Трамвайный рейс

     Был душный августовский день. Солнце пряталось за облака, а выглянув, светило ярко и колюче, тогда становилось очень жарко.

     Маленькая Лялька скучала в своём углу, а её дед дремал на диване.
      
      "Хорошо взрослым, они на работе играют, я же остаюсь с дедом, а он всё время спит".

      - Дедуля, пойдём гулять, – позвала она.

      - Угу, - сонно пробормотал дед, продолжая лежать.

      - Дедуля, пойдём гулять!

      - Давай лучше отдохнём, ты в своей кроватке, а я на диване.

      - Дедуленька, миленький, - с яростью твердила Лялька, колотя его по спине пухлыми кулачками.

      - Ну… пойдём, - тянул дед, нехотя поднимаясь с дивана, - одевайся.

      - Дед, завяжи мне шнурки!

      - Пять лет исполнилось девке, а она обуться сама не может, - ворчал дед.

Одевшись и закрыв квартиру, они направились в детский парк но как только подошли к трамвайной остановке, закапал дождь.
 
      - Давай на трамвае покатаемся, – предложил дед, глядя на подошедший трамвай.

      - Давай! – охотно согласилась Лялька.

Они вошли в вагон и хотели сесть на переднее сиденье, но рядом стояла накрашенная и разодетая девица, от которой так резко пахло дешёвыми духами, что дед потянул Ляльку в середину трамвая. Им посчастливилось устроиться на сиденье у самого окна В трамвае было очень тесно, и пассажиры стояли, плотно прижавшись друг к другу. Женщины с тяжёлыми продуктовыми сумками злобно смотрели на сидевших перед ними молодых парней, которые, стараясь их не замечать, смотрели в окна. На заднем сиденье два пенсионера громко спорили на политические темы с преобладающими словами «Кто виноват» и «Что делать».

 Трамвай мягко тронулся. Впереди деда и Ляльки сидели два подвыпивших друга. Один из них крепко спал, прислонившись головой к окну, а другой нежно гладил его по голове, приговаривая:

      - Ты не лебедь, не синица – просто сизый голубок.

  Мимо проплывали дома, деревья, пёстрая лента идущих по тротуару людей с озабоченными лицами. Близилась остановка. Здесь на скамейке ожидала трамвая группа молодёжи. Девицы сидели, задрав мини юбки до живота, некоторые из них держали на коленях парней, которые курили и стряхивали пепел им на причёски.
 
  Вдруг вся ватага дружно устремилась к двери остановившегося трамвая, оттеснив старушку, немощно вцепившуюся в поручни. Двери с трудом закрылись, чуть не придавив старушку, втиснувшуюся последней. Она робко придвинулась к передним сиденьям, но развалившиеся на них парни начали упорно смотреть в окно. На остановке «Центральный рынок» в вагон влезли три толстых тётки, каждая держала большую сумку с яблоками, а у одной из них был ещё и маленький ребёнок. Тётке нехотя уступили место, и она, усадив на колени малыша, достала из корзины яблоко, плюнула на него, затем вытерла его подолом своей юбки и дала ребёнку, тот сразу же вцепился в него зубками, пуская слюни и толкая ножками сидевшую впереди пассажирку.

      - Ай! - крикнула, сидевшая с краю пожилая дама.

  Ей на голову капнуло подтаявшее мороженое, которое ела одна из девиц.
 На одной из остановок, качаясь и наступая всем на ноги, вошёл пьяный мужик лет сорока. И едва он появился, как стоявшая неподалёку толстенная тётка истошно завопила на весь трамвай:
 
      - Уступите место! Не видите – "выпившы мушшына"!

     И злобно вперила взгляд на сидевшую рядом женщину интеллигентной наружности. Та моментально встала, а тётка удовлетворённо хмыкнула.

     Трамвай катил дальше. Вот он выехал на мост через речку. Выглянуло солнце, и нефтяной слой, покрывавший воду, заискрился всеми цветами радуги. По берегам торчала опалённая трава, чахлые деревья вокруг речки доживали последние дни.
 
  Вблизи от берега рыбачили мужики. Они грядой стояли по бёдра в воде, опустив в неё удочки, и не двигались. Мужики были одеты в майки, трусы и высокие, выше бёдер, сапоги.

      - Дедуля, почему они в сапогах? – спросила Лялька.

      - В этой речке вода ядовитая, кожу разъедает, вот они сапоги и надели.

      - А где у них рыба? – не унималась внучка.

      - Какая тут рыба! Вон деревья и те дохнут, а рыбы в этой воде давно уже нет.

  На заднем сиденье слышались голоса продолжавших спорить двух пенсионеров. Их спор был готов уже перейти в драку, но тут трамвай остановился. Вероятно, на этой остановке была пора выходить «голубку» и его менее пьяному другу, который уже минут пять усердно будил его. «Голубок» зашевелился, но как только его друг двинулся к двери, снова уронил голову на грудь и уснул; а друг, видя, что «голубок» за ним не идёт, вернулся, но спутал его с другим пьяным мужиком, мирно спавшим на сиденье впереди «голубка».

      - Пойдём же, пора выходить, – уже силой потащил он к выходу спящего мужика.

      - Да не того тащишь! – кричали ему пассажиры.

     Но он, ничего не слушая, втолкал упиравшегося алкаша на тротуар. Между ними завязалась драка, но чем она кончилась, так и не узнали заинтересованные ситуацией пассажиры, ибо трамвай продолжил свой путь.

  Проезжая мимо магазина «БЫТОВАЯ ХИМИЯ», дед усмехнулся, ему вспомнилась сцена, произошедшая здесь вчера. В этом магазине он покупал по талонам мыло один кусок на талон. И когда очередь дошла до деда, он отдал талоны и деньги, а взамен получил чек. И тут к кассирше подскочила толстая баба средних лет, держа в руках отрытый флакон хлорофоса и тщетно нажимая на его головку. При этом она истошно кричала:

      - Вы что это бракованный товар продаёте!? Давай назад деньги!

     И тут флакон хлорофоса брызнул прямо на кассиршу.

     Баба, обрадовавшись, нажимала на головку ещё и ещё, поливая оторопевшую кассиршу хлорофосом. Та, наконец, придя в себя, заорала:

      - Ты, стерва, за что меня травишь?!

      - А что мне тебя не травить?! – уже не могла остановиться баба –
      - Ты вон как разъелась, на тебя не флакона, а ящика мало будет.

     Кассирша отряхивалась, рыча от гнева:

      - У…сука, ты…стерва…,Если бы не касса, я бы тебе патлы-то повыдергала!

  И в ярости пробила деду ещё один чек на мыло. Он схватил чек и засеменил к прилавку, где ему выдали двойную порцию мыла. Не веря своему счастью, дед потрусил к дверям и почти бегом направился к трамвайной остановке, оглядываясь, не бегут ли за ним продавцы отнимать лишнюю порцию мыла.

     Неожиданный толчок прервал мысли деда. Трамвай встал, Идущий на встречной линии трамвай тоже стоял. Сзади раздавались звонки очередного транспорта.

  А случилось вот что: поперёк рельсов, занимая обе колеи, сладко спал пьяный мужик. Его друг наклонился над ним, уговаривая:

      - Вася… а Вася, вставай, пойдём домой.

  Но Вася продолжал мирно спать. Их плотным кольцом окружили прохожие, почтительно глядя на трогательную сцену. Трамваи нетерпеливо звенели, автомобили сигналили. Наконец двое парней осторожно перенесли спящего Васю на газон, и движение транспорта восстановилось. Вот и «кольцо» - конечная остановка маршрута.

  Два пенсионера, выходя из вагона, уже замахивались друг на друга клюками, видимо, не найдя компромисса в своём споре. В трамвае остались только Лялька с дедом да спящий «голубок». Обогнув кольцо, оба вагона заполнились пассажирами. Между ними шныряли мальчишки с пачками газет, назойливо всем предлагая их купить.

     Трамвай двинулся в обратный путь. Снова проносились мимо дома, газоны, деревья. Вот и мост через речку. Рыбаки с удочками стояли в воде вдоль берега в тех же позах. Вдруг – толчок и трамвай остановился.

      - Не доедем сегодня – ворчал дед.

      - Электроэнергию взяли! – радостно сообщил из кабины водитель.

     Пассажиры терпеливо ждали, оставаясь на своих местах. Прошло полчаса. На лицах людей можно было прочесть удовлетворение этой остановкой: она давала возможность с чистой совестью некоторое время просто бездействовать – не надо спешить, напрягаться – ведь трамвай всё равно стоит, и ничего с этим не поделаешь. Женщины начали поднимать опущенные глаза, посмотрели в окно.

      - А ведь деревья-то все в листьях, да какие зелёные…а небо – голубое, как в детстве…

     Но тут трамвай встряхнуло, он тихо тронулся, и все возвратились в свою обыденность.
  Вот и проехали круговой рейс. Трамвай остановился, Лялька с дедом вышли из вагона и пошли домой. А трамвай ехал дальше навстречу новым людям и мелким приключениям, навстречу деревьям, грязным тротуарам, серым домам.
 
 1990г



1


Рецензии
Почти как у вас, но из окна автобуса: "Картина маслом" http://www.proza.ru/2011/11/09/400

Алекс Венцель   07.12.2018 21:24     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.