Крюков канал и его окрестности. Часть 1
Северная столица, как в зеркале, отражается в глади вод, и словно любуется своими золотыми шпилями и куполами, ровными колоннадами и арками. Восхищаясь современным Петербургом, невозможно не поддаться великолепию и обаянию оставшегося нам в наследство старого города, созданного Петром по образу и подобию Амстердама.
По мнению царя, водоемы должны были придать его детищу не только величественное своеобразие, но и стать надежными гидротехническими сооружениями, способными осушить огромные участки территории городских кварталов, ликвидировать многочисленные болота и гиблые топи. Городские каналы позже превратились в надежные и удобные транспортные магистрали, по которым в столицу доставлялись строительные материалы, дрова и необходимые продукты питания первым жителям Санкт-Петербурга. Почти целое столетие воды каналов оставались настолько чистыми, что служили источниками питьевой воды.
Один из старейших ныне существующих каналов Петербурга – Крюков канал. Его строительство началось ещё во времена Петра Первого в 1718 году. Своим названием он обязан старшему подрядчику Семёну Степановичу Крюкову, которому царь поручил прорыть канал от Невы в районе современного Благовещенского моста до Мойки для доставки в город строительных материалов и продовольствия.
Известно, что Крюков был уважаемым посадским человеком, разбогатевшим на строительных подрядах. Он также занимался поставками железа на остров Котлин, кирпича на Пушечный двор, корабельного леса в Адмиралтейство. В молодости Семён в числе других крепостных крестьян попал на строительство Петербурга из Лежнева, где вскоре за недюжинную силу и трудолюбие был переведён в мастера. Ему положили жалование в двенадцать рублей, выдали ссуду и наделили несколькими десятинами земли на Городском острове – там он построил свой первый дом.
Первоначально Семён Крюков собирался соорудить канал за год, набрал не менее трёхсот работных людей, выдал им лопаты и пообещал каждому по три рубля. Но сильные дожди и болотистая почва внесли в планы строительства коррективы – окончательно канал был сдан только в 1720 году. На открытие неожиданно явился сам государь. На искусственном треугольном острове, образовавшемся от слияния нового канала с ранее построенным Адмиралтейским каналом и рекой Мойкой, Пётр задумал разбить сад, выкопать пруд и построить небольшой дворец. Остров получил название Новая Голландия.
В 1780 году русло Крюкова канала было решено продолжить до реки Фонтанки. Вновь построенный участок канала долгое время назывался Никольским – по названию собора, построенного в 1762 году, и по сей день являющегося украшением петербургской Коломны. Главной доминантой и визитной карточкой, привлекающей многочисленных туристов и ценителей архитектуры, является колокольня Никольского морского собора, расположенная на набережной Крюкова канала и возведённая по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского раньше собора – в 1758 году.
В 1840-х годах часть старинного водоема, от Невы до места пересечения с Адмиралтейским каналом, засыпали, заключив в трубу. В то время намечалось строительство Благовещенского моста через Неву и одновременно освобождалось место для формирования новой городской площади с одноимённым названием.
В начале XIX века берега канала облицевали гранитом и перекинули через него шесть мостов. Относительно небольшая длина канала – чуть более одного километра, его отдалённость от центра города, особенность застройки и неповторимый ландшафт придали этому району вид тихой и спокойной окраины.
И сейчас, прогуливаясь по набережным Крюкова канала, можно ощутить тот самый характерный дух Петербурга со всей его трёхсотлетней историей. Ведь это место – средоточие памятников старины, знаменитых культурных и торговых заведений. Благодаря своему богатому историческому прошлому Крюков канал внесен в реестр заповедных зон Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что далеко не все жилые и общественные здания на набережных канала дожили до наших дней в целости и сохранности, та часть из них, что устояла, охраняется государством. Зачастую, даже не имеющие особой культурной и исторической ценности дома, неоднократно менявшие свой первоначальный вид, продолжают оставаться городскими объектами и формируют сложившийся архитектурный ансамбль Крюкова канала и его окрестностей.
Фото с сайта Rasfocus.ru
Свидетельство о публикации №216062101062
Майя
Майя Воронова 18.08.2016 08:29 Заявить о нарушении
Мария Богомолова 19.08.2016 19:43 Заявить о нарушении
Майя
Майя Воронова 20.08.2016 12:31 Заявить о нарушении