Осеннее

          Осень... Это всегда было для меня словом волшебным, вмещающим золото листьев, аромат созревших яблок, шорох дождя, густой грибной дух, стук каштанов об асфальт, дымок с лёгкой горчинкой, запах бушующих разнообразием красок стойких хризантем, прощальное курлыканье журавлей и клёкот лебединых стай, улетающих на юг... Я всегда любила осень. А она дарила мне приятные моменты. Я влюбилась осенью, не впервые, но навсегда. Затем вышла замуж - и тоже осенью. Родился наш первенец, наша надежда, гордость, счастье, которое невыразить словами, конечно же, осенью... Первое жильё в коммуналке, затем своя собственная кооперативная квартира - всё это тоже наше осеннее. И конечно же радость за своего первоклассника первого сентября, гордость за студента. Спасибо, осень!
           Но осень, так много дарившая мне, забрала то, что казалось устоявшимся, незыблемым, только моим, самым любимым и дорогим... Не стало мужа. И все осиротели вдруг: дети, внуки, даже друзья, соседи и просто знакомые сожалеют о его раннем уходе.
Он был прекрасным мужем, отцом и дедом: нашей дружной семье завидовали многие. Я до сих пор не могу привыкнуть, что надо писать о нём в прошедшем времени.
           Это был замечательный человек, добрый, отзывчивый, готовый прийти на помощь любому и в любое время. Он и в Чернобыль поехал, чтобы помочь всем нам. Не задумываясь. Сразу. По велению души и огромнейшего чувства долга (сейчас людей, которых хотя бы коснулось случайно это чувство, я не встречала).
           Он был возможно даже слишком "правильным" в своих поступках, но никогда не требовал этого от других. Я жила легко и радостно, он нёс в себе свет и тепло, от чего всем вокруг него было уютно. В сложные моменты на его крепкое плечо всегда можно было рассчитывать, а за его широкую крепкую спину часто прятались от холодных ветров и жизненных бурь.
           И вот моя 65-я осень, "полукруглая" дата. Пришли дети и внуки. Всё торжественно и красиво: цветы, шарики, гирлянды, стихи, подарки, поздравления, поцелуи и нежные объятия. Я их всех обожаю. А через 16 дней - День рождения нашего сына. Мы снова соберёмся вместе. Это так приятно видеть всех за одним праздничным столом.
           Но в душе не тает льдинка, ноет занозой: через 10 дней... Вот так осенью мы и отмечаем теперь поочерёдно наши с сыном дни рождения, а потом - печальную годовщину.
           Друзья мужа по институту собираются приехать в наш город, где они вместе учились. Хотят рассказать моим детям и внукам то, чего те ещё не знают об отце и дедушке, о бессменном старосте их группы, командире строительного студенческого отряда на целине и просто хорошем товарище, память о котором они трепетно хранят и сейчас. Мне очень приятно внимание давних товарищей моего мужа, я им так благодарна за то, что они нам в своё время организовали и подарили замечательную студенческую свадьбу, а теперь поддерживают меня и сглаживают боль утраты.
           Пока живы его товарищи, пока жива я, пока будут жить наши дети и наши внуки, хочется надеяться, что и правнуки, память и любовь к нему пусть не угасают.
           О хорошем человеке память должна жить долго.


Рецензии