

СССР, у руля которого стоял Сталин, всегда готовился совершить «мировую революцию». Целью верхушки СССР всегда было: усилившись в военном плане, вначале захватить власть во всей Европе, установить в ней диктатуру пролетариата, а затем победно идти по всему миру. Поэтому вся предвоенная политика служила этой цели  —  максимально ослабить Англию, Францию, Германию, а затем разгромить их. 

Сдерживающих факторов к 1941 году осталось для Сталина  два. Непобежденная пока Германия и создание видимости освобождения народов Европы от коричневой чумы. Первый был уже, как казалось Сталину с подачи его военного окружения, решен большим численным превосходством СССР. Для реализации второго было необходимо превентивное нападение Германии. А уж тогда… держись немцы!

Решение о развертывании РККА и переход страны на военные рельсы формировалось в СССР ещё до  начала 1-й МВ,  до 01.09.1939г. Сразу после подписания Пакта Рибентропом 23 августа 1939г. Сталин не сдержался:
«… Прием проходил натянуто, в холодно вежливом топе. Когда Риббентроп покинул помещение и остались только свои люди, Сталин сказал: "Кажется, нам удалось провести их"»(1)

Дело в том, что англо-французы в 1939 году, в целях сокрушения СССР, надеялись заключить сепаратный мир с Германией и перенаправить её агрессивные намерения на Восток. Сталин в 1939 году не считал РККА способной воевать с Вермахтом на равных. И боялся объединения немцев с англичанами и французами против него. Он видел, что Англия и Франция готовы к этому, судя по составу их делегаций на переговорах, состоящих из малозначащих фигур, еще и без всяких полномочий.(2)

Но он смог сыграть на боязни Гитлера воевать на 2 фронта и его агрессивных, в то время намерениях  — покончить с Францией и Англией. На его неготовности к компромиссам, восприятии противодействия ему как личного оскорбления.  Поэтому, факт заключения  пакта, да еще и на выгодных для СССР условиях, так Сталина обрадовал.

И сразу, в течении недели, последовали «Закон о всеобщей воинской обязанности» и решение о скрытой мобилизации, по которому в дополнение к 120 (озвученным на переговорах с Англией-Францией) дивизиям добавлялось еще 100 в течение года. Гитлер тоже не скрывал своей агрессивности, прикрывая её, как Сталин коммунистической  —  нацистской демагогией. За 2 предвоенных года в СССР были приняты на вооружение и серийно выпускались новые образцы танков, самолетов, артиллерийских орудий, которые по своим боевым характеристикам не уступали немецким, а частью и превосходила их.

Если Германия за эти 1939-1941 годы увеличила свой военный потенциал с 53 до 210 дивизий, то СССР со 120 до 308. А по количеству основных вооружений и мобресурсам значительно превосходила Германию. Этот, чисто арифметический подсчет, и определил заблуждение верхушки СССР в своем превосходстве, возможности выдержать удар немецкой военной машины, воюющей на несколько фронтов (Африка, Балканы и Запад) и ответным наступлением подмять под себя всю Европу. Сталин утвердил очень и очень секретный наступательный план ГШ от 15 мая 1941 года, а силы для его осуществления Жуков начал сосредотачивать еще раньше.

Германия тоже вынашивала агрессивные планы. Но её руководство в них учитывало не только численность войск и вооружений, но и их техническое состояние, обученность личного состава, организационную и оперативно тактическую готовность РККА к обороне,  работу тылов и снабжения, а главное  — низкую мотивацию войск, вплоть до их трусости и предательства. А в этих компонентах армия Гитлера имела большое преимущество.

До «Барбароссы» было еще 2 плана, но окончательно утвержден был в декабре 1940г. именно этот. Главные усилия, как и в других, были направлены на захват Москвы. Вторым по значению был быстрый захват Ленинграда с перенацеливанием войск ГА «Север» на помощь с северо-запада ГА «Центр», наступающим на Москву. ГА «Юг» наносила вспомогательно-отвлекаающий удар на Киев.
 
То есть, Германия еще в 1940 году поняла, что военные приготовления СССР для нее …чреваты. Что пора уже напасть не позже весны-лета 1941 года, чтобы, с одной стороны, захватить СССР , обеспечить свое распространение на Восток, а с другой не дать возможности Советскому союзу ещё более укрепиться.

Об этом плане Сталин узнал уже в феврале от агентуры. А к марту ему было примерно известно о сроках плана  — лето 1941. В июне он знал точно о дне готовящегося нападения Германии. Но знал от разведки НКГБ. Это не подтверждалось разведкой армии, а Сталину такое подтверждение было необходимо  — цена вопроса была слишком высока. Поэтому он все же отдал распоряжение на выход войск приграничных округов и занятие ими позиций у границы в период с 16 до 19 июня. 3 округа и 3 флота его выполнили, а 2 самых сильных, центральных округа …проигнорировали. Распоряжение самого Сталина! На что надеялись?

В ответах следователям и суду на это вопрос Павлов путался (или стремился запутать). Вроде и получал, и в то же время нет. Он, мол, беспокоился, а нарком его сдерживал. Вроде какие-то меры принимались, но…
Все шло во вред! (3)

Ни о каком вероломстве Германии лучше не говорить. Все о планах противника были осведомлены, но каждая из сторон рассчитывала на свою победу.

(1)Кузнецов Н.Г. «Накануне»  Г. «В Европе  —  война».М.,
(2)Там же...
(3)Протокол допроса Павлова Д.Г. от 07.07.1941г .  Протокол закрытого судебного заседания Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР по делу Павлова Д. Г., Климовских В. Е., Григорьева А. Т. и Коробкова А. А. от 22.07.2941г.


Рецензии