Первый день войны

      Из воспоминаний А.В. Западова. В записи Е.П. Соколовой


     21 июня 1941 г. я был направлен в командировку в Курский педагогический институт для приема экзаменов по русской литературе XVIII века у студентов-заочников. Приехал я в субботу и сразу же зашел к декану, который напоил меня чаем и предложил не ходить в гостиницу, а остаться переночевать у него в кабинете на диване, а назавтра здесь же экзаменовать студентов. Я охотно согласился.
     Радио в кабинете не было. Я проснулся рано, приспособил все для приема студентов, разложил билеты. Из-за двери, ведущей в коридор, стали раздаваться взволнованные голоса, что-то с оживлением обсуждавшие. Не скрою, они меня насторожили именно своей тональностью. Конечно, каждый экзамен в сессию для студентов событие, но тем не менее не столь бурно обсуждаемое.  Во всяком случае, про себя я это отметил, но не счел нужным что-либо выяснять. Пригласил зайти первых четырех студентов. Кабинет был тесноватый, стулья стояли прямо напротив меня, что, похоже, несколько смущало экзаменующихся. Помнится, по этому поводу я пошутил, но на шутку никто не откликнулся, и это меня слегка огорчило. Я имел уже некоторый опыт работы в вузе и успел полюбить общение со студентами. Мне нравилась их добрая и скорая отзывчивость на иронию, точная и дружная реакция на шутку, сразу снимавшая экзаменационную напряженность и на нет сводившая дистанцию между обеими сторонами стола. Конечно, придерживать ее всегда необходимо, но я уже очень хорошо знал, что размер этой дистанции определяет студент, и добровольная их мерка всегда означает уровень моего профессионализма, а студентам, видимо, обеспечивает необходимую независимость в общении, которая и приносит в конечном счете чувство удовлетворенности. Его-то я и не ощутил во время экзаменов 22 июня 1941 года. Помню, кто-то из студентов отвечал, монотонно читая подготовленный текст на бумажке. Я взял в руки старательно исписанные листы, просмотрел их и сказал шутливо: «Видимо, вы не знаете, что такое гонорар». Ответом был недоумевающий взгляд, а за дверью все время продолжали слышаться взволнованные голоса. Удивительно, что никто со мной не заговорил о начавшейся войне. Никому просто не пришло в голову, что я ничего не знаю, а моя непричастность к событиям, которую студенты чутко уловили, вызывала недоумение и отторжение. Только в начале седьмого, вечером, я вышел на улицу и не узнал город. Он был угрожающе темен. Магазины же осаждали сотни кричащих людей.
     Путь до Ленинграда был заполнен разговорами о бомбежках, выступлении Молотова, шуршанием газетных страниц. Не заходя домой, я приехал в военкомат, где меня тотчас переодели и направили в часть. Мы проходили мимо моего дома. Я попросил разрешения у капитана забежать на минутку домой, попрощаться с семьей, сказал, что догоню их. Тот разрешил. Жены дома не оказалось. Я поцеловал детей и попросил у соседки попить. Та вынесла мне эмалированную кружку с водой. Я выпил воду, поблагодарил. Соседка сказала: «Возьмите кружку. Может, понадобится». Эта облупившаяся кружка и сейчас со мной. Всю войну прошли. Я быстро догнал своих. Нас отправили сразу на фронт.

                Со слов А.В. Западова записала в свое время Е. Соколова.

     От себя: Спустя несколько лет после смерти мужа я прочитала в воспоминаниях о нем одного его ученика удивившую меня фразу: «Кажется, А.В. Западов довольно хорошо воевал».
     Вообще говоря, студенты очень любили мужа. За его интеллигентность, образованность, дружеское великодушие, блестящее остроумие, находили в нем живую связь с ушедшей эпохой, так как муж хорошо был знаком с Б.Л. Пастернаком, А.А. Ахматовой, Борисом Корниловым, Ольгой Берггольц, Н. Заболоцким и другими, интересно и живо рассказывал о них.
     Лично судить о том, как воевал мой муж, не могу, так как в войне не участвовала, но тем более странной показалась мне реплика его бывшего ученика, 1938 года рождения.
     А.В. Западов – инвалид Великой Отечественной войны I группы. Награжден медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и др. Имеет три ордена Отечественной войны, два ордена Красной Звезды. У него два ранения. Сохранилась справка из полевого госпиталя, что он имеет право на ношение нагрудного знака «Ранение тяжелое». Полагаю, что А.В. Западов, действительно, хорошо воевал. На фото привожу одну из старых публикаций, сохранившихся в семейном архиве.


Рецензии