Крюков канал и его окрестности. Часть 1

           Помимо царственной красоты, парадной торжественности архитектурных памятников, строгой соразмерности улиц и площадей, неотъемлемой и  узнаваемой чертой Петербурга стали полноводные реки и рукотворные каналы с ажурными  решетками, прямыми живописными перспективами и плавными линиями мостов.
           Северная столица, как в зеркале, отражается в глади вод, и словно любуется своими  золотыми шпилями и куполами, ровными колоннадами и арками.  Восхищаясь современным Петербургом, невозможно не поддаться великолепию и обаянию оставшегося нам в наследство старого города, созданного Петром по образу и подобию Амстердама.
           По мнению царя,  водоемы должны были придать его детищу не только величественное своеобразие, но и стать надежными гидротехническими сооружениями, способными осушить огромные участки территории городских кварталов, ликвидировать многочисленные болота и гиблые  топи. Городские каналы позже превратились в надежные и удобные транспортные магистрали, по которым в столицу доставлялись строительные материалы, дрова и необходимые продукты питания первым жителям Санкт-Петербурга. Почти целое столетие воды каналов оставались настолько чистыми, что служили источниками питьевой воды.
           Один из старейших ныне существующих каналов Петербурга  – Крюков канал.  Его строительство началось ещё во времена Петра Первого в 1718 году.    Своим названием он обязан старшему подрядчику Семёну Степановичу Крюкову,  которому царь поручил прорыть  канал от Невы в районе современного Благовещенского моста до Мойки для доставки в город строительных материалов и продовольствия.
           Известно, что Крюков был уважаемым посадским человеком, разбогатевшим на строительных подрядах. Он также занимался поставками железа на остров Котлин,  кирпича на Пушечный двор,  корабельного леса в Адмиралтейство.  В молодости Семён в числе других крепостных крестьян попал на строительство Петербурга из Лежнева, где вскоре за недюжинную силу и трудолюбие был переведён в мастера. Ему положили жалование в двенадцать рублей, выдали ссуду и наделили несколькими десятинами земли на Городском острове – там он построил свой первый дом.
           Первоначально Семён Крюков собирался соорудить канал за год, набрал не менее трёхсот работных людей, выдал им лопаты и пообещал каждому по три рубля.  Но сильные дожди и болотистая почва внесли в планы строительства коррективы – окончательно канал был сдан только в 1720 году.  На открытие неожиданно явился сам государь. На искусственном треугольном острове, образовавшемся от слияния нового канала с ранее построенным Адмиралтейским каналом и рекой Мойкой, Пётр задумал разбить сад, выкопать пруд и построить небольшой дворец. Остров получил название Новая Голландия.
           В 1780 году русло Крюкова канала было решено продолжить до реки Фонтанки. Вновь построенный участок  канала долгое время назывался Никольским  –  по названию собора,  построенного в 1762 году, и  по сей день являющегося украшением петербургской Коломны. Главной доминантой и визитной карточкой,  привлекающей многочисленных туристов и ценителей архитектуры,  является колокольня Никольского морского собора, расположенная на набережной Крюкова канала  и  возведённая по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского раньше собора – в 1758 году.
           В 1840-х годах часть старинного водоема, от Невы до места пересечения с Адмиралтейским каналом, засыпали, заключив в трубу.  В то время намечалось строительство Благовещенского моста через Неву и одновременно освобождалось место для формирования новой городской площади с одноимённым названием.
           В начале XIX века берега канала облицевали гранитом и перекинули через него шесть мостов.  Относительно небольшая длина канала – чуть более одного километра, его отдалённость от центра города, особенность застройки и неповторимый ландшафт  придали  этому району  вид тихой и спокойной окраины. 
           И сейчас, прогуливаясь по набережным Крюкова канала, можно ощутить тот самый характерный дух Петербурга со всей его трёхсотлетней историей. Ведь это место – средоточие памятников старины, знаменитых культурных и торговых заведений. Благодаря своему богатому историческому прошлому Крюков канал внесен в реестр заповедных зон Санкт-Петербурга.  Несмотря на то,  что  далеко не все жилые и общественные здания на набережных канала дожили до наших дней в целости и сохранности, та часть из них, что устояла, охраняется государством.  Зачастую, даже не имеющие особой культурной и исторической ценности дома,  неоднократно менявшие свой первоначальный вид, продолжают оставаться городскими объектами и формируют сложившийся архитектурный ансамбль Крюкова канала и его окрестностей.
 

Фото с сайта Rasfocus.ru


Рецензии
В этом соборе меня крестили. А гуляю обычно по наб. Мойки, по левому берегу, от Поцелуева моста к Пряжке и дальше к дому Блока. Крюков только пересекаю.
Майя

Майя Воронова   18.08.2016 08:29     Заявить о нарушении
Повезло, Майя! А гулять по Питеру везде хорошо. Особенно в центре. С уважением,

Мария Богомолова   19.08.2016 19:43   Заявить о нарушении
да, Маша, спасибо. Правда, я не везде люблю в центре гулять , а только по трём улицам. Почему, не знаю. Все от Невского отходят, вглубь: Пушкинская, Рубинштейна и Казанская (эта - только до Гороховой)
Майя

Майя Воронова   20.08.2016 12:31   Заявить о нарушении