24 апреля 2016 г. - день памяти 101 год

Моя небольшая исповедь - рассказ.
24 АПРЕЛЯ 2016 г. - ДЕНЬ ПАМЯТИ (101 год)
жертв геноцида армянского народа. В этом году исполнился 101 год с начала массового истребления ни в чем не повинных людей.
Низко склоняю голову перед всеми погибшими в то ужасное время от рук турецких захватчиков.Это старики, женщины, юноши и девушки, дети, это 99 процентов от всего населения. Все были истреблены самыми жуткими способами. Города, деревни, села разорены, разграблены, уничтожены. Вся территория Западной Армении, где святая святых возвышается гора Арарат и необыкновенное озеро Ван, вся Ванская долина была присоединена незаконным, варварским путем посредством истребления мирного населения турецкими войсками. В 1915 году мой отец, единственный сын, 12 летнего возраста, вместе со своей матерью под покровом ночи бежал горными потайными тропами в сторону России. Мать моего отца, моя бабушка вышла замуж за овдовевшего мужчину, имевшего 7 дочерей, которые в то время были взрослыми и практически все замужем и ранее покинувшими отчий дом и разъехавшиеся в другие места. Поэтому еще в девчонках я многих видела и знала. Итак, лишенные места жительства, родных и друзей они долго скитались пока не вошли в Тифлис, где моя бабушка, дочь 7-ого поколения сельских попов устроила моего отца в духовную семинарию, которую он окончил с отличием и владел тогда 6-ю языками. В этой же семинарии ранее учился Сталин и Камо, его сводный брат по отцу. Далее они переехали в Ереван, началось становление советской власти, о своей духовной принадлежности надо было забыть и от того беспорядка и бесчинств, которые вторглись в жизнь людей им снова пришлось бежать и таким образом они оказались в Ташкенте, где уже обосновались некоторые ранее бежавшие из их села армяне. Вся информация тщательно скрывалась в советское время, отец был патриотом, коммунистом, верящим в правое дело, честным и безупречным, работавшим на руководящих высоких должностях и вместе со всеми трудился на самых тяжелых трудно осваиваемых местах в Узбекистане. Имел много наград от партии и правительства, вручаемые собственноручно Главой Правительства т. Рашидовым Ш. Р. Кроме духовной семинарии отец окончил Ленинградский Университет им. Енукидзе - филологическое отделение (арабика), где занятия проходили на обязательных языках романо-германской группы - анг. французский, немецкий и др. Наряду с этим окончил 2-х годичный факультет по партийной линии, по которой и работал в Узбекистане, вернувшись из Ленинграда с моей мамой. Таким образом в общей сложности мой отец владел 15 языками мира, включая всю тюркскую группу, арабский язык и романо-германскую группу. Учась в школе я использовала его конспекты по всемирной истории, а также пыталась разучивать по его конспектам многие языки самостоятельно. Великолепное владение всемирной историей, филологией, философией дало право вносить отцу многие поправки в исторические книги, которые печатались вместе с его поэтическими произведениями в армянском журнале - Литературная Армения. Все свое свободное время он писал, писал на армянском языке, которым я не владею, т. к. выросла в русскоговорящей среде, а отец работал очень много, практически приходил только ночевать, постоянные партсобрания, на которых он непременно должен был присутствовать, делать доклады отнимали все свободное время. Мой отец, Гегам Гаспарович Маркарян был почетным членом Баграмянского района г. Еревана, состоял в переписке с видными литераторами, журналистами Еревана. Весь гонорар от печатаемых произведений он перечислял в фонд помощи армянским студентам Ереванского Университета. Я была 6-ым последним ребенком в семье после 4 - х мальчиков. Росла, не имея ни бабушек, ни дедушек, практически никаких родственников. Очень мечтала увидеть своих бабушек и дедушек, и однажды мне удалось увидеть свою бабушку, мать отца. Я влетела в комнату, где она сидела посреди нее на стуле довольно величественно. Я спросила ее: кто ты? Она ответила: твоя бабушка, Зарухи. Так вот ты какая, моя бабушка. Я села у нее в ногах и голову положила на колени так, что могла видеть ее красивое белое лицо обрамленное кудрями черных волос. Я не могла оторваться от нее и наслаждалась этим мгновением подаренным мне через сон.
Через всю жизнь отец пронес печаль и тоску по родным местам, сожаление и горе по тем событиям, с которыми столкнулся в свои юные годы, когда многие бесчинства происходили на его глазах. спасибо моей бабушке и его маме за смелость и отвагу, за мужество и стойкость, за мудрость и здравое решение спасти единственного сына от кромешного ада, в который был повергнут армянский народ. Женщина-мать - СЛАВА ТЕБЕ! Ибо ты всегда встанешь на защиту своего дитя, своей семьи, жертвуя своей жизнью.


Рецензии