C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Урок, как событие жизни

Володя рисовал степь, всю в ярких красках и необычных цветах. Он стоял у мольберта и, казалось, его холст источал тонкий аромат полевых цветов и степных трав, теплой, разогретой за день земли. Мальчик повернулся ко мне и я увидела, что по его щекам тоненькими струйками текли слёзы, тихие и незаметные, без всхлипов и плача. Просто текли.
  Я узнала накануне занятий, что вчера скоропостижно умер его отец. Молодой мужчина. В семье, кроме Вовы, росла ещё его маленькая сестрёнка, пятилетняя Машенька. Мама не смогла без последствий пережить такой удар. Сегодня утром её отправила в больницу, сдало сердце. Бабушка, тем не менее, привела его к нам на занятия. Дома, говорит, ему очень плохо, пусть лучше тут в коллективе побудет. Надо ему, как-то, морально оправиться среди людей. И правильно сделала. Сейчас он рисует степь. У нас сегодня такое задание. В углу негромко играет музыка композитора Крылатова, которая так и называется «Степь», из кинофильма «Конец императора тайги». Она прекрасна и нежна, ненавязчива и очень образна. Под неё можно представить себе очень ярко, любую картину и легко её нарисовать. Оттого и у Вовы, мальчика с огромной фантазией, получилось так чудесно передать на холсте ту мелодию, которая пронизывала сейчас пространство класса. Конечно, ему было не до поэтического настроя, но своё настроение он решил утаить. На картине светило яркое солнце, лишь вдалеке над сопками я разглядела у него лёгкую тень от набежавших облаков. Там зависла сиреневая дымка и подёрнула пространство второго плана. Он снова повернулся ко мне спиной, вытер кулаком глаза и продолжал рисовать. В коридоре на стульчике его ждала бабушка, она не пошла сегодня домой, а осталась здесь дожидаться конца занятий. Таня Болдина, руководитель группы ДПИ, вышла к ней, села рядом и стала тихо разговаривать о чем-то, отвлекая её от того страшного, что произошло в их семье. Женщина отвечала рассеянно, но потом немного разговорилась. Быть замкнутой своим горем она не могла. Всю жизнь Ирина Дмитриевна проработала в ДК в разных должностях, всегда в общении с людьми и теперь, не могла она остаться наедине со своим горем.
  В конце занятий я обошла всех своих учеников. У всех была степь, и везде разная. Ни одна работа не повторялась. Очень хорошо. Я и добиваюсь всегда такого результата. Копирование у нас на уроках не в моде. Но так бывает редко, как сегодня. Мотивы у многих учеников все равно повторяются, но тут, я думаю, очень помогла музыка Крылатова разбудить творческую фантазию у ребят.
  Ученики стали расходиться. Володя всё стоял у мольберта. Теперь просто так стоял, опустив вниз голову. Кисточки лежали на подставке, тряпка, испачканная красками, была в его руке.
- Володя, - обратилась я к нему, - может быть, ты хочешь ещё на кружок юннатов остаться. Я скажу Екатерине Владимировне, чтобы она тебя посадила вместе с ребятами у себя в кабинете. Сегодня они будут разговаривать про породы собак. Фильм документальный будет.
  На душе у мальчика была горечь. Это было видно по его задавленным плечам, будто тяжелый груз на него навалили и не хотели снять. Но он, все-таки, кивнул мне головой в знак согласия.
  Мы прошли в кабинет юннатов, который представлял собой ещё и живой уголок. На подоконниках росли огромные кусты азалий, которые сейчас зимой обильно цвели. В дальнем углу на высоких тумбочках стояли клетки с кроликами и морскими свинками. Высокая двухэтажная клетка с большим барабаном для хомяков, располагалась на учительском столе. Мы вошли туда, в то время, когда ученики собирались усаживаться за столы. Катя пришла сегодня немного уставшая. В первую смену она работала в детском саду. Здесь она вела кружок только первый год, но надо сказать, весьма успешно. Дети её полюбили сразу за незлобивый нрав и спокойный характер. Вот именно такого кружковода нам и не хватало. Кроме покладистого характера, она обладала и неплохими организаторскими навыками, а так же могла много и интересно рассказывать о животном мире, благо имелся на это огромный личный опыт.  Мы вышли с Катей в коридор и я объяснила ситуацию с Володей.
- Конечно, пусть сидит. Если захочет уйти, я скажу тебе.
- Спасибо, но я лучше посижу здесь. Буду его контролировать, мало ли, что!
- Да, понимаю.
  Вскоре начались занятия. Кружок «Юный натуралист», мы организовали не сразу. Только лишь когда дали помещение, чтобы можно было разместить живой уголок, тогда мы и стали набирать ребят. А без этого, не имело никакого смысла начинать. Что значит юннаты без животных? Как за ними наблюдать, учиться ухаживать, вести календарь их жизненного цикла? Сейчас их педагог начала свой урок с фильма, озвучив вначале, тему занятия: «Редкие породы собак». Картина оказалась небольшая, всего на пятнадцать минут, чтобы ребята не устали и могли сосредоточенно воспринять увиденное. Так и получилось, посмотрели и обсудили. Кто-то задал вопрос учителю:
- Скажите, а ваша любимая порода какая?
- У меня всю жизнь были рИзены. И теперь у меня тоже дома такая собака.
- Расскажите об этой породе,  - попросили из глубины кабинета.
- Вот она, как раз раньше относилась к категории редких пород. Потому что её не разрешалось держать на территории нашей страны. Это была любимая порода Гитлера, поэтому, сами понимаете… Разрешение на её ввоз в страну было получено только в начале 70-х годов двадцатого века. А в 1973 году, на неё был официально снят запрет.
  После этого в классе возникла неловкая тишина. Я, несколько, удивилась этому. В группе были разновозрастные ребята, но самой маленькой Насте Белкиной исполнилось уже 10 лет. И тут молчание прервала Смирнова Галя.
- Можно вопрос? Нам не много не понятно, почему, все-таки, был на неё запрет? Кто такой этот Гитлер-то?
  В этот момент, мне показалось, что Катька съехала вниз по стенке, у которой стояла. Она округлила глаза, открыла рот, но от удивления не могла сказать ни слова. Я была удивлена не меньше. И это задаёт вопрос ученица седьмого класса! Откашлявшись, и немного придя в себя, я обратилась к Гале.
- Деточка, ты в каком классе учишься? – спросила я банальность.
- В седьмом, - без досады ответила она.
- Разве вы в школе не проходили период Великой Отечественной Войны?
- Нет. Мы все больше фараонов изучаем, Рим, Грецию, про иго татарское проходили, а это – нет.
  Катя, наконец-то, закрыла рот, пожевала губами и спросила:
- Скажи пожалуйста, кто ваш учитель истории?
- Марина Николаевна, мама Яны, которая на ИЗО ходит.
- Я, обязательно поговорю с ней, когда она придет на собрание вместе с Яной перед Новым годом, - ответила я. – Конечно, мы с Екатериной Владимировной очень раздосадованы таким фактом, но в этом нет вашей вины, поэтому давайте знакомиться с нашей родной историей, раз уж об этом зашла речь.                Вкратце, но ёмко и познавательно, мы постарались объяснить ребятам, в чем же здесь дело. Выполнили, можно сказать, работу за учителя истории. Обидно было и грустно осознавать, что новое поколение растет в таком чудовищном неведении. Вот отсюда и «ветерки»-неформалы, отсюда и свастика и факельные шествия. Наши дети понятия не имеют об этих садистах и маньяках, которые повернули историю так, что по сей день не заживают раны в искалеченных душах тех, кто прошел дорогами войны с 1941 по 1945 годы. В конце занятий мы договорились с ребятами посмотреть несколько фильмов о войне. В моём кабинете ИЗО, экран был больше и я пригласила их через два дня на первый просмотр.
 Вместе с Катей мы отобрали для этого самые, казалось бы, безобидные фильмы, где нет открытых сцен насилия, где война не показана своим прямым оскалом, такие, чтобы не травмировать неподготовленную детскую душу. Первый фильм был «Особо важное задание», о строительстве оборонного завода по выпуску самолетов-штурмовиков. Там была очень интересно и подробно показана производственная сторона, там было понятно, чем так страшна война для советских людей, для детей, взрослых, стариков. Очень увлекательно показаны характеры главных героев, их страдания, надежды, разочарования, просто – жизнь.
  Фильм посмотрели с интересом, не пришел только Володя. В семье был траур, но я верила и надеялась, что малыш выдержит все эти испытания. Для пятиклассника он был очень смышленый и самостоятельный мальчик. Обсуждение после картины заняло не менее часа. Вопросов было много, мы старались ответить на все. И какого же было наше удивление, когда на следующий день пришли несколько родителей наших учеников с претензиями. Какое право мы имели показать детям военный фильм?
- Это травма для ребёнка, понимаете? – громко говорила одна мамаша. – Он весь вечер только и говорил об этом, упрекал нас, что мы ничего про это ему не рассказывали. А зачем?
- У вас никто в семье не воевал? – спросила я.
- Дедушка воевал. Но это к сегодняшнему дню не имеет никакого значения. Зачем детям знать все это? Мы даже награды прячем и фото его не показываем, что он с фронта присылал. Это всё история. Вырастут, и если захотят, то узнают.
- Вот оно, что? А я то думаю, откуда у Димы вашего такое жестокое отношение к старикам?
- Это не имеет к делу никакого отношения. Вы бы лучше, чем проводить свои эксперименты на наших детях, спросили разрешение у их родителей. Стоит им показывать все эти вещи или нет?
  Тут Катя вскипела по настоящему.
- Ваш сын смотрит боевики и ужастики? Фредди Крюгера, смотрит? Не отрицайте, не надо. Он все уши уже этим фильмом прожужжал.
- Ну, и что же? Это совсем другое.
- А, это безобразие с экрана, его разве не травмирует, как вы говорите?
  Она потопталась на месте, но рядом стоявшая соседка, тут же её выручила.
- Но, это же не настоящее всё, там искусственные страсти, а ваши фильмы – это живая реальность. Есть разница.
  Вот так и закончилась наша встреча с родителями после просмотра такого «нехорошего» для детей кино. И все же мы продолжали знакомство с военными фильмами известных режиссеров. Но просили приходить на просмотры только тех, кому разрешили их добрые мамы с папами. Уверена, что их дети, никогда не попадут под влияние черного паучьего креста и не будут срывать на 9 мая с ветеранов орденские ленты и медали. Многих из них, уже повзрослевших, я потом видела на шествии Бессмертный Полк. И мне отрадно думать, что всё началось с того памятного для нас с Катей урока, и с «Особо важного задания», которое в результате стало и их заданием любви к Родине и памяти о страшном слове – война.

 19.06.2016.


Рецензии
Да, Оля, да, к сожалению, даже в нашей стране
молодёжь плохо знает историю.
Если наше поколение уйдёт, война для многих покажется сказкой.
Страшно.
С уважением и благодарностью за рассказ!

Валентина Столярова 2   14.07.2019 11:05     Заявить о нарушении
Нельзя нам в России забывать такие вещи! Наша память - это наша безопасность, а иначе окажемся в пропасти.
Спасибо Вам за отзыв!
С уважением!,

Ольга Азарова 3   14.07.2019 11:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.