Вспомним всех поимённо

 Я уже писала о нескольких наших ветеранах. Хотелось бы продолжить эту традицию и к каждому празднику рассказывать о судьбах ветеранов.

     Война. Это испытание для любого народа во все времена. Для нашего народа самым страшным испытанием стала Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Вместе со всей страной тяготы и лишения испытали на себе и жители станицы Старочеркасской. Они воевали на фронтах, работали на фабриках и заводах, выращивали хлеб для  страны. Но все они ковали нашу великую победу.

Сегодня я расскажу  об уроженце станицы Матёкине  Валентине  Дмитриевиче, который ещё при жизни передал музею все свои награды боевые и юбилейные, документы, фотоматериалы о себе и истории станицы. Всего около двухсот предметов. Один из первых комсомольцев станицы он прожил яркую, но противоречивую жизнь Его жизнь – это история советского периода нашей страны со всеми её взлётами, падениями и разочарованиями. Это и мысли о том, что что-то сделано не так. В годы комсомольской юности – это ярый  атеист, который вместе со своими товарищами боролся против церкви, помогал закрывать Старочеркасский женский Ефремовский  монастырь. А незадолго до своей кончины 6 января 1992 года он пишет письмо  Патриарху Всея Руси  Алексию 2 с просьбой открыть в станице Старочеркасской женский монастырь. Возникает вопрос, когда же он был искренний. Вот выдержка из его воспоминаний 1975 года: «Значительное препятствие проведению антирелигиозной пропаганды оказывали монашки женского монастыря, который просуществовал  в станице до 1927 года». А вот выдержка из письма Патриарху: «В станице Старочеркасской, в этой исторической местности на Дону, долгие годы существовал женский монастырь. Это богоугодное заведение пользовалось самым искренним уважением у местного казачества…Это заведение представляло образец не только в воспитании лиц, в нём состоящих, но и показывало как нужно вести хозяйство».А вообще, по большому счёту, это был  очень достойный человек, жизнь которого как в зеркале отражает жизнь нашей страны в недалёком прошлом.

 А познакомилась я с Валентином  Дмитриевичем, полковником в отставке, в августе 1975 года. Он привёз в музей документ о реабилитации бывшего директора музея имени Степана Разина в станице Старочеркасской Гринёвой Елизаветы Митрофановны. Она была арестована в период коллективизации за то, что защищала раскулаченных, говоря о том, что кто же будет кормить страну. Умерла Гринёва спустя несколько лет в лагере. А участвовал в её аресте и Валентин Дмитриевич. И эта вина, по всей вероятности, занозой сидела в его сердце. А так как у неё не было родственников, то и хлопотать о восстановлении её честного имени было некому. И эту миссию взял на себя  герой нашего повествования.

 Ну а теперь всё, что известно об этом человеке. Родился он 26 июля (по старому стилю) 1912 года в семье казака Матёкина Дмитрия Михайловича. В 1919 году пошёл в школу. В 1924 году закончил  4-х классную школу первой ступени. Его учителем и была Гринёва Елизавета Митрофановна, выпускница Сорбонского университета. Организовать пятый класс в школе не удалось и родители отправили его для продолжения учёбы в Новочеркасск. Учился он в средней школе №2 (бывшей Дувакинской гимназии).  В 1928 году, после окончания школы, он активно включается в общественную жизнь станицы. Осенью 1929 года вступает в члены ВЛКСМ. Тогда наша станица входила в состав Батайского района. Больше года он проработалпионеровожатым  в Старочеркасской  школе. В 1929 году комсомольская организация  направила его на работу почтальоном. На него была возложена обязанность, распространять  газету «Беднота», которую в то время в станице выписывали единицы. Вскоре станица вошла в состав Новочеркасского района, и секретарём комсомольской организации был избран Валя Матёкин.

 Должность секретаря была  неосвобождённой, а работать приходилось очень много. В  Старочеркасскую первичную организацию входили, помимо станицы, хутора Алитуб, В-Подпольный и Слава Труда, общеобразовательная школа и школа глухонемых. После ареста Гринёвой, его назначают заведующим музеем, где он и получал заработную плату.

 В это время начинается сплошная коллективизация, время обострения классовой борьбы. В начале 1933 года  Матёкин был отозван в распоряжение Северо-Кавказского краевого управления связи, как ранее работавший в этой системе. Он был направлен в город  Баталпашинск (Карачаево-Черкесской автономной области) почтово-телеграфным работником. Ещё живя в станице, он привлекался в качестве секретаря на заседаниях народного суда, когда выездные заседания проходили в станице. Прибыв на новое место, он в рассказе о себе упомянул и о работе в народном суде. И как пишет в своих воспоминаниях Валентин Дмитриевич: «…в связи с усилением борьбы с хищениями социалистической собственности, в Черкесии началось формирование дополнительных судебных камер (закон «о трёх колосках»)». Решением бюро Черкесского обкома ВЛКСМ он был отозван из органов связи и передан в распоряжение  Областного суда, где сначала был старшим секретарём, а затем избран народным судьёй дежурной камеры Народного суда в городе Баталпашинске. Вот вам и история жизни страны на примере жизни конкретного человека. Судьями часто становились случайные люди. И хорошо если, по своим внутренним качествам, это был достойный человек. А было и по- другому.
 
      В 1938  Валентин Дмитриевич был призван в ряды Красной Армии, где прослужил до ухода в отставку, дослужившись до звания полковника. Весной 1940 года он попадает в 107 стрелковую дивизию, которая дислоцировалась на территории Алтайского края со штабом в городе Барнауле. И Валентина Дмитриевича назначают в неё исполняющим обязанности военного прокурора. 9 мая 1941 года его назначают Военным прокурором дивизии. И это с образованием  7 классов.

 22 июня началась Отечественная война. Последовал приказ о подготовке дивизии к боям. Уже 28 июня  последний эшелон с войсками и техникой ушёл на фронт.  При встречах с ветеранами войны мы обычно узнаём о боевых действиях, о героических подвигах. А вот в его воспоминаниях  можно познакомиться и с действиями на фронте Военной прокуратуры и трибунала. И он вспоминал, что не представлял своей работы в боевой обстановке. А командир дивизии П.В.Миронов, по пути следования, говорил, что на месте разберёмся. К моменту их прибытия на фронт он находился уже в Смоленщине. В дороге  прокурор вёл пропаганду законов военного времени. Разгрузившись к 7 июля в районе города  Дорогобужа, дивизия вошла в состав 24 общевойсковой армии. По соседству с ними стояли войска 19 армии генерала М.Ф.Лукина. На дивизию первоначально была возложена задача установить заслон с целью проверки людского потока, который двигался от Смоленска  на восток. Среди этого людского потока были и бежавшие с поля боя военнослужащие и прямые лазутчики фашистов. Их надо было выявлять в первую очередь. Ночью они подавали светосигналы фашистам. Были и курьёзные случаи. Во время одной из бомбёжек  было сбито 3 немецких самолёта. Экипаж одного из них был взят в плен. На месте задержания пилотов вдруг появились два неизвестных в смешанной форме и без знаков различия. Один из них был с фотоаппаратом и стал фотографировать лётчиков. Начальник особого отдела заподозрил в них немецких лазутчиков и арестовал вместе с немцами. Они были доставлены в штаб дивизии. На другой день утром один из задержанных предъявил командиру дивизии удостоверение спецкора газеты «Красная Звезда» Константина Симонова. Командир дивизии извинился, но посоветовал не появляться в прифронтовой полосе в смешанной форме. Вскоре дивизия уже участвовала в боях.

 Приняла участие в Ельнинской  операции. Это была первая с начала войны наступательная операция такого масштаба. Осуществляли операцию  войска 24 сибирской армии Резервного фронта, куда входила и 107 стрелковая дивизия, где воевал Матёкин. Резервным фронтом командовал Г.К. Жуков. В своей книге «Воспоминания и размышления» он пишет: «Особенно мужественно дрались наши 19, 100 и 107 дивизии.  Я видел с наблюдательного пункта комдива 107 П.В.Миронова  незабываемую картину ожесточённого боя за железнодорожную станцию».  После этой операции дивизия стала гвардейской. В октябре 1941 года дивизия попала в окружение.

 В марте 1943 года  В.Д. Матёкин  покинул дивизию, так как получил новое назначение Военным прокурором  9 танкового корпуса, который входил в состав Центрального фронта. С этим корпусом он участвовал в Орловско-курской операции, освобождении Белоруссии, Польши. Закончил войну в Берлине. К концу войны он имел воинское звание подполковник. За участие в войне Валентин Дмитриевич имел 13 боевых наград. 2 ордена Красная Звезда, 4 ордена Отечественной  войны двух степеней и 7 медалей.
          -2 медали «За боевые заслуги»
         -«За оборону Москвы», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
И это совсем  неплохо для Военного прокурора. До мая 1946 года Матёкин служил в Берлине, а затем по состоянию здоровья был отправлен на Родину. В 1948 году он поступил в Военно-юридическую академию Красной армии и успешно её закончил в 1952 году. С 1951 по 1959 годы он был начальником следственного отдела Военной Прокуратуры СКВО. В 1959 году ушёл в отставку. До конца жизни он переписывался со своими однополчанами и 107 дивизии и 9 танкового корпуса. Судьба этого человека удивительна и поучительна. Он прожил яркую, достойную примера жизнь, чтобы сейчас не говорили о том непростом времени.
     Н/с  Старочеркасского музея           Ямнова Т.И.


Рецензии
Поздравляю с почином. Очень нужная статья. Успехов в творчестве!

Светлана Багаевская   22.06.2016 16:58     Заявить о нарушении